Маленькие проблемы больших компаний

Андрей Бородкин

Я рад здоровому консерватизму российских ювелиров: в наше время, когда всё пытаются поставить с ног на голову, потом положить на бок, немного повалять в пыли или сахаре в зависимости от обстановки, ювелиры стойко держатся за традиции позднего социалистического и раннего капиталистического периода. Из социализма пришла уверенность в собственном высоком предназначении и положении (с ЗОЛОТОМ все-таки работают), из капитализма – конкурентная независимость и нежелание быть в общественной группе. Каждый исключителен и исключительно сам за себя. Это правило, которому, конечно, следуют не все – но большинство. Ювелиров зовут в союзы, гильдии, объединения, но спрут капитала разрывает их, не давая объединить усилия. Общественных объединений десятки, но помогают ли они решить проблемы?

Электронный мир

Я не ювелир, и поэтому не чувствую потребности достичь олимпийских высот и оттуда со спокойствием взирать на то, что происходит внизу, среди обычных людей. Меня волнует состояние нашей страны и то, как наше странное время может отразиться на окружающем мире. Ювелиры, благодаря их области деятельности, входят в мой мир, поэтому я пытаюсь понять их проблемы, найти новые решения и предложить их. Именно поэтому в 1998 г. появился Ювелинет, именно поэтому я, а теперь уже мы пытаемся показать преимущества и выгоды, которые дает использование компьютера и интернета, назовем это модным словом ИТ (Информационные Технологии).

Впрочем, компьютер был применен задолго до нашего появления и освоен без нашего участия, его достоинства очевидны и не требуют доказательств и уговоров. Электронные каталоги, бухгалтерия, логистика, обработка данных и пр. и пр. - это тривиальные подробности ежедневного меню ювелирной кухни. Каждая компания использует компьютеры по своему усмотрению и сообразно представлениям своих компьютерных «поваров-гуру», которых постоянно и катастрофически не хватает. Ситуация изменится только со временем, по мере подрастания молодежи, воспринимающей вычислительную машину не как мощный научный калькулятор, а как средство отображения информации, естественно и без таинств переработанной внутренней железной начинкой.

Молодые люди, занимающие в компаниях ключевые посты, начинают требовать и от своих подчиненных упрощенного восприятия электронных мозгов и их периферии, дающих моментальное и наглядное представление того, что происходит вокруг. Сейчас этого еще трудно добиться: высшее руководство, будь это ювелиры или просто менеджеры, пришедшие на ювелирный рынок, не вполне осознает все предоставляемые возможности; руководство среднего уровня часто не хочет этого – будущие, не вполне понимаемые перспективы усложняют их сегодняшнюю жизнь, заставляя учиться, использовать время, которого всегда не хватает, на то, что не дает никакой отдачи в краткосрочной перспективе; думать о средне- и долгосрочной – это прерогатива вышестоящего звена, которое вследствие возраста и других причин не в состоянии оценить их. Исполнители, за редким исключением, не берут на себя инициативу и ответственность, если их к этому не стимулировать. Изменить ситуацию может только время и серьезная пропагандистская работа государства или структур, призванных обеспечить максимальную эффективность отрасли – ассоциаций, гильдий, обществ и т.д.

Ускорение процессов управления предприятием и экономия всего нескольких процентов даст в общенациональных масштабах очень большой эффект.

Открытый рынок

В условиях конкуренции не только индивидуальной - на уровне отдельных предприятий - но отраслей и государств мы постоянно должны иметь в виду этот фактор – эффективность работы. Чем меньше затраты, тем больше конкурентоспособность – это очевидно. Еще контрастней это положение вырисовывается в ситуации открытого рынка, к которому мы идем. Стоимость ювелирного изделия (прошу не путать со стоимостью украшений известных брендов) складывается из стоимости золота, которая более или менее одинакова во всем мире, стоимости работы и стоимости безвозвратных потерь. На константу стоимости золота мы повлиять не можем (кроме случаев криминального свойства, но это уже тема другой статьи, точнее статей уголовного кодекса), остальные две величины могут изменяться в разы и даже различаться на порядок. Например, стоимость производства 1 г цепей в Италии может быть 0,15 – 0,20 долл.США, в наших условиях может достигать 1,5-2 доллара. Потери на производстве могут составлять от 0,2% (реальных) до 2-3% (налоговых). В Италии, где стоимость работы при заключении контрактов обсуждается и зачастую бывает значительно снижена, при покушении на безвозвратные потери, может возникнуть довольно сильный профессиональный скандал, так как потери не облагаются налогом и их официальное снижение очень сильно влияет на прибыль. Я слышал такое: «Делай со мной, что хочешь, но потери ниже установленных законом я не укажу! Меня за это убьют!». Убить то не убьют, но спокойно жить больше не дадут.

Можно ли составить конкуренцию в таких условиях, учитывая, что массовое качество продукции, например, в Италии объективно лучше? Государство до сегодняшнего дня защищает интересы наших ювелиров, заставляя платить пошлины, НДС и другие сборы, делая невыгодным законный импорт. А что будет в следующем году после вступления Росси в ВТО? Производство станет невыгодным, предприятия закроются, оставив на улице десятки тысяч человек. Рынок не знает пощады, закон сохранения энергии действует и здесь: чтобы деньги оказались у кого-нибудь, необходимо, чтобы они были у кого-то изъяты. Вы готовы, чтобы у вас изъяли средства к существованию (средства производства)? Если нет, а в этом я не сомневаюсь – готовьтесь менять «энергетику» собственной компании. В масштабе одного производства для этого не нужно крупных инвестиций – меняйте ваш менталитет (образ мышления), перестаньте быть консерваторами.

Узнать себя

Новые рынки (а российский рынок вскоре изменится, приближаясь к международному) требуют новых подходов. Тот, кто осознал неизбежность этого и стал «перестраиваться», уже на шаг впереди всех остальных. Пока другие сделают этот шаг, компания, идущая впереди успеет сделать еще один шаг, оставаясь недостижимой. Тот, кто не сделает шага - перестанет существовать. Коммунистическая уверенность в завтрашнем дне уходит в невозвратное прошлое, уступая жестким, не всегда честным отношениям и нелюбви к слабому, которому больше нет места под солнцем. Мы жили в аквариуме, нас выпустили в океан, где мелочь служит продуктом питания для крупных особей. Осознайте свое место и цели - быть поглощенными, вести жалкую жизнь среди себе подобных, мелких, толкаться в темноте, выискивая крупицы, чтобы, набрав неоправданной уверенности, начать подниматься и опять-таки быть съеденными или, осмотревшись вокруг, приняв обоснованные и взвешенные решения, рвануть наверх, и начать поглощать или, по крайней мере, не давать всплыть другим. В мире капитала нет места иллюзиям.

Осмотреться вокруг, возможно, дадут возможность научные изыскания, проводимые профессором Богуславским под эгидой Гильдии ювелиров. Вы об этом знаете? Вы знакомы с тем, что уже сделано? Вы с нетерпением ждете результатов? Вопросы не праздные – это начало пути. Профессор Богуславский производит научное изучение рынка, которое опишет его состояние (ваше состояние), выявит слабые и сильные стороны (ваши стороны), наметит пути наиболее оптимального поведения.

Лет десять назад очень модным писателем был Кастанеда, возможно, вы его читали. Отбросив внешнюю шелуху трансграничных состояний его героя, мы находим очень интересные мысли, и среди них мысли о «человеке знаний». Первый шаг на пути к «знанию» самый простой – изучение – завершается полной уверенностью в собственной непригодности обрести эти знания, так много нового открывается за поворотом – еще несколько новых дорог, по которым нужно пройти. За следующим поворотом еще несколько и так далее. Многие сворачивают с пути познания, испугавшись того объема, который стоит на их пути. Руководители-ювелиры тоже сворачивают, так как области требуемых знаний лежат далеко вне их профессиональных интересов. Основываться только на умении сотрудников и целиком полагаться на них нельзя, так как при собственной безграмотности не может быть обеспечен даже минимальный контроль за складывающейся ситуацией. Не нужно знать все, надо отделить главное от второстепенного и уметь управлять процессом.

Второй шаг на пути к знанию (по Кастанеде) – расширение кругозора и выделение главного – приводит ко второй ошибке: все вдруг начинает казаться простым и элементарным. Страхи уходят, давая место уверенности – я знаю все. Большинство людей остаются с этой иллюзией и даже не пытаются понять, насколько бесконечен процесс познания. Сказать: я знаю все - это значит сказать: я ничего больше не хочу узнавать. Однако, стоит сделать усилие, усомниться в себе самом, открываются действительные просторы знания, которые преодолеть невозможно.

Боюсь, что профессиональный ювелир или руководитель, выросший из него, с трудом поверит в собственное несовершенство и высокомерно отвергнет и первый, и второй, и третий шаг.

Вы готовы учиться и узнавать?

Стратегия

На основе знаний вам будет необходимо выстроить стратегию работы на ближайшие годы. Трудно требовать от человека, выросшего при социализме с планированием сверху и поднявшего свое дело без всякого планирования, чтобы он знал, что он будет делать через 6 месяцев, год, три, пять лет. Рынок – это не хаос, не базар, в котором конъюнктура сегодняшнего дня заслоняет все перспективы. Это продуманная система мер, шагов, предусматривающих различные сценарии, это система, предполагающая выстраивание необходимых подходов, требуемых бизнесом. Одиночество и конкуренция, в которую мы загоняем сами себя, дают возможность мечтать, но не действовать, тем более, что конкурентные отрасли уже организованы и давно действуют в нашей стране по западным образцам в собственных интересах. Ювелирная отрасль еще «девственна», благодаря ее закрытости в ней нет или почти нет иностранного капитала и всех сопутствующих инструментов планирования и развития. Традиции и консерватизм привели к тому, что молодежь охотнее тратит деньги на духи/лосьоны/одеколоны/мобильники и т.д., не говоря о модной или полумодной одежде и аксессуарах. Ювелирам остается небольшой сегмент «подарков к большому торжеству», золото и серебро перестали быть повседневным товаром и превратились в предмет роскоши. Золото перестало быть предметом накопления, перестало быть предметом моды и превратилось в ювелирное украшение, без которого можно и обойтись. Мы перестали украшать себя не из-за того, что не в состоянии сделать этого из-за крайней бедности (вспомните, сколько золота носит на себе простая деревенская индийская женщина), а из-за того, что украшением стала сменная панель к мобильнику или модные ботинки, не понимая, что через пару лет от них останутся одни воспоминания. Кто вас знает, уважаемые отечественные ювелиры? В каких кругах с придыханием произносят ваше имя? Когда вы видели последнюю ювелирную рекламу?

Отвечу: как бы не было приятно вашему слуху название «Ювелирпром», из него никогда не получится имя всероссийского бренда, оно навсегда останется "техническим" названием. Ни одна уважающая себя женщина не скажет: "Все мои украшения от «Красцветмета» " (при всем моем уважении к этой компании). Бренд не может иметь такого названия, а любое украшение, если мы не хотим, чтобы это было изделием ширпотреба, как сейчас, должно иметь собственное имя.

Впрочем, это не обязательное условие. На площади Сан-Марко в Венеции десяток ювелирных лавок, они предложат вам украшение, не вдаваясь в подробности, в какой из 3000 мастерских города Виченца оно было изготовлено. Тем не менее, туристы готовы купить на память такое украшение как сувенир, ослепленные великолепием Венеции, величием площади и витриной магазина, которая не уступает блеском и фантазией. У нас же такие лавки почему-то называются бутик и цены в них выше разумного уровня. Знаменитые в России имена модельеров не спасают положения – нам становится ближе Damianiи Bulgari(каюсь, в 98 году я ввел их в российский интернет). Дело не в названии, точнее не только в названии. Всемирные бренды гораздо ближе к народу, чем отечественные производители, потому что о них знают, они сознательно и расчетливо занимаются рекламой, привлекая сначала самый богатый слой россиян, а затем проникая ниже и ниже.

Реклама

Ювелирная реклама в России весьма оригинальна: ювелиры демонстрируют свои достоинства… перед ювелирами. Про выставки, билеты на которые стоят больших денег и вдобавок нужно отстоять очередь, я писать не стану – это оптовые ярмарки для профессионалов. Интересует другое – а где же реклама, предназначенная потребителям? Десяток ювелирных журналов рассчитаны на чтение и профессиональное осмысление самими же ювелирами. Реклама – только в своем круге. На телевидении пару раз видел рекламу одного московского завода. Сделана эта реклама непрофессионально, не привлекает зрителя и пытается заставить запомнить название завода. Это, конечно, не лишнее, но где побуждение покупателя сделать следующий шаг – посетить магазин с фирменным названием, где попытка вызвать хотя бы интерес и потребность? На ювелирный рынок не пришли профессиональные рекламщики, они ему не нужны.

В интернете ювелирная реклама тоже полностью отсутствует, несмотря на то, что здесь проводят массу времени молодые, наиболее подверженные убеждениям молодые люди, обладающие определенными знаниями, а, следовательно, потенциальными и реальными доходами.

Напрашивается странный вывод – российских ювелиров покупатель не интересует, он –лишняя головная боль и расходы. Вы будете бороться за доходы, господа ювелиры?

Лозунги и призывы

Определите свое положение на рынке и наиболее острых конкурентов.

На время забудьте о внутренней конкуренции – вам осталось слишком мало времени, чтобы тратить на это силы и средства.

Найдите должную форму самоорганизации, у государства нет времени и сил, чтобы поддерживать вас. Поддержите себя сами и сделайте так, чтобы власти заметили ваши проблемы.

Докажите покупателю, что ваш товар сегодня – самый необходимый после хлеба и молока. Покажите, что ювелирное украшение – это товар, стоимость которого время только повышает, а не превращает его в «ювелирный лом».

Пока не поздно, рекламируйте российские ювелирные украшения, как самый достойный внимания товар.

Архив выпусков

 
-->