Греция: пять тысячелетий традиций.

Элизабет Стазинопоупола

Неолит (6800-3300 до РХ)

Любовь жителей Греции к личным украшениям наблюдалась еще в далеком прошлом. Самые ранние украшения, очевидно, появились в Палеолите, об этом говорят пробитые морские раковины, использовавшиеся в виде подвесок. Настоящие драгоценности - бусы, подвески, серьги и браслеты начали производиться в Неолите главным образом из камней, глины, костей и морских раковин. Металлические украшения в то время были чрезвычайно редки.

Каменные украшения были плоскими и имели простые формы, обычно в виде колец или маленьких дисков с пробитым отверстием. Они использовались как подвески или серьги. Бусы, браслеты и застежки были сделаны из кости или раковин.

Ранний Бронзовый Век (3300-1600 до РХ)

Серьезное изготовление различными методами драгоценностей разных типов и форм в Греции началось примерно в середине Раннего Бронзового Века. Это искусство продолжало процветать до конца Бронзового Века.

Драгоценности были, конечно же, показателем богатства изображенных и их высокого статуса в обществе, аналогичного значению материалов, из которых они были сделаны.

Уже с Раннего Бронзового Века доминировали металлические драгоценности, и не только потому, что металл был более ценным материалом, чем кость или раковина, но и также из-за того, что он обеспечивал большее разнообразие форм и конструкций.

Во время второй половины Бронзового Века в Греции производство украшений продолжало прогрессировать, появились новые виды и развились более сложные способы изготовления.

Средний Бронзовый Век (2000-1600 г. до РХ)

Во время второй половины Бронзового Века в Греции производство украшений продолжало прогрессировать, появились новые виды и развились более сложные способы изготовления.

Драгоценности редки на Греческом материке в середине Бронзового Века, из-за временного перерыва экономического и культурного развития, начавшегося в предшествующем периоде. Только к концу первой половины Бронзового Века появляются драгоценности на острове Крит, почти все найденные в могильниках.

Поздний Бронзовый Век (1600-1100 до РХ)

Этот период свидетельствует о росте и расцвете великой греческой цивилизации и получил название от известной цитадели, которая стала наиболее важным центром - Микены с ее золотыми богатствами. От глубинного района в Агролиде микенская цивилизация распространилась на греческий материк и Эгею, достигнув зенита в четырнадцатых и тринадцатых столетиях до нашей эры.

Золото имеет особенное обаяние для микенцев, и ювелирное дело с замечательными произведениями занимали специальное место среди малых искусств микенской Греции. Однако, подобно другим искусствам, микенские ювелиры свободно следовали минойским традиционным рисункам.

С середины пятнадцатого столетия до РХ, когда микенское господство было постепенно установлено повсюду, основными типами украшений стали золотые бусы, ожерелья и кулоны, а также кольца, чаще из золота и реже из серебра, бронзы и свинца. Микенцы изготавливали бусы из полудрагоценных камней типа агата, сардоникса, аметиста и горного хрусталя , а также из фаянса и стекла. Стекло использовалось все с большей частотой не только потому, что это был дешевый материал, но и из-за легкости литья стеклянных бус с каменных изложницах. Золотые бусы и украшения изготавливались расплющиванием золотых пластин и завершались грануляцией, филигранью с инкрустацией полудрагоценными камнями или стеклом

Античная Греция (1100-27 до РХ)

Геометрический период

В так называемое «темное время» (1100-800 до РХ), которое последовало за крахом микенского мира, золото и серебро не отражает ни богатства, ни фантазии предшествующих столетий. Однако созданная традиция жила в бронзовых и железных драгоценностях - благородные металлы были очень редки. В драгоценностях того времени проявляется влияние Севера. Кольца, спирали для волос, браслеты и арочные фибулы, извлеченные из Геометрических некрополей в Аттике, были сделаны в самой простой форме из проволоки или очень тонкого металлического листа, лишенного художественного оформления.

Расцвет производства драгоценностей вновь начался вскоре после 800 г. до РХ в результате контактов с более развитыми цивилизациями Востока и Египта.

Архаичные и Классические периоды

Хотя обработка металлов быстро развивалась в течение Архаичного периода (600-475 г. до РХ), остались лишь скудные примеры ювелирного искусства Греции этого периода. Такое малое количество золотых драгоценностей (главным образом остались серебряные, бронзовые или железные украшения) можно объяснить войнами с персами и тем фактом, что персы управляли Ближним Востоком, и, следовательно, золотым запасом. Однако производство драгоценностей продолжалось в течение этого периода без перерыва. Греческие ювелиры обратили внимание на рынки за границей, изготавливая греко-шиитские, греко-фракийские, греко-этрускские и греко-кельтские украшения. Так, во время Персидских Войн в Греции производство драгоценностей продолжалось без перерыва, создавая изящные работы со значительными изменениями в технике.

Эллинский период

Большие изменения, которые отмечают эпоху эллинизма (330-27 до РХ), начатую завоеваниями Александра Великого и выросшие благодаря контактам с Востоком и Египтом, повлияли также на ювелирное искусство. Это не только удивительное изобилие золота, но и появление новых типов драгоценностей и введение новых декоративных тем. Вступила в силу полихромия, достигаемая использованием полудрагоценных и даже драгоценных камней типа халцедона, сердолика, аметиста, горного хрусталя и преимущественно граната, заменившего более дорогостоящую стеклянную массу.

Римский период

В течение многих лет римского владычества после 27 г до РХ не происходило никаких существенных изменений в создании ювелирных изделий. С незначительными изменениями продолжалось использование форм существующих с эллинского периода, в то время как техника исполнения ухудшилась. Филигрань и грануляция появляется реже.

Склонность к полихромным эффектам и использование цветных камней возросли, использование эмали уменьшилось. В дополнение к прочим камням, использовались драгоценные камни - сапфир, изумруд, топаз, аквамарин и даже алмаз. Вновь возродилась техника чернения, известная с микенской эпохи.

Все эти тенденции указали путь к развитию обработки золота и серебра ранней Христианской и Византийский эпохе.

Ювелинет

Архив выпусков

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->