В это время приобрели распространение серебряные и золотые изделия, выполненные в разнообразных техниках. Благодаря употреблению техники скани, накладной и ажурной, создавался легкий, динамический рельефный орнамент. Среди сканеных узоров преимущество отдавалось мотивам ромба, треугольника, круга. Фантастическим совершенством отмечалась техника зерни. Примером могут быть большие колты в виде звезды из семью, а иногда и шестью лучами, почти вся поверхность которых покрыта чрезвычайно мелкой зернью (до 5 тыс. шариков). В XII ст., когда возросло производство вещей широкого потребления, одними из наиболее распространенных техник стали гравирование и чернение по серебру. Чернью, в частности, украшали небольшие звездчатые колты, иногда браслеты. В последних затемнялся фон, а изображение оставляли светлыми.
Тем не менее, наиболее интересной есть техника перегородчатых эмалей, которой киевские ювелиры научились от греческих художников в мастерских при великокняжем дворе. Со времен Киевской Руси к нам дошло свыше 150 украшений с перегородчатой эмалью: колты, рясна, диадемы, нашивные пластины, образки и т.п.. Причем больше половины из них походят из Киева и Киевщины. (В Киеве прослеживается творчество ювелиров двух мастерских - княжеской и лаврской.) Основой для эмалей были золото, серебро, медь. Несмотря на устойчивость стиля эмалей во времени, заметная эволюция изделий от сложного к упрощенного, а потом - от упрощенного к сложному. Уступая византийским эмалям в изысканности и усердии выполнения, древнерусские выигрывали в выразительности, их колорит более сдержан, с вариациями нескольких главных, чаще всего локальных, цветов. Преобладают непрозрачные синие, красные, зеленые. Намного активнее, чем в Византии, используется белая эмаль. Полутоны почти отсутствуют. Характер рисунка более обобщенный и упрощенный. Перегородки не измельчают формы, напоминая легкую паутину, как в Византии, а распределяют ее на довольно большие плоскости. Об ювелирном искусстве украинских земель со времен Киевской Руси до XVI ст. за недостатком материалов тяжело составить какое-то определенное представление. Но начиная с XVI ст. имеем уже целый ряд памяток и довольно подробные исторические сведения об ювелирном деле, которое развивалось и как народный промысел, и как городское цеховое производство. |