Греция: пять тысячелетий традиций.

Элизабет Стазинопоупола

Неолит (6800-3300 до РХ)

Любовь жителей Греции к личным украшениям наблюдалась еще в далеком прошлом. Самые ранние украшения, очевидно, появились в Палеолите, об этом говорят пробитые морские раковины, использовавшиеся в виде подвесок. Настоящие драгоценности - бусы, подвески, серьги и браслеты начали производиться в Неолите главным образом из камней, глины, костей и морских раковин. Металлические украшения в то время были чрезвычайно редки.

Каменные украшения были плоскими и имели простые формы, обычно в виде колец или маленьких дисков с пробитым отверстием. Они использовались как подвески или серьги. Бусы, браслеты и застежки были сделаны из кости или раковин.

Ранний Бронзовый Век (3300-1600 до РХ)

Серьезное изготовление различными методами драгоценностей разных типов и форм в Греции началось примерно в середине Раннего Бронзового Века. Это искусство продолжало процветать до конца Бронзового Века.

Драгоценности были, конечно же, показателем богатства изображенных и их высокого статуса в обществе, аналогичного значению материалов, из которых они были сделаны.

Уже с Раннего Бронзового Века доминировали металлические драгоценности, и не только потому, что металл был более ценным материалом, чем кость или раковина, но и также из-за того, что он обеспечивал большее разнообразие форм и конструкций.

Во время второй половины Бронзового Века в Греции производство украшений продолжало прогрессировать, появились новые виды и развились более сложные способы изготовления.

Средний Бронзовый Век (2000-1600 г. до РХ)

Во время второй половины Бронзового Века в Греции производство украшений продолжало прогрессировать, появились новые виды и развились более сложные способы изготовления.

Драгоценности редки на Греческом материке в середине Бронзового Века, из-за временного перерыва экономического и культурного развития, начавшегося в предшествующем периоде. Только к концу первой половины Бронзового Века появляются драгоценности на острове Крит, почти все найденные в могильниках.

Поздний Бронзовый Век (1600-1100 до РХ)

Этот период свидетельствует о росте и расцвете великой греческой цивилизации и получил название от известной цитадели, которая стала наиболее важным центром - Микены с ее золотыми богатствами. От глубинного района в Агролиде микенская цивилизация распространилась на греческий материк и Эгею, достигнув зенита в четырнадцатых и тринадцатых столетиях до нашей эры.

Золото имеет особенное обаяние для микенцев, и ювелирное дело с замечательными произведениями занимали специальное место среди малых искусств микенской Греции. Однако, подобно другим искусствам, микенские ювелиры свободно следовали минойским традиционным рисункам.

С середины пятнадцатого столетия до РХ, когда микенское господство было постепенно установлено повсюду, основными типами украшений стали золотые бусы, ожерелья и кулоны, а также кольца, чаще из золота и реже из серебра, бронзы и свинца. Микенцы изготавливали бусы из полудрагоценных камней типа агата, сардоникса, аметиста и горного хрусталя , а также из фаянса и стекла. Стекло использовалось все с большей частотой не только потому, что это был дешевый материал, но и из-за легкости литья стеклянных бус с каменных изложницах. Золотые бусы и украшения изготавливались расплющиванием золотых пластин и завершались грануляцией, филигранью с инкрустацией полудрагоценными камнями или стеклом

Античная Греция (1100-27 до РХ)

Геометрический период

В так называемое «темное время» (1100-800 до РХ), которое последовало за крахом микенского мира, золото и серебро не отражает ни богатства, ни фантазии предшествующих столетий. Однако созданная традиция жила в бронзовых и железных драгоценностях - благородные металлы были очень редки. В драгоценностях того времени проявляется влияние Севера. Кольца, спирали для волос, браслеты и арочные фибулы, извлеченные из Геометрических некрополей в Аттике, были сделаны в самой простой форме из проволоки или очень тонкого металлического листа, лишенного художественного оформления.

Расцвет производства драгоценностей вновь начался вскоре после 800 г. до РХ в результате контактов с более развитыми цивилизациями Востока и Египта.

Архаичные и Классические периоды

Хотя обработка металлов быстро развивалась в течение Архаичного периода (600-475 г. до РХ), остались лишь скудные примеры ювелирного искусства Греции этого периода. Такое малое количество золотых драгоценностей (главным образом остались серебряные, бронзовые или железные украшения) можно объяснить войнами с персами и тем фактом, что персы управляли Ближним Востоком, и, следовательно, золотым запасом. Однако производство драгоценностей продолжалось в течение этого периода без перерыва. Греческие ювелиры обратили внимание на рынки за границей, изготавливая греко-шиитские, греко-фракийские, греко-этрускские и греко-кельтские украшения. Так, во время Персидских Войн в Греции производство драгоценностей продолжалось без перерыва, создавая изящные работы со значительными изменениями в технике.

Эллинский период

Большие изменения, которые отмечают эпоху эллинизма (330-27 до РХ), начатую завоеваниями Александра Великого и выросшие благодаря контактам с Востоком и Египтом, повлияли также на ювелирное искусство. Это не только удивительное изобилие золота, но и появление новых типов драгоценностей и введение новых декоративных тем. Вступила в силу полихромия, достигаемая использованием полудрагоценных и даже драгоценных камней типа халцедона, сердолика, аметиста, горного хрусталя и преимущественно граната, заменившего более дорогостоящую стеклянную массу.

Римский период

В течение многих лет римского владычества после 27 г до РХ не происходило никаких существенных изменений в создании ювелирных изделий. С незначительными изменениями продолжалось использование форм существующих с эллинского периода, в то время как техника исполнения ухудшилась. Филигрань и грануляция появляется реже.

Склонность к полихромным эффектам и использование цветных камней возросли, использование эмали уменьшилось. В дополнение к прочим камням, использовались драгоценные камни - сапфир, изумруд, топаз, аквамарин и даже алмаз. Вновь возродилась техника чернения, известная с микенской эпохи.

Все эти тенденции указали путь к развитию обработки золота и серебра ранней Христианской и Византийский эпохе.

Ювелинет

Архив выпусков

 
-->