Русская ювелирка в Америке

Дмитрий Буткевич

В АПРЕЛЕ Сотбис и Кристис провели в Нью-Йорке аукционы, которые могли привлечь внимание коллекционеров из России. Сотбис 19 апреля выставлял 60 лотов, которые можно отнести к категории "русских произведений искусства". Кристис 20-го полностью посвятил всю утреннюю сессию России (156 лотов). На первом аукционе сначала шли иконы - русские, грузинские, армянские и греко-критские. Все русские иконы датировались рубежом XIX-XX веков; наиболее интересной среди них был образ Казанской Богоматери (26х22,2; 1896) в эмалевом киоте и в окладе с обилием жемчуга работы мастерской Овчинникова. Икона, предварительно оцененная экспертами Сотбис в сумму 3-5 тыс. долл., оказалась продана по конечной цене 17 тыс. В небольшой подборке русского стекла и фарфора (6 лотов) выделялся лот, составленный из семи винных бокалов, происходящих из собственного Его Императорского Величества сервиза из дворца-коттеджа в Петергофе. Великолепные бокалы достигли конечной цены в 14 тыс. долл. (!) (и это при эстимейте - 3250-4250).

Далее пошла подборка русского серебра: Салтыков, Овчинников, 11-я артель… Выделялся по богатству отделки и по цене лот работы Овчинникова 1892 года - серебряный набор для пунша, украшенный эмалями. Его конечная стоимость достигла 25 тыс. долл. (а кстати, эстимейт был выше - 30-40 тыс.). И, наконец, завершал русскую часть торгов Сотбис многочисленный Фаберже - здесь были подписи, пожалуй, всех его ведущих мастеров - Генрика Вигстрема, Михаила Перхина, Федора Рюкерта, Юлия Раппопорта и других. Самым дорогим лотом из русской коллекции Сотбис оказались часы мастера Перхина (Санкт-Петербург; около 1900). Часы в форме треугольника с эмалевым циферблатом высотой 9,5 см получили оценку 70-90 тыс. В результате активной торговли их конечная цена возросла до огромной суммы - 280 тыс. долл. Следует специально отметить, что значительная часть ювелирных лотов у Сотбис происходила из собрания известной галереи Wartski (Лондон). Оттуда родом была и целая серия (9 лотов) зооморфных фигурок производства петербургского отделения фирмы из бовенита, кварца и обсидиана с рубиновыми глазками. Все фигурки высотой от 3,8 до 10,8 см оказались проданными. Ценовые границы распределились от 6 тыс. за самую маленькую фигурку носорога, которая "приписывается Фаберже", до 30 тыс. долл. за фигуру лежащей свиньи из собрания князя Андрея Романова.

Русская коллекция дома Кристис выглядит значительно представительнее даже в ювелирной части. Лотов, относящихся к этому виду искусства, в каталоге аукциона было более 130. И, кстати, "ассортимент" (в смысле разных клейм) у Кристис тоже более разнообразен. И здесь тоже были часы, почти аналогичные сотбисовским. Высотой 9,1 см работы Вигстрема, они отличались упрощенной эмалью, без рисунка. И цена их оказалась соответствующей: 50 тыс., не дойдя даже до нижней границы оценки (58-72 тыс. долл.). Было представлено и несколько "зверюшек" - лучшего, чем днем ранее у Сотбис, качества и, как результат, более дорогих. Агатовый гусь с бриллиантовыми глазками высотой 8 см достался новому владельцу за 16 тыс., а серебряный полярный медведь на основании из горного хрусталя (15 см) достиг отметки 35 тыс. долл.

Особое внимание наблюдателей привлек лот # 136, объединивший 11 отдельных предметов. Примечательно, что все предметы имели отличный провенанс - он прослеживался от первых владельцев до аукционов и галерей, где эти предметы выставлялись в прошлый раз. Самой впечатляющей была, конечно, подарочная табакерка с портретом Николая II, золотая, украшенная двухцветными гильошированными эмалями, с несколькими крупными бриллиантами и бриллиантовой россыпью (6,2х8; около 1890; Перхин; ранее выставлялась на аукционе Сотбис в Цюрихе в 1979 г.). В Нью-Йорке она была продана за 350 тыс. долл., что ниже оценки в 400-500 тыс. За 110 тыс. ушла рамка работы Неваляйнена с оригинальной фотографией кайзера Вильгельма II. За 100 тыс. - брошь "Мороз" (Фаберже; 1913; длина 3,4), представляющая собой неровной формы кусок горного хрусталя с платиновыми снежинками. Ровно вдвое превысило верхнюю границу эстимейта пасхальное бовенитовое яйцо с сюрпризом - портретом императрицы Александры Федоровны. 200 тыс. долл. составила конечная цена яйца.

Collection.ng.ru

Архив выпусков

 
-->