Ювелирное искусство, изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина), а также некоторых других цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарём, перламутром, костью и т. д. В ювелирное искусство применяются ковка, литьё, художественная чеканка и канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение (басма), резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), скань (филигрань), зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка и др.; механические приёмы обработки - штамповка, вальцовка и др. Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного (в том числе народное) творчества. Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями исторического быта (например, со спецификой стилей одежды), изделия ювелирное искусство играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции амулетов) магический смысл. В процессе исторического развития социально-престижное значение изделий ювелирное искусство чаще всего вытесняло связанные с ними религиозно-магические представления. Вплоть до 20 в. ювелирное искусство остаётся одним из средств формирования целостной художественной среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала, и изысканность его обработки.
На высокой ступени развития находилось ювелирное искусство Древнего Египта, отличавшееся любовью к ярким полихромным эффектам. Материалами служили преимущественно золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды; применялись чеканка, гравировка и т. н. холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Пристрастие к яркой полихромии, частое использование лазурита и техники холодной эмали характерно для ювелирных изделий Двуречья. ювелирное искусство стран Эгейской культуры (обнаруженные главным образом в Микенах и Трое изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображениями быков, каракатиц, морских звёзд и пр.) и этрусков отмечены большей сдержанностью цветовых решений. Если в классическом древнегреческом ювелирное искусство (5-4 вв. до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, то в эллинистическом и древнеримском ювелирное искусство вновь появился вкус к звучной полихромии. Особую известность среди произведений эллинистического ювелирное искусство получили художественные изделия из серебра. В ювелирное искусство сасанидского Ирана (3-7 вв.) были распространены сосуды из золота и серебра с чеканными, литыми и гравирован, изображениями.
В раннемусульманской культуре сдержанное отношение к предметам роскоши первоначально препятствовало развитию Ю. н., но постепенно оно достигло высокого расцвета (впитав в себя традиции древнеиранского и эллинистического искусства); средневековый опыт обработки драгоценных металлов и камней (в технике филиграни, инкрустации, черни и т. д.) нашёл продолжение в народном художественном творчестве Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. Особая пышность ювелирных украшений характерна для декоративно-прикладного искусства средневековой Индии, где рано распространилось искусство огранки алмазов. Мастера средневекового Китая обрабатывали различные материалы (кроме драгоценных металлов - коралл, нефрит, янтарь и др.) более сдержанно, стремясь подчеркнуть в них не столько светоотражательные свойства, сколько окраску или даже природную фактуру, присущую тому или иному камню. Многочисленные первоклассные образцы ювелирное искусство были найдены при археологическом изучении культур древней Америки (литые и чеканные золотые украшения с мозаичными орнаментами из бирюзы, кварца, агата и др.).
Типичные черты раннесредневекового европейского ювелирное искусство- применение холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неогранённых драгоценных камней), контрастно сопоставляемых с золотом, мотивы звериного стиля в орнаментике. В византийском ювелирное искусство (распятия, чеканные литургические сосуды, оклады и другие предметы культа, часто украшенные тончайшей перегородчатой эмалью) преобладала тенденция к иллюзорной дематериализации форм. В произведениях романского и готического ювелирное искусство (где применялись также редкие породы дерева, горный хрусталь) величественная пышность цветовых созвучий неизменно сочеталась со строгой архитектоничностью композиций, в ряде случаев повторявших формы церковного зодчества.
Мастера Возрождения и маньеризма (итальянцы П. Леони, Б. Челлини и др.) создали изделия (серебряные сосуды с многофигурными рельефными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни и др.), в которых исходные свойства драгоценных материалов отступают на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки. В 17-18 вв. возрос интерес к живописным эффектам, к сложным колористическим созвучиям эмалей, золота и драгоценных камней, нередко покрывающих металлическую основу сплошным мерцающим слоем. Среди шедевров европейского ювелирное искусство 15-18 вв. - немецкое художественное серебро (мастера семейства Ямницер и др.) и эмали (И. М. Динглингер), английское художественное серебро. Изделия французского ювелирное искусство выдвинулись с конца 17 в. на первое место в Европе: в 18 в. господствовала прихотливая изысканность форм рококо, в начале 19 в. - строгость стиля ампир (чеканные изделия Ж. Б. Одио и М. Г. Бьенне, придворных мастеров Наполеона I).
В середине 19 в. производство массовых ювелирных изделий механизируется; в употребление широко входят менее ценные материалы, например накладное серебро, а вместо драгоценных камней - горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, искусственные бриллианты (стразы). Стилистика большинства изделий ювелирное искусство 19 в. тяготеет к эклектизму, против которого выступают мастера модерна (Р. Лалик во Франции и др.). Для ювелирное искусство 20 в., освоившего много новых материалов (платина, палладий, анодированный алюминий и др.), характерно необычайное разнообразие творческих направлений. Пуристическое стремление к "дизайнерским" формам, лишённым какого-либо орнамента (типичное для ювелирное искусство 1920-х гг.), сосуществует с тенденциями к созданию изделий, воскрешающих динамику и текучесть форм "модерна" или традиции народного и средневекового ювелирное искусство Наряду с орнаментами, имитирующими различные исторические стили, к середине 20 в. всё чаще появляются образные решения, более тесно соприкасающиеся с проблематикой современной культуры (например, ювелирные композиции на космическую тему).
ювелирное искусство народов СССР известно с глубокой древности, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки (например, в Грузии, Армении, на территории среднеазиатских республик). К вершинам мирового Ю. н. принадлежат золотые украшения и художественные сосуды скифов и сарматов, обнаруженные в погребениях Причерноморья, Прикубанья, Нижнего Поволжья. Мастерством чеканки, скани, резьбы, черни, перегородчатой эмали славились ювелиры средневековой Грузии и Армении.
Для Киева 11-12 вв. особенно характерны золотые изделия с перегородчатой эмалью, для Новгорода 11-12 вв. - серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон, для искусства владимиро-суздальской школы 12-13 вв. - различные изделия (браслеты и т. д.) с чередованием золотых и серебряных частей, для Москвы и Суздаля 14-15 вв. - оклады икон и евангелий, складни и т. д. со сканью, чеканкой, басмой, эмалью и литыми изображениями. В 16 в. (когда общерусским центром ювелирное искусство стала Москва) особое развитие получили чернь и эмаль, в 17 в. - эмаль (И. Попов), чеканка (Г. Овдокимов), резьба по металлу (В. Андреев, А. Трухменский), чернь (М. Агеев, П. Иванов); в 17 в. развиваются и многие местные школы древнерусского ювелирное искусство - сольвычегодская (мастерские Строгановых), ярославская и др.
Русское ювелирное искусство 18 в. (с центром в Петербурге) развивается в русле общеевропейских художественных стилей, но сохраняет национальные особенности и местные черты отдельных центров. С 18 в. развивается великоустюжское чернение по серебру. В 19 в. в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела. Среди них выделяются предприятия П. Ф. Сазикова (серебряная скульптура), П. А. Овчинникова (эмали в древнерусском стиле), И. И. Хлебникова (эмали, чеканные изделия), а в начале 20 в. - фирма Оловянишниковых (изделия для культа в различных техниках). Высококачественные ювелирные изделия (эмаль на золоте, фигурки из полудрагоценных камней и др.) производили фирма Фаберже и работавшие по её заказам мастерские (М. Перхина и др.).
Изделия советского ювелирное искусство производятся на ювелирных фабриках (в Ленинграде, Свердловске, Москве, Таллине, Риге, Ереване, Ташкенте и др.) и в производственных объединениях, на предприятиях художественных промыслов: Кубачинский художественный комбинат в Дагестанской АССР, фабрика "Ростовская финифть", Красносельская ювелирная фабрика в Костромской области и др. Творчески используются и развиваются старые художественные традиции и виды техники (скань, чернь, эмаль, резьба и др.); ведётся работа по созданию новых форм и рисунков ювелирных изделий. Среди мастеров советского ювелирное искусство 1960-70-х гг. - Ю. И. Паас-Александрова, И. Б. Бешенцева, М. А. Тоне, Р. Алиханов, Г. Магомедов в РСФСР, М. Магомедова, М. Цалкаламанидзе в Грузинской ССР, А. Атаев в Туркменской ССР, Ф. Даукантас, Р. Ринкевичене в Литовской ССР, Э. Куррель, Х. Пихельга-Рауд в Эстонской ССР. |
Ros-podarok.ru