НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О С.-ПЕТЕРБУРГСКИХ ЗОЛОТЫХ И СЕРЕБРЯНЫХ ДЕЛ МАСТЕРАХ ЗА СТО ЛЕТ. (1714—1814)
(Старые годы: Ежемесячник для любителей искусства и старины. – 1907. – Январь. – С. 7—13.)
Страница из журнала
За последние двадцать лет на западе неоднократно обращалось внимание на мастеров золотого и серебряного дела и появилось в свет немало о них исследований. У нас теперь имеются более или менее подробные сведения о мастерах былого времени в Германии, Франции, Англии, Дании и т. д. Мы знаем их клейма, можем выяснить роль многих из них в искусстве и степень их таланта. Таким образом, нам возможно за редкими, быть может, исключениями определить, кем именно исполнены старинные предметы заграничного производства. Пора и у нас заняться этим делом, оставшимся пока совершенно ещё нетронутым, неисследованным и неизвестным. Мы так привыкли смотреть на произведения искусства, как на предметы заграничного происхождения, что почти всегда считаем всё хорошее привезённым из заграницы, если только нет прямых доказательств противоположного. В виду этого все наши музеи и частные коллекции изобилуют примерами неверного определения разных серебряных и золотых вещей, как вещей заграничного производства, между тем как они исполнены в России.
При близком знакомстве с этим предметом, мы не только можем убедиться в том, что и у нас имелись отличные мастера, хотя большею частью иностранного происхождения, но и в том, что немало произведений их рук уцелело и дошло до нас.
В течение шести лет автором этой маленькой статьи, из разных архивов (Министерства Имп. Двора, Мин. Финансов, Ремесленных управ и проч.), а также и из многих других источников, собран довольно обширный материал по этому вопросу.
Наиболее точны и полны сведения, сохранившиеся относительно С.-Петербургских мастеров, почему мы и решаемся издать этот материал как первый опыт, надеясь, что найдутся и другие исследователи, которые со временем пополнят то, чего пока ещё не удалось установить.
Начало серебряного дела в С.-Петербурге восходить почти ко времени основания города, так как Пётр Великий, ещё в самом начале XVIII века, выписал в новую столицу из Москвы и из заграницы множество разного рода ремесленников и художников, между которыми были и золотых, и серебряных дел мастера.
Точные сведения о последних начинаются с 1714 г., когда Император разрешил мастерам из иностранцев соединиться в цех, утверждённый им же в 1721 и 1722 гг. Пётр Великий, впоследствии, ввёл по примеру запада цехи во всей России. Императрица Екатерина II определила более подробно внутреннее устройство русских цехов в «Ремесленном Положении» 1785 г. и, наконец, Император Павел I уже окончательно организовал их в «Уставе Цехов» 1799 г.
Цех составляли мастера, подмастерья и ученики. Во главе каждого цеха стояли цеховые старосты, избранные мастерами ремесла, которые одни только пользовались правом голоса. Цеховым мастером становился ремесленник, получивший аттестат на это звание и принятый в цех, после отслужения не менее трёх лет в качестве подмастерья и после исполнения им «пробной работы» (Meisterstück).
Мастер пользовался исключительной привилегией держать мастерскую, подмастерий и учеников и приобретать права городского обывателя. Это привилегированное положение передавалось и вдове мастера.
Понятно, что сперва, когда Петром Великим было дано разрешение соединяться в цехи, иностранцы из мастеров, первые, почувствовали надобность такого учреждения, так как они находились в чужой земле, не знали русского языка и ещё у себя на родине привыкли к законам, требованиям и обязанностям цехового устройства, существовавшего на западе повсюду ещё в средние века.
Итак, золотых и серебряных дел мастера из иностранцев соединились в 1714 г. в цех, который получил, после утверждения, последовавшего в 1721 г., название: «Das Amt der löblichen Gold-und Silberarbeiter in St.-Petersburg».
Архив этого поныне ещё существующего цеха, к которому мы обратились, заключает в себе много интересного и ценного материала для истории серебряного дела. До 80-х годов XVIII ст. книги о внесении учеников, о выписке подмастерий и о производстве их в мастера не всегда, однако, велись с достаточным вниманием и имеют много пробелов. С 1787 г., благодаря организаторскому таланту тогдашнего старосты, Иоахима Гассельгрена, были заведены новые книги и по возможности пополнены пробелы в старых, были затем учреждены цеховые, кассовые книги и т. д., так что с этого года сведения становятся уже полнее.
Первым старостой иностранного цеха был Иоганн Яспер, а со дня утверждения цеха – Готфрид Гильдебранд. Этот Гильдебранд, родом из Дерпта, попал в 1707 г. в плен в Москву и принадлежит к числу тех первых мастеров, которые были присланы в новую столицу ещё Петром Великим. До времён Императрицы Екатерины II в иностранном цехе было сравнительно немного мастеров, но с тех пор число их всё более и более возрастает и достигает к началу XIX ст. приблизительно ста пятидесяти.
Вот список первых С.-Петербургских золотых и серебряных дел мастеров иностранного цеха до 1735 г.:
1714. Яспер. Johann Jasper. 1718, 1727.
1717. Дей. Abraham Dey.
1719. Реймер. Johann Reymer.
1721. Гильдебрандт. Gottfried Hildebrand.
1721. Бейер. David Beyer. 1725.
1721. Дом (Дон). Nicolay Dohm.
1721. Шнауц. Antony Schnautz.
1721. Гольст. Johann Holst.
1721. Луд. Jacob Lud.
1721. Старк. David Staark.
1721. Шульц. Johann Schultz.
1721. Удендаль. David Udendahl.
1724. Данквард. Joachim Danckward.
1724. Фридрихсон. Friedrichson.
1724. Кеппинг. Claus Jacob Köpping. 1741.
1724. Шарпинель. Scharpinel.
1725. Дункель (Тункель). Wilhelm Dunkel, ‡ 1744.
1725. Лис. Charles Lys, ‡ 1746.
1726. Бауман. Carl Friedrich Baumann.
1726. Бок. Matthias Bock.
1727. Джипс. Samuel Gips.
1728. Бибо. Cornelius Bibo.
1728. Даммер. Jacob Dammer.
1729. Друмнен. Drumnen.
1729. Кюнстелер. Friedrich Wilhelm Kunsteler.
1731. Бэм. Böhm.
1731. Удер. Uder.
1731. Дейхман. Zacharias Deichmann.
1731. Царт. Johann Heinrich Zahrt. 1745.
1734. Нодэ. Pierre Naudé.
1735. Каталау. Katalau.
1735. Клифман. George Klifman.
1735. Мартенс. Johann Martens (Martin).
1735. Опман. Heinrich Opmann.
1735. Руберт. Niklas Rubert.
1735. Шмаль. Johann Schmahl. 1754.
1735. Стюлбергер. Sebastian Stuelberger.
Все книги, счета, аттестаты, дела и пр., с самого начала существования иностранного цеха и доныне, велись на немецком языке. Это объясняется тем, что немцы занимали в цехе первое место по численности. Они переселялись в С.-Петербург не только из Германии, но также и из Курляндии, Лифляндских и Эстляндских городов, из Польши и Москвы, где уже давно существовали немецкие колонии; нередко также они переселялись из Финляндии, где в Выборге, Вильманстранде и Фридрихсгаме тоже, ещё с начала XVII ст., образовались подобные же колонии выходцев из немцев. Второе место по численности занимают шведы; часть их пришла к нам тоже из Финляндии. За ними следуют французы и финны. Кроме этих национальностей, мы находим между мастерами датчан, англичан, австрийцев, армян, итальянцев и т. д.
Обыкновенно мастера эти брали себе в ученики своих же земляков, что особенно заметно у финляндцев и шведов, но нередко и русские поступали в учение к иностранным мастерам. Уже в первой половине XVIII ст. стали делать разницу между золотых и серебряных дел мастерами, потом явились новые группы, под названием ювелиров, гравёров и галантерейных мастеров. Последние выделывали мелкие вещи.
Ювелиры не все считали нужным принадлежать к цеху, и некоторые, как напр. знаменитые Позье (Pauzier) и Бернарди, предпочитали занимать положение более свободное и быть скорее купцами-торговцами, чем ремесленниками-мастерами.
Гравёры принадлежали к цеху с самого начала его существования, однако вышли из него в 1842 г. и учредили особый цех.
Многие из мастеров не строго держались той или другой отрасли ремесла и были одновременно и золотых, и серебряных дел мастерами, и ювелирами. В нижеследующих списках мастеров мы указываем их специальность, везде где мы могли её установить.
Бывали мастера, которые избирали себе одну определённую специальность и выделывали исключительно вещи одного рода; таковы напр. мастера Панаш, Кеммерер и Кейбель, из которых первый исключительно, другие оба по большей части занимались выделыванием орденских знаков.
Не лишним будет упомянуть о том, что одна группа мастеров русского цеха, которая пока совершенно ещё не исследована, занималась исключительно выделыванием церковной утвари: окладов для икон, крестов, лампад и пр.
После учреждения цеха иностранных мастеров, и русские золотых и серебряных дел мастера объединились в один цех.
К сожалению, почти все дела и акты, списки мастеров и т. п. этого цеха уничтожались впоследствии и несколько сот тысяч дел было продано – особенно в 1864 и 1871 гг. – как ненужные бумаги, на вес. В архиве С.-Петербургской Ремесленной Управы, пострадавшем кроме того два раза от пожара, нашлись только дела, начиная с 1805 г., и восстановление истории русского С.-Петербургского цеха и русских мастеров является мозаичной работой – собиранием повсюду разбросанных, бессвязных и скудных известий. От 1805, 1807 и 1809 гг., существуют книги «выданных мастерам билетов» с тысячами фамилий мастеров всех цехов вместе; однако, ни при одном имени мастера не указано, к какому именно цеху он принадлежал, так что этот материал совершенно непригоден.
От 1804, 1811 и пр. гг. существуют так называемые «Ревизские сказки», в которых каждый мастер давал сведения о своём семействе.
Эти сведения очень скудны и также ничего не содержат относительно того, когда он был принят в цех, откуда родом и т. п. Кроме того, и в этих книгах мастера не размещены по цехам, а все вместе, так что отыскивать золотых и серебряных дел мастеров в этой массе имён и фамилий, среди мясников, портных, сапожников, кузнецов, бассонщиков и пр. – весьма трудно.
К первым русским мастерам в С.-Петербурге, которых удалось пока найти, принадлежат:
Пазулов, придворный ювелир. 1721, 1723.
Самсон Ларионов. 1723, 1724.
Сухотин. 1721, 1723.
Фёдор Разумов. 1730, 1738.
Михаил Юрьевич Бельский. 1736.
Иван Либман. 1741, 1762.
Тихон Золотарёв. 1743, 1750.
Иван Шрейдер. 1745.
Иван Золотарёв. 1747, 1753.
Иван Вольный. 1753.
Иван Евстифеев. 1762.
Костылев. 1764, 1767.
Никита Иванов. 1768.
Чистяков. 1768.
С начала XIX века начали строже следить за тем, чтобы в цех иностранных мастеров принимались только действительно иностранцы, и неоднократно мастера из иностранцев, принявшие русское подданство, выходили из иностранного цеха, чтобы перейти в русский.
В 1793 г. «Цех русских золотых дел мастеров и серебряников» состоял из 44 мастеров, 16 подмастерий и 14 учеников, а цех иностранцев – из 59 золотых дел мастеров, 51 серебряника, 27 галантерейных мастеров и 2 гравёров, – всего из 139 мастеров, не считая однако ювелиров, записавшихся купцами.
Прежде чем перейти к спискам всех известных нам за сто лет (1714—1814) С.-Петербургских мастеров, мы должны ещё сказать несколько слов относительно их клейм.
Ещё до основания новой столицы, работавшие в Москве, мастера отмечали клеймами свои произведения и, естественно, что обычай этот был перенесён и в С.-Петербург, тотчас по учреждении в нём цехов.
Эти клейма получили название «именников», так как они состояли из инициалов имени и фамилии мастера. Обыкновенно буквы (2 или 3) помещены в продолговатом прямоугольнике, но встречаются рамки и другой формы.
В Москве, где обыкновенно помещались в клейме три буквы (имя, отчество и фамилия), клейма особенно часто имели форму сердцевидную или трилистника.
К концу XVIII века, во избежание смешения часто повторяющихся одних и тех же инициалов, принадлежащих разным мастерам, вошли в употребление именники с полной фамилией в прямоугольнике или en creux.
Часто мастера, после нескольких лет, изменяли форму клейма, так что мы знаем иногда 2—3 разных клейма, обозначающих одного и того же мастера.
При знании имён и фамилий мастеров и времени их жизни и деятельности, в теории более или менее легко определить, кем именно исполнены предметы, на которых уцелели клейма. Однако, на практикеявляется часто одно обстоятельство, усложняющее разрешение этой задачи, это то, что клейма «пробирных мастеров» – тоже «именники» и часто имеют совершенно такой же вид, как клейма-именники золотых и серебряных дел мастеров.
Если на клеймах пробирных мастеров находится кроме инициалов ещё и год, тогда это клеймо легко различается, потому что год никогда не встречается на клеймах золотых и серебряных дел мастеров, но если оно состоит только из двух букв, то единственное условие возможности определить его – знание всех имён и фамилий тех и других мастеров. Мы даём по этой причине, прежде всего, фамилии и инициалы тех С.-Петербургских пробирных мастеров, которых нам удалось установить с указанием тех годов, к которым, по нашим изысканиям, относится их деятельность:
Ф. М = "Фёдор" Милюков, с 1728 г
Б. = Букаев, до 1736 г
Г. Щ. = 1736, 1737
Ш. = Шамшев, 1737
В. Н. = 1742
И. Ф. = Иван Фролов, 1743–1776
Е. Б. = Евграф Боровщиков, 1772–1783
Н. М. = Никифор Мощалкин, 1778–1800
А. З. = 1795–1799
А. Я. = Александр Ильич Яшинов (Яшинков, Яшенков), 1795–1826
И. И. = Иван Афанасьевич Иванов, 1805
Из действительных мастеров-ремесленников, конечно, только известное число имеет право на общее внимание, таковы, напр., золотых дел мастера и ювелиры: Pauzier, Bernardi, Ador, Gass, Bouddé, Duс, Bock, Keibel, Godefroy, Hasselgren, и пр., или серебряники: Köpping, Blohm, Okkerblom, Bredenberg, Dohm, Deichmann, Liebmann, Lundt, Bergstroem, Buntzel, Buch, Hagstadt, Hedlund, Kolb, Palm, Tenner, Unger, и пр.
Целый же ряд перечисляемых в алфавите мастеров представляет менее интереса, так как многие из них только короткое время работали в С.-Петербурге, или занимались исключительно более простой ремесленной работой, как, напр., выделыванием ложек и вилок, гладких тарелок и вообще более дешёвых рыночных вещей.
Выяснить роль каждого из них, значение которое он имел для искусства, самостоятельность его вкуса, рисунка и пр. – это дело будущего, и мы тут только даём начало последующих исследований. Место, к сожалению, нам не позволяет прибавить к сведениям о мастерах ещё и то, что нам известно относительно предметов их работы, дошедших до нас, и дать описания разных вещей, определённых по документам или по клеймам, как произведения того или другого мастера.
Клейма пока установлены для очень немногих мастеров, так как, кажется, нигде не сохранилось списков с описаниями их или медных досок с оттисками, утверждёнными Пробирной Палаткой.
|