Украина: скифский период

Сережка с изображением сфинкса. Вторая половина VI ст. до н.э., золото, эмаль. Литье, гравирование, зернистость, эмаль по сканенному орнаменту. Курган "Три брата" возле с. Огоньки, Автономная Республика Крым

Сережка с изображением сфинкса. Вторая половина VI ст. до н.э. Золото, эмаль. Литье, гравирование, зернистость, эмаль по сканенному орнаменту. Курган "Три брата" возле с. Огоньки, Автономная Республика Крым

Пектораль. Середина IV ст. до н.э. Золото, эмаль. Литье, гранирование, скань, зернь. Курган Товста Могила поблизости г. Орджоникидзе, Днепропетровская обл.

Перстень. IV ст. до н.э. Золото. Литье, кование, гравирование, зернь, скань. Курган Денисова Могила поблизости г. Орджоникидзе, Днепропетровская обл.

Чрезвычайно важной вехой в истории ювелирного искусства на территории Украины был скифский период (II-III ст. к н.э.). Благодаря развитому похоронному культу из скифских времен сохранилось огромное количество вещей, многие из которых - настоящие шедевры. В курганах скифской знати найдены изделия, созданные как самыми скифами, так и ремесленниками из греческих городов Северного Причерноморья. Именно с ювелирным искусством скифов непосредственно связанный так называемый "звериный стиль".

Ареал его распространения был огромным - от Китая на восходе к придунайским землям на западе. Для звериного стиля характерное изображение животных, птиц и фантастических существ - целых фигур или отдельных частей (голов, ног, лап, когтей, рогов, глаз и т.п.). Сложные композиции, например, фигуры животных в геральдических позах или сцены борьбы зверей, свидетельствуют о высоком профессиональном уровне скифских художников. Среди скифских художественных изделий в особенности много бронзовых и золотых, меньше - серебряных и железных. В ранний период были очень распространены предметы, вырезанные из кости. Золотые, бронзовые, серебряные и железные вещи в большинстве случаев идентичны. Металлические изделия изготовлялись с помощью литья, штампования, чеканки.

Звериный стиль каждого региона имел свою специфику. В частности, для Сибири характерным есть изображение горного козла и кабана, а скифы Причерноморья любили оленей, козлов, барсов, пантер, львов, левоголовых и орлиноголовых грифонов.

Изделия в зверином стиле большей частью служили для обрамления одежды и воинского снаряжения, а также доспехов коней. Дискуссионным вопросом на сегодня остается их содержание. Одни ученые видят в образах зверей изображение богов, которые имеют звериное подобие, другие - символы богов, не связанные с представлениями об их внешнем виде. По мнению третьих, образы животных не имеют непосредственного отношения к богам скифского пантеона и вообще к скифской мифологии, семантику звериного стиля они связывают лишь с магией. Изображение зверей должны были дать их собственнику силу, зоркость и ловкость. Именно поэтому в изображении подчеркивалось то, что убивало жертву (лапы, когти, рога, пасть), и то, что помогало отыскать ее.

В IV-III ст. до н.э. происходит видоизменение скифского звериного стиля. Воинская аристократия скифского царства начала интересоваться изображениями антропоморфных богов, религиозных сцен, эпизодов из местных легенд и эпических произведений и т.п. Созданные, скорее всего, мастерами из греческих городов Боспорского царства, они, однако, были выполнены в традициях греческого искусства передэлинистического времени.

Одним из интереснейших произведений, заказанных скифами греческим мастерам, считают славную пектораль из кургана Толстая Могила. Несомненна ее принадлежность к царской одежде, а также ритуальное назначение. Скорее всего, три яруса сцен на пекторали связаны с космогоническими представлениями скифов о трех уровнях миротворения. Общая концепция пекторали, по мнению большинства ученых, имеет отношение к культовому весеннему празднику обновления природы. На основе данных индоиранской мифологии, изображенную на поясе сцену растерзания грифонами животных можно трактовать как метафорический образ дня весеннего равноденствия, циклического изменения явлений природы и его возрождение через уничтожение; растительный пояс - как образ дерева жизни, которая воплощала животворные силы земли, ее плодородие.

Существует предположение, что в антропоморфном фризе пекторали изображена сцена подготовки к какому-либо чрезвычайно важному действу, содержание которого реконструируется довольно гипотетически. Действо, к которому готовятся скифы, могло быть имитацией рождения первогероя и его символического брака с богиней плодородия, которое обеспечивало плодородность земли и животных на протяжении года и символизировал восхождения царя на престол, объединение его с высшим миром. Существует гипотеза, что указанный ритуал должен был осуществляться во время праздника оказание почестей священных "золотых даров" (плуга, ярма, чаши и топора), которые, за легендой, записанной Геродотом, упали скифам с неба.

Звериный стиль был характерным многим народам, которые входили в состав Большой Скифии, в том числе и праславянским земледельческим племенам. Тем не менее искусство последних имеет специфические черты. Например, именно в лесостепной зоне встречаются малоизвестные кочевникам изображения лосей. Набор роговых пластинок, которые украшали доспехи из кургана VІІ-VI ст. до н.э. возле Жаботина, так называемые жаботинские пластины, гравированы изображением группы лосей, которые ведут борьбу со стаей хищных птиц, которые, по мнению Б. Рыбакова, есть символическим отражением первых скифских набегов на праславянские земли (налет степных хищных птиц) и борьбы с ними земледельцев-прасловян (лосей).

Сарматский период на территории Украины охватывает период с III ст. до н.э. по IV ст. н.э. Искусство сармат, которые будучи восточными соседями скифов, со временем вытеснили их из причерноморских степей, условно можно поделить на четыре периода: савроматский (VІ - сер. IV ст. до н.э.), раннесарматский или прохоровский (IV-II ст. до н.э.), среднесарматский (І ст. до н.э. - первая пол. II ст. н.э.), позднесарматский (вторая пол.II-IVст. н.э.), из которых три последних касаются непосредственно территории Украины. Начиная из савроматского периода (еще до переселения сармат на территорию современной Украины) и заканчивая позднесарматским, искусство сармат, которое, благодаря своей преимущественно утилитарной функции, легко воспринимало новые влияния, испытало значительные изменения, следствием которых стал новый, полихромно-инкрустационный стиль, который вобрал в себя особенности звериного стиля скифского времени.

Архив выпусков

 
-->