Немалая доля очарования ювелирных украшений обусловлена особой, вневременной природой материалов, из которых они созданы. Действительно, момент образования металлоносной породы или самоцветного минерала отделен от момента воплощения в драгоценность геологическим временем, что в отношении людского срока - вечность, а покинув создателя, украшение может пережить многих и многих владельцев и срок его жизни - будет историческим временем.
Но также существуют материалы другой природы, такие как слоновий бивень и перламутр, жемчуг и черепаховая кость. Они ценны, несмотря на свою хрупкость и несут несколько другую идею - может, чуть замершей жизни. Среди них, благородные кораллы, которые долгое время считали окаменевшими морскими цветами, и лишь в середине XVIII века было доказано, что это внешний скелет морских беспозвоночных животных (полипов). Пока живут колонии полипов, растет и их коралловый скелет, создавая порой целые острова и архипелаги. Таким скелетом является Большой Барьерный риф в коралловом море около берегов Австралии - самое крупное коралловое образование на планете. Коралл, возможно, один из самых древних ювелирных материалов - бусинки из розовых кораллов, найденные в пещере Вильдшейер на территории Германии, относятся к 35-10 тысячам лет до нашей эры. В античное время коралл окончательно вошел в ювелирный обиход. Старинная Греческая легенда рассказывает, что когда Персей с отрубленной головой Медузы Горгоны пролетал над морем, в тех местах, где капли крови упали в воду, выросли красные кораллы, называемые горгонарии. Можно говорить, что мода на украшения из кораллов существует более двух тысяч лет, и она не обошла ни одной эпохи, ни одного государства. В ювелирном искусстве средневековой Руси коралл находил самое широкое применение, как инкрустационный материал. В европейском возрождении развивалась традиция резьбы по кораллу, которая к нашему времени по непонятным причинам угасла, по крайней мере, в Европе. О популярности коралла в дальневосточных культурах и говорить не приходится. Там считается, что коралл приносит счастье, и традиция резьбы по нему и изготовления разнообразных украшений развивается с древнейших времен, существует сегодня, и надо отметить, что такой сложности и совершенства украшения, как это делают дальневосточные мастера, встретить в Европе невозможно. В ювелирном деле используются чаще всего Corallium rubrum, произрастающие на глубинах от 20 м и до 200 м, и Corallium japonicum, произрастающие в Атлантике и Тихом океане, в основном на глубинах от 100 до 1500 метров. К "благородным" кораллам относят разновидности, окрашенные в розовый, красный, оранжевый, розовато-бурый цвет, хотя ценятся и темно-бурые, голубые, черные кораллы (акабар). Наиболее ценными являются кораллы красных тонов, не зря "коралловыми", часто называют губы красавицы и никогда - ее черные волосы. Цвет коралла зависит от содержания органического вещества, освещенности и примесей, захваченных в процессе роста. Окраска черного коралла обусловлена присутствием рогового вещества конхиолина. Известны также кораллы желтого цвета, желто-коричневые, наиболее редки голубые. Распределение окраски обычно равномерное, но бывают исключения, и встречаются пестрые и полосатые ветки. Здесь стоит отметить, что ювелирное применение имеют кораллы всех оттенков красного и розового и черные кораллы. Касательно черных кораллов, существует великий миф об их редкостной дороговизне. Если неопытному коммерсанту случится встретиться с опытными кубинцами, те с удовольствием расскажут ему про удивительно благородный и ценный черный коралл. Правда же заключается в том, что цены лучших сортов красных кораллов отличаются от цены черных почти на два порядка, причем последние дешевле. Красные ювелирные кораллы для европейского рынка добываются, главным образов, в западном средиземноморье между Сардинией и Тунисом, и для обозначения различного оттенка их цвета используется великое множество, так называемых, коммерческих названий. Известны случаи когда в номенклатуре одной фирмы присутствует до шестнадцать наименований коралла красного цвета. Избегая таких крайностей назовем четыре главных разновидности цвета благородного коралла: "бычья кровь" - коралл темного буровато красного цвета, наиболее редкий и дорогой, "сардинский коралл" - материал насыщенного алого, истинно "коралового" цвета, оранжево-красный коралл "салмон" (лососевый), и бледно розовый коралл "кожа ангела". Приведенные цвета расположены в порядке убывания стоимости. Для оценки изделия из коралла, кроме его происхождения и цвета, необходимо знать процесс производства коралловых вставок. Смысл первичной обработки коралла состоит в определении наилучшего способа разрезания коралла с целью уменьшить объем отходов материала во время производства. Этот процесс включает в себя также возможность скрыть природные дефекты коралла (недостаток цвета, прожилки и дырки), превращая их в незначительные недочеты в законченном изделии (к примеру, если при изготовлении изделия, сосредоточить эти дефекты на задней стороне), что ни в малейшей степени не уменьшает ценность изделия. Здесь стоить отметить, что коралловые бусины именно потому существенно дороже кабошонов, что выполняются только из бездефектного материала, у бусин задней стороны нет. Именно здесь и кроется главная проблема торговли кораллами. Если покупатель, приобретая, например, кабошон, отмечает наличие пор, каверн или других дефектов поверхности на его нижней стороне, то ему следует объяснить, что это следствие той самой "животной" природы этого материала. Происхождение этих "дефектов" роднит их с кольцами роста у деревьев. Но если при покупке изделия из дерева никого не смущает присутствие на полированных поверхностях следов его структуры, то структурные особенности кораллового материалы, если они заметны, отпугивают клиента или провоцируют у него желания поторговаться. Хотя полное отсутствие таких штрихов, скорее характерно для искусственных имитаций. В последние годы во Франции П. Жильсон разработал метод получения искусственных кораллов - красного, светло-розового, бледно-желтого, белого, цвета бычьей крови, семги, "кожи ангела", шампанского и других цветов. Так вот, стоимость таких кораллов на рынке в 7-10 раз и более дешевле натуральных. Вообще, коралл последние полтораста лет в моде, поэтому предпринимаются попытки создать более или менее похожие имитации. Основными материалами для этих целей являются фарфор, пластик, стекло, а также прессованные (из коралловой стружки) кораллы. В связи с ограниченностью запасов коралла ювелирного качества, широко распространены разнообразные методы облагораживания кораллов. Так для получения темно-красного или розового (без оттенка оранжевого) цветов из бледного или бесцветного коралла используется прокрашивание, однако со временем окраска может выцвести. Белый бамбуковый коралл из Тасмании может быть окрашен в черный цвет нитратом серебра. Таким кораллам может повредить длительное нахождение на ярком свету. Помимо этого следует избегать использования растворителей. Отбеливание в 30% -ном растворе перекиси водорода в течении 12-72 часов придает черной разновидности коралла приятный золотистый оттенок. Устойчивость такого коралла к воздействию света и времени не изучена. Часто используют пропитку эпоксидной смолой или клееподобными веществами для "залечивания" внешних трещин в низкосортном материале. Может быть использовано наращивание цветного слоя на белые пятна. Такого рода обработка устойчива, но следует избегать повышенных температур и растворителей. Присутствие наращенного или пропитывающего слоя добавляет массы, а кораллы принято продавать на вес. Для улучшения цвета и прочности оранжевого коралла обычно применяют пропитывание стабилизирующим пластиком. При ношении такого коралла следует избегать попадания химических реагентов и косметики на него. Таким образом, можно сказать, что если коралл не несет на себе совсем никаких следов природной индивидуальности, то скорее всего, перед вами что-то не то. Фото: Дмитрий Абезгауз, Екатерина Свердлова Опубликовано: "Ювелирное Обозрение", апрель - 2004 |
Ювелирное Обозрение