Немалая доля очарования ювелирных украшений обусловлена особой, вневременной природой материалов, из которых они созданы. Действительно, момент образования металлоносной породы или самоцветного минерала отделен от момента воплощения в драгоценность геологическим временем, что в отношении людского срока - вечность, а покинув создателя, украшение может пережить многих и многих владельцев и срок его жизни - будет историческим временем.
Цвет коралла зависит от содержания органического вещества, освещенности и примесей, захваченных в процессе роста. Окраска черного коралла обусловлена присутствием рогового вещества конхиолина. И Красные ювелирные кораллы для европейского рынка добываются, главным образов, в западном средиземноморье между Сардинией и Тунисом, и для обозначения различного оттенка их цвета используется великое множество, так называемых, коммерческих названий. Известны случаи когда в номенклатуре одной фирмы присутствует до шестнадцать наименований коралла красного цвета. Избегая таких крайностей назовем четыре главных разновидности цвета благородного коралла: "бычья кровь" - коралл темного буровато красного цвета, наиболее редкий и дорогой, "сардинский коралл" - материал насыщенного алого, истинно "коралового" цвета, оранжево-красный коралл "салмон" (лососевый), и бледно розовый коралл "кожа ангела". Приведенные цвета расположены в порядке убывания стоимости. Для оценки изделия из коралла, кроме его происхождения и цвета, необходимо знать процесс производства коралловых вставок. Смысл первичной обработки коралла состоит в определении наилучшего способа разрезания коралла с целью уменьшить объем отходов материала во время производства. Этот процесс включает в себя также возможность скрыть природные дефекты коралла (недостаток цвета, прожилки и дырки), превращая их в незначительные недочеты в законченном изделии (к примеру, если при изготовлении изделия, сосредоточить эти дефекты на задней стороне), что ни в малейшей степени не уменьшает ценность изделия. Именно здесь и кроется главная проблема торговли кораллами. Если покупатель, приобретая, например, кабошон, отмечает наличие пор, каверн или других дефектов поверхности на его нижней стороне, то ему следует объяснить, что это следствие той самой "животной" природы этого материала. Происхождение этих "дефектов" роднит их с кольцами роста у деревьев. Но если при покупке изделия из дерева никого не смущает присутствие на полированных поверхностях следов его структуры, то структурные особенности кораллового материалы, если они заметны, отпугивают клиента или провоцируют у него желания поторговаться. Хотя полное отсутствие таких штрихов, скорее характерно для искусственных имитаций.
В связи с ограниченностью запасов коралла ювелирного качества, широко распространены разнообразные методы облагораживания кораллов. Так для получения темно-красного или розового (без оттенка оранжевого) цветов из бледного или бесцветного коралла используется прокрашивание, однако со временем окраска может выцвести. Белый бамбуковый коралл из Тасмании может быть окрашен в черный цвет нитратом серебра. Таким кораллам может повредить длительное нахождение на ярком свету. Помимо этого следует избегать использования растворителей. Отбеливание в 30% -ном растворе перекиси водорода в течении 12-72 часов придает черной разновидности коралла приятный золотистый оттенок. Устойчивость такого коралла к воздействию света и времени не изучена. Часто используют пропитку эпоксидной смолой или клееподобными веществами для "залечивания" внешних трещин в низкосортном материале. Может быть использовано наращивание цветного слоя на белые пятна. Такого рода обработка устойчива, но следует избегать повышенных температур и растворителей. Присутствие наращенного или пропитывающего слоя добавляет массы, а кораллы принято продавать на вес. Для улучшения цвета и прочности оранжевого коралла обычно применяют пропитывание стабилизирующим пластиком. При ношении такого коралла следует избегать попадания химических реагентов и косметики на него. Таким образом, можно сказать, что если коралл не несет на себе совсем никаких следов природной индивидуальности, то скорее всего, перед вами что-то не то. Фото: Дмитрий Абезгауз, Екатерина Свердлова Опубликовано: "Ювелирное Обозрение", апрель - 2004 |
Ювелирное Обозрение