Кощеев комплекс

Фото: Музей Кремля

Текст: Велимир Мойст Фото: Музей Кремля

Путинский топор, клад спекулянта и другие сокровища на выставке «Новые поступления в музеи московского Кремля».

Многие думают, что в музеи московского Кремля сокровища свозят эшелонами. В этом смысле выставка, представляющая новые поступления в здешние фонды, может и разочаровать. Никаких тебе супералмазов, золотых самородков с лошадиную голову, платиновых моделей Останкинской башни в натуральную величину и прочих атрибутов показной роскоши. Вряд ли что-нибудь подобное прячут от народа: кремлевские сотрудники уверяют, что из 5 тысяч экспонатов, попавших в местные хранилища за последние годы, для выставки отобраны лучшие. И интересного здесь немало, если только отвлечься от нездорового ажиотажа и погрузиться в подробности.

Слоган выставки звучит как «мемориальность, древность, искусство исполнения» – такими словами Александр I напутствовал музейщиков в своем указе 1806 года о создании Оружейной палаты.

Грядущему 200-летию музеев Кремля нынешняя экспозиция как раз и посвящается. Впрочем, она не столько парадная, сколько плановая, исполненная в традиционном жанре «новые поступления». Среди приличных музеев принято демонстрировать самое значительное из того, что попало в руки за отчетный период. Обычно такие показы происходят раз в 10–15 лет, так что у кремлевских фондов просто подошел срок. А желания похвастать ни у какого, даже самого захолустного музейчика не отнять. Лучше это называть корпоративной гордостью.

В первую очередь в Кремле гордятся древностями, как и завещал в указе самодержец. Только пополнять их запасы становится все труднее. На антикварном рынке качественные памятники античности или средневековья редки и дороги.

Купить раз в десятилетие ранневизантийский серебряный ковш и пару золотых украшений из домонгольского Киева — уже праздник. Существует, правда, еще один способ пополнения коллекции.

Дело в том, что территория в периметре кремлевских стен – собственность не московская, а федеральная. Соответственно, и недра тоже. Все, что удается здесь выкопать или обнаружить в потаенных нишах, поступает в местные музейные фонды. Попадаются в основном черепки и заржавленные железяки, однако с научной точки зрения они бесценны. В частности, из-под Архангельского собора регулярно извлекают материальные свидетельства жизнедеятельности эпохи бронзы – то есть времени, далеко отстоящего от официальной даты основания Москвы.

Бывают клады и другого рода. Почти курьезом смотрится груда золотых царских монет рядом с двумя стеклянными банками и обрывками газеты «Правда» от 1942 года. На этот схрон десять лет назад натолкнулись рабочие, реконструировавшие Знаменку. Предполагают, что богатство принадлежало кому-то из продовольственных спекулянтов, наживавшихся на лишениях военной поры.

Судя по тому, что хозяин золотишка так за ним и не вернулся, его карьера оборвалась внезапно и, скорее всего, трагически.

В итоге получилась выразительная иллюстрация к евангельскому завету не копить богатства на земле.

Но все равно копили, копят и будут копить. У музейщиков, впрочем, есть надежное оправдание – не для себя же. Такая уж здесь специфика, идущая от царских сокровищниц: собирают ювелирные изделия, произведения медальерного искусства, уникальное оружие, иконы, старопечатные книги. На выставке всего этого понемногу. Есть, к примеру, драгоценные пасхальные яйца – правда, не от Фаберже вовсе, а от московской ювелирной фирмы Хлебникова. Драгоценности же, приобретенные год назад Виктором Вексельбергом, вопреки молве не подарены государству, а находятся в частном владении. «Мы очень редко получаем подарки», – вздохнула на пресс-конференции директор музеев Кремля Елена Гагарина. Отчасти так и есть: многие из экспонатов снабжены в каталоге комментарием «поступил через закупочную комиссию в таком-то году». Но и меценаты все-таки обнаруживаются – бизнес-структуры, коллекционерские клубы и отдельные персоны.

Фигурирует в списке дарителей и Владимир Владимирович Путин. Ему на 50-летие златоустовские мастера вручили гарнитур холодного оружия: меч, топор, кинжал, шестопер – словом, все необходимое для удачного президентства. Юбиляр же, будучи образцовым госслужащим и к тому же сторонником политических методов управления, немедленно передарил это хозяйство Оружейной палате.

На выставке вообще хватает современных произведений: музеи Кремля – одна из немногих организаций, поддерживающих высокие ремесленные традиции. Сегодняшние ювелиры и оружейники почитают за честь передать сюда свои изделия. Блох теперь не подковывают, но не упускают случая блеснуть «искусством исполнения».

При определенной злобности можно, конечно, приписать кремлевским искусствоведам «кощеев комплекс» и погнать пургу насчет того, что простым людям на хлеб не хватает, а они тут сокровища коллекционируют. Но вообще-то это нормальная музейная практика, существующая во всем цивилизованном мире. От того, что здесь сэкономят на очередном раритете, хлеба в стране не прибавится. Мертвый, не развивающийся музей рано или поздно превращается в декорацию, пусть даже пышную. А декораций у нас и так достаточно.

«Новые поступления в музеи московского Кремля». В выставочном зале Успенской звонницы до 10 августа.

gazeta.ru

Архив выпусков

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->