Аквамарин

Павел СОКОЛОВ

В предыдущих публикациях мы рассмотрели проблемы формирования потребительских предпочтений на рынке самоцветов. Вывод из этого обсуждения: для успешных продаж украшений с самоцветами необходима некая "продающая идея", которая имеет как общие положения - самоцветы "не хуже" бриллиантов, так и частные, касающиеся конкретного камня.

Частной продающей идеей для аквамарина оказывается его престижность и в то же время относительная ценовая доступность. Как и ранее описанные турмалины, аквамарин - тот камень, от которого не отказываются, он соответствует самому высокому положению владельца, может стоить дорого и наоборот. Если цена на самоцвет формируется весьма прихотливо (см.:"ЮО", №1, 2004), то привычка к нему в первую очередь зависит от его укорененности в исторической традиции и культурном контексте.

Культурный контекст - понятие трудно уловимое, но если вспомнить хотя бы "Лебединое яйцо" Карла Фаберже, украшения императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I), дочери Теодора Рузвельта и жены Франклина Рузвельта, то становится очевидно, что культура драгоценностей с аквамарином достаточно богата знаменитыми персонами и произведениями искусства.

Имя этому драгоценному камню предположительно дал древнеримский мудрец Плиний Старший. В переводе с латыни aqua marina означает "морская вода". Видимо, цвет камня напоминал ему цвет лазурных вод Средиземного моря.

Аквамарин - разновидность берилла светлого зеленовато-голубого и голубого цвета. Оттенки цвета, меняющиеся от голубоватого до голубовато-зеленого, обусловлены примесью разновалентных ионов железа. Благодаря высокой твердости, более высокой, чем, например, у кварца, аквамарин стоек к износу, однако хрупок и требует внимательного к себе отношения. Основная задача мастера - максимально раскрыть цвет камня, поэтому аквамарины гранят ступенчатой и смешанной огранкой практически любой формы, круглая форма менее предпочтительна, особенно для крупноразмерных вставок. Дело в том, что бриллиантовая круглая огранка подчеркивает игру камня, которая, в свою очередь, маскирует цвет, осветляя его.

В древнем мире и в средние века аквамарины получали из Индии. С XVIII века рынок драгоценных камней завоевывает Бразилия (здесь в 1910 году найден самый крупный из прозрачных ювелирных аквамаринов весом более 100 кг), а также Мадагаскар. Есть проявления этого минерала в США и России (на Урале и в Забайкалье), Известны месторождения в Зимбабве, Танзании, Мозамбике, Намибии, Кении, ЮАР, Индии, Шри-Ланке, Бирме, а с недавних пор и в Австралии, Китае, Пакистане, Афганистане. В Европе находки аквамарина отмечены в Норвегии и Ирландии. Самый крупный из известных в мире ограненных аквамаринов весит 2594 карата и имеет размеры 14бх47х38см, он принадлежит одной ювелирной фирме из Калифорнии.

Хорошие голубые аквамарины практически все получены в результате термической обработки, облагораживания. Характерный насыщенно-голубой цвет может быть получен нагреванием зеленоватых или желтоватых бериллов до температуры 400-500°С. При этом камень несколько теряет в цвете, но полученная таким образом голубая окраска очень устойчива и без специальных исследований ее нельзя отличить от природной голубой. Примером облагороженного аквамарина является весьма популярный на просторах одной шестой части суши бледно-голубой аквамарин, получаемый путем термической обработки желто-зеленого украинского гелиодора из Волынских месторождений.

Здесь стоит отметить, что термически облагороженный аквамарин не стоит дешевле. В современной моде главное для этого самоцвета - голубой тон и насыщенность окраски. Его происхождение в большинстве случаев не имеет значения. Правда, и здесь есть свои тонкости. Например, на Урале горщики традиционно признают только натуральный зеленовато-голубой, не подвергавшийся никакому облагораживанию аквамарин. Однако на путях моды много перекрестков, и каким-то кружным путем в этот традиционно консервативный в каменных делах регион проникает интерес и к "чистым" голубым аквамаринам без зеленого оттенка.

Некоторым сходством с аквамарином обладает голубой топаз, но цвет аквамарина много благородней и глубже. Это камень другой ценовой группы. Цены на аквамарины начинаются от нескольких долларов за карат в почти бесцветной мелкой вставке и достигают более двух тысяч долларов за карат бразильских аквамаринов Санта-Мария, по цвету близких к пастельным сапфирам. В общем, если говорить о цене на аквамарин, то в первую очередь должен возникать вопрос: какого он цвета, чистоты и размера?

Спрос на этот самоцвет иллюстрируется тем фактом, что аквамарин, по тем или иным причинам не годный в огранку (полупрозрачный халцедоноподобный аквамарин), используется для изготовления кабошонов,которые также очень красивы и популярны. На стендах крупнейших ювелирных брэндов BaselWorld (Швейцария) вы обязательно увидите изделия из белого золота, где основным, центральным камнем композиции будет голубой аквамариновый кабошон в обрамлении высококачественных каратных бриллиантов.

Аквамарин используется как ювелирный материал для вставок в кольца, серьги, броши, причем лучше всего цвет его виден только в относительно крупных вставках. Камень обладает "двухцветностью", т. е. в различных направлениях кажется разного цвета, что необходимо учитывать при огранке. В старинных изделиях иногда для усиления окраски под самоцвет подкладывали голубую фольгу.

Аквамарины можно выращивать искусственным путем, но в настоящее время эти технологии представляют исключительно научный интерес. Сегодня в качестве синтетических имитаторов аквамаринов используют шпинель и фианит. Имитаторами аквамарина считаются также голубые и синие разновидности топаза, турмалина, циркона, искусственно выращенные разновидности кварца, а также окрашенные стекла.

Но поддается ли сравнению морская лазурь с купоросной синевой бассейна? Аквамарин - камень "наполненный", в нем есть тайна, а кому не хочется стать обладателем тайны? Тем более когда она по средствам, каждому по своим.

Павел СОКОЛОВ,

генеральный директор фирмы "Соколов"

Ювелирное обозрение №2 2004 г.

Ювелирное обозрение

Архив выпусков

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->