Все начинается с истории. Мы легко можем вспомнить ярко-желтый блеск скифского золота, представить сокровища древних кладов – ведь золотые изделия древности создавались в основном из самородного золота. С совершенствованием технологий обработки металлов и открытием новых к золоту начинают добавлять серебро, медь и другие, в том числе – вновь открытые металлы. Но все же драгоценные изделия имели фактически два цвета: серебро – белый и золото – красный.
Сравнительно недавно были открыты другие металлы драгоценной группы – палладий, осмий, родий. Все эксперименты технологов по их легировке привели к тому, что появилось белое, желтое и зеленое золото. В настоящее время используются и черное золото, и розовое, и голубое. Точный состав и технология получения таких сплавов всегда остаются секретом фирм, производящих тот или иной цвет металла.
Качество ювелирного изделия зависит не от цвета, а от сплава золота, то есть лигатуры – его пробы или карата, как ее еще называют. Лигатура – это и есть сплав металлов, улучшающих износоустойчивость и меняющих другие свойства золота. Стандартная лигатура – это серебро и медь. Самая распространенная 585 проба золота у нас и в Европе различается по составу лигатуры. В наше червленое золото добавляется больше меди, что делает его красным и придает прочность и долговечность, а в европейское добавляется больше серебра, и, в результате, получается традиционное для Запада желтое золото.
Золото 585 пробы – самое дешевое, с наименьшим содержанием драгоценных металлов, стоимость его в изделии составляет от $10 до $15 за грамм. В мире же самая популярная – 750 проба . Все сорта цветного золота имеют именно эту пробу. Цвет получается в сплаве с каким-либо другим металлом драгоценной группы – иридием, палладием, родием, а также с хромом, цинком.
Несмотря на присутствие на мировом рынке изделий из черного, голубого, зеленого, розового, белого золота и их сочетаний, самыми популярными являются изделия из желтого золота или комбинации желтого золота с белым. Основной процент реализации коллекций в мире, в том числе тех, которые готовятся каждый год на традиционную итальянскую выставку в Винченце, – из желтого золота.
В современной России понимание достоинств цветного золота не развито. Оно не получило распространения, потому что для этого нужны время, а также огромная работа по маркетингу и рекламе, повышение профессионализма дизайнеров и художников. До сих пор россияне на 90% покупают лишь красное золото, а белое – только в сочетании с красным. Конечно, кругозор современного российского покупателя расширяется – люди больше ездят за границу – и видят, что там изделия другие, что далеко не все лучшее делается в России, что создаются коллекции красивых изделий в странах с развитой ювелирной промышленностью. Возвращаясь домой они смелее делают выбор в наших магазинах в пользу отечественных известных производителей.
Развитие российской ювелирной промышленности полностью зависит от экономического состояния страны и благосостояния граждан. Покупательский спрос есть и сегодня, но покупают в основном красное золото, так как оно дешевле. К примеру, приходит к нам покупательница. У нее красный браслет и такого же цвета цепочка. Она хочет купить колечко из желтого золота – но при этом ей придется поменять и остальное – а это слишком дорого. Реальный случай в нашей практике: пришла состоятельная клиентка, сняла с себя все украшения из красного золота, подаренные мужем, взвесили – 260 г – и вот мы теперь постепенно воспроизводим все, но уже – с новым дизайном и в желтом золоте.
В нашем отраслевом институте, входившем в состав «Русских самоцветов», была весьма слабая металлургическая лаборатория и по техническому оснащению, и по уровню развития, и по перспективным разработкам. Все годы мы работали на одних и тех же давно разработанных сплавах. Сегодня приходится покупать импортные составляющие: и формовочную массу для литья, и резину, воск, и все другое, чтобы сделать качественное литье.
Чтобы использовать новейшие дорогие технологии и вкладывать огромные деньги для запуска новой продукции, нужно производство. А для этого нужен устойчивый рынок продаж. Во всем мире есть практика продвижения коллекционных изделий на рынок. Для этого фирмы проводят рекламную атаку на потребителя за год – два, поэтому, когда оно появляется, – его ждут. А у нас сперва сделают, а только потом пытаются доказать, что это очень хорошо.
Страной-законодателем ювелирных мод пока является Италия. Но именно теперь грядут – и уже происходят – перемены на мировом ювелирном рынке – Гонконг буквально «наступает на пятки». В Малайзии открывается огромное количество китайских фабрик. Если раньше там производили в основном ширпотреб, то сейчас производится много высококачественной продукции. Китайские платиновые коллекции – это прекрасные вещи: и изделия в классическом стиле, и современные. Азиатские фирмы в течение нескольких лет копировали работы итальянских ювелиров, пристально изучали европейские ювелирные каталоги – и теперь создают свои коллекции, дизайн которых не всегда самый лучший, но изделия имеют безупречное качество. В Китае появляются свои ювелирные выставки. В Пекине открываются огромные ювелирные отделы в торговых центрах. Среди представленной ювелирной продукции очень много платиновых украшений. Изделиями из платины они насыщают и Америку, и Японию. Еще 20 лет – и ювелирные изделия из Азии будут доминировать на прилавках всего мира.
Говоря о драгоценных металлах, нельзя не выделить платину. Платина – самый благородный по чистоте драгоценный металл. В отличие от золотых, платиновые изделия изготавливаются из практически чистого металла – содержание платины в сплаве 95%. Стоимость платины в изделии от $40 до $100 за грамм. Ювелирам с платиной очень приятно работать – из-за своей мягкости этот металл хорошо обрабатывается.
Платиновые изделия, которые когда-то ценились и имели спрос у состоятельных русских людей, современному покупателю почти незнакомы. И лишь на протяжении последних десяти лет началось возрождение платиновых коллекций. При этом изделия из платины, которые производились на нашей фирме в Швейцарии, отправлялись к японским заказчикам.
В России тогда этот металл еще не находил применения. Сегодня же мы продолжаем работать с платиной. Но желаемого широкого применения все равно нет. Появился довольно устойчивый спрос на обручальные кольца из этого металла, довольно простеньких по дизайну изделий, и лишь небольшой – на эксклюзивную, дорогую продукцию.
А вот для сравнения: Америка сейчас потребляет около 70% выпускаемой в мире платиновой продукции, Китай же по показателям прошлого года вышел на объемы 50 т платины в изделиях.
Какой платина металл – покажу на собственном примере. Раньше у меня была печатка из красного золота, поносил немножко, подарил, потом из золота 750 пробы, а когда я надел платиновое изделие, то почувствовал, что платина – она как родная. Этот металл как будто сливается с тобой.
Однако вернемся к золоту. Белое золото, как и любое золото высокой пробы, требует дополнения из драгоценных камней. И в эти изделия ставятся уже не традиционные фианиты, а бриллианты, что делает продукцию еще более дорогой. Используются также изумруды, рубины, сапфиры. Это уже не камни циркониевой группы, где типична стоимость $15–$20 за грамм в розничных продажах. Стоимость изделий с драгоценных камней от $100 до бесконечности, но, несмотря на это, спрос на них в последнее время растет. Если раньше в основном выпускались изделия с камнями циркониевой группы, то теперь значительную часть ассортимента составляют изделия с бриллиантами. Появился заметный спрос на эксклюзивную продукцию.
Необходимо упомянуть об отличиях изделий из белого золота от платиновых. Белое золото имеет желтоватый оттенок. Платина – нет. Для придания белого цвета изделиям из белого золота их покрывают тонким слоем металла родия. У платиновых же изделий подобный цвет присутствует от природы.
До изобретения белого золота бриллианты ставили в серебро. Цвет бриллианта не всегда чисто белый, он может быть и желтым, и даже с коричневатым оттенком. А белое золото дает любому оттенку камня белый цвет, белое сияние. Поэтому и в изделиях из красного золота бриллиант закрепляют в накладку белого золота, чтобы он заиграл во всей красе. Изделия из желтого золота тоже могут быть с бриллиантами, но это, как правило, при использовании технологии цельнолитых изделий.
Высокая цена драгоценного металла имеет прямое влияние на дизайн. Если это платина или цветное золото 750 пробы, то изделия выпускаются индивидуальными или мелкими сериями. И дизайн, соответственно, эксклюзивный. Дорогой сам по себе металл требует и современного дизайна, и драгоценных камней, и передовых ювелирных технологий. И, разумеется, готового все это приобрести покупателя.
|
Ювелирное изделие фирмы «Кахолонг» |
|
|
|