Серебряное дело и ювелирное искусство в России

СИЗОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

Русское сереброделие и ювелирное искусство эпохи династии Романовых являлись составной частью материальной и духовной культуры XVII — н. XX вв. В драгоценных изделиях этого периода иногда прямо, но чаще опосредованно, отражались процессы, определявшие самобытность и наполненность культурных явлений этого периода.

Ларчик. Сольвычегодск, последняя четверть XVII в. Дерево, бумага, эмаль, металл. 8,5х11,2х8,5 cм. Государственный Исторический музей

Эволюционируя в рамках национальной традиции как устойчивой совокупности форм, стилистики, орнаментики и технических приемов, русское ювелирное искусство XVII века выражало эстетические представления, характерные для широких слоев общества. При декорировке посуды, столовых приборов, мужских и женских украшений мастера черпали вдохновение в орнаментах книжных миниатюр, в западноевропейской гравюре, в красоте привозных восточных тканей, в гармонии пластических образов белокаменной и деревянной резьбы. Став в XV веке столицей единого национального государства, Москва заняла ведущее положение в области производства ювелирных изделий. Его расцвет здесь был связан с деятельностью мастерских Кремля и, особенно, с существовавшей с начала XVI в. Оружейной палаты. Именно здесь для царя, русской аристократии и высших иерархов православной церкви создавались в XVII веке высокохудожественные образцы драгоценных предметов личного обихода, украшений, питьевой и столовой посуды. Современники, русские и иностранцы, неоднократно отмечали, что, например, золотая и серебряная утварь являлись после икон главным украшением домашнего интерьера. Одновременно драгоценная посуда, которая демонстрировалась окружающим с использованием специально изготовленной мебели, свидетельствовала о богатстве и высоком социальном положении своего владельца.

Излюбленными ювелирными техниками XVII в. были чеканка, резьба, золочение, применение черни и различного рода полихромных эмалей. Яркость и праздничность серебряных и золотых изделий увеличивались за счет широкого применения в отделке самоцветов и полудрагоценных камней, жемчуга, янтаря и даже стекол. Открытость русской культуры XVII в. характеризуется существованием в ювелирном искусстве традиционных заимствований как западноевропейских, так и восточных форм и орнаментов.

Преобразования, начатые Императором Петром I, имели целью ввести Россию в круг передовых европейских государств. Они резко, за короткий период, изменили весь жизненный уклад высшего сословия. Появление новых обычаев в частной жизни и новых форм жизни общественной вызвало потребность в создании неизвестных ранее в России предметов личного обихода, сервировки стола, разнообразных украшений, дополняющих сшитые по европейской моде наряды. В разные эпохи XVIII в. эти идеи воплощались в рамках стилей барокко, рококо и классицизма. Эпоха Петра Великого не дала уникальных образцов ювелирного искусства: императора более привлекали монументальные проекты, например, строительство новой столицы — Санкт-Петербурга, куда в значительной мере переместилась художественная жизнь России.

Чарка агатовая в серебряной оправе. Россия, XVII в. Серебро, оникс, позолота, резьба. 5,0х8,0х5,7 cм.
Брошь "Стрела". Москва, вторая половина XIX в. Золото, рубины, жемчуг. 8,0x4,5 см. Государственный Исторический музей

Середина XVIII в. ознаменована сосуществованием в серебряном деле и в производстве ювелирных украшений элементов позднего барокко и народившегося рококо, с присущими ему грациозностью форм и изяществом орнамента. В это время мастера обращаются к неизвестным ранее в русском ювелирном искусстве материалам, например, к слоновой кости, из которой выполняются отдельные детали драгоценной утвари. Находит отражение и общеевропейская мода на предметы декоративно-прикладного искусства в восточном стиле с использованием традиционных орнаментальных мотивов Восточной Азии.

"Блестящий век Екатерины" стал одной из вершин русского ювелирного искусства. Отсутствие слепого подражательства, оригинальные сочетания новых технических приемов, форм и традиционности эстетических принципов характерны для ювелирного искусства Российской империи второй половины XVIII в. В производстве ювелирных украшений XVIII век ознаменован обращением к сверкающему гранями бриллианту. Для каждого времени в русском ювелирном искусстве существует излюбленное сочетание колористических гамм самоцветов, и, если во второй половине XVII в. русские ювелирные украшения характеризуются применением в одном изделии ярких сапфиров и рубинов, нередко в сочетании с эмалями, то в XVIII в. излюбленным камнем аристократии становится ограненный алмаз — бриллиант, который занимает главенствующее положение и на протяжении всего XIX века.

Вытесненные петровскими преобразованиями традиционные формы ювелирных украшений оставались составной частью народной культуры. Об этом свидетельствуют широко распространенные, самобытные, выполненные из речного жемчуга в XVIII — XIX вв. украшения крестьянок русского Севера.

Брошь-подвеска "Опахало". С.-Петербург, 1899 — 1908 гг. Золото, гранаты. 6,6 х 4,4 cм. Государственный Исторический музей

Девятнадцатый век, "серебряный век" ювелиров России, соединил высочайшее индивидуальное мастерство художника-ювелира и мастера-исполнителя с производством, основанным на использовании последних достижений техники. Продукция известнейших ювелирных фирм, поставщиков Императорского Двора Фаберже, Сазикова, Хлебникова, Овчинникова и др., отличалась тонким вкусом, высоким художественным уровнем и совершенством технического исполнения. Особой нарядностью и праздничностью отличались изделия, создаваемые с третей четверти XIX в. в "новом русском стиле", основанном на орнаментике, стилистике и формах XVII столетия и более ранних эпох.

XIX в. расширил палитру применяемых при создании ювелирных украшений полудрагоценных камней. С большой охотой ювелиры стали обращаться в это время к уральским хризолитам, хризопразам, александритам и гранатам. Вместе с резьбой, гравировкой, чеканкой и тонким литьем при создании браслетов, брошей, серег широко применялись гильошировка, вальцовка и разнообразные виды эмалей.

Являясь составной частью великой по своим гуманистическим идеалам русской культуры, серебряное дело и ювелирное искусство отразили, согласуясь с законами художественного творчества, не только историю, развитие и смену стилей, но и могущество государства, талант и особенности национального характера русского человека. Представленные на данной выставке шедевры привлекают своей теплотой, одухотворенностью, прекрасным, неповторимым обликом.

Браслет-манжет. Москва. 1880-е гг.? Мастерская И.Д.Чичелева Золото, эмаль, рубины, жемчуг. 5,6 х 6,8 х 7,4 см. Государственный Исторический музей

Иван Дмитриевич Чичелев — один из выдающихся золотых дел мастеров (с 1815 г.), владелец мастерской (фабрики) по производству ювелирных изделий, основанной в 1867 г., известен до 1888 г. Придворный поставщик Российского Императорского Двора, короля Италии Виктора Эммануила, австрийского императора Франца Иосифа 11. Участник Всемирных выставок — 1862 г. Лондон (награда), 1867г. Париж — серебряная медаль, 1873 г. Вена — триумф, 1876 г. — Филадельфия.

И.Д.Чичелев славился ювелирными украшениями с эмалями и драгоценными камнями, выполненными в древнем, русско-византийском стиле.

Вошедшие в н. ХVIII в. быт русского императорского двора и людей, близких к нему, костюмированные балы вскоре стали одним из увлекательнейших великосветских развлечений. Бальный сезон открывался обычно после Рождества, в Зимнем дворце, и вслед за ним шел нескончаемый черед подобных увеселений и великокняжеских и аристократических домах Петербурга. Многие из них не уступали императорским ни в роскоши, ни в фантазии оформления. К проведению балов заранее готовились, задумывали его идею, и выбранная тема определяла структуру бала, его художественное оформление, соответствовавшее определенному стилевому направлению искусства. Во второй половине вошли в моду "исторические балы", в старорусском стиле, во время, которого, гостиные и танцевальные залы были заполнены русскими боярами, боярынями и боярскими детьми, воеводами, витязями, думными и посольскими дьяками, кравчими, сокольничими, ловчими, конными и пешими жильцами времени Ивана Грозного, варягами, печенегами, запорожцами, казаками" (Всемирная иллюстрация. 1883. т.29.№729.с.182 — 183). Костюмы и украшения соответствовали заданной теме, разрабатывались на основе трудов ученых-историков Н.И.Костомарова, И.Е.Забелина, иллюстрированных сочинениях художника-археолога Ф.Г.Солнцева, и были исполнены в древнем стиле. Яркий пример древнерусского украшения — браслет-манжет И.Чичелева.

'Брошь-подвеска
Брошь-подвеска "Бабочка". Петербург, последняя четверть Х1Х в. Золото, бриллианты, рубины. 3,8x2,0 cм. Государственный Исторический музей Брошь "Стрекоза". Москва, 1899 — 1908 гг. Мастерская В. Агафонова. Золото, бриллианты, розы, рубины, жемчуг, изумруды. 1,3х6,2х6,8 cм. Государственный Исторический музей

С развитием естественных наук во второй половины Х1Х в. странная очаровательная прелесть мира насекомых привлекла ювелиров. Получили распространение брошки, кулоны, серьги в виде бабочек, стрекоз, жуков, эскизы для которых часто заказывали энтомологам, ботаникам. Ювелиры имели большие гербарии, собрания натурных зарисовок.

Уникальность панагии в наличии на оборотной стороне эмалевого портрета жены Петра I, императрицы Екатерины I. Панагия была пожалована Екатериной I архиепископу Феофану Прокоповичу в 1725 г. в связи с восшествием её на престол.

Панагия "Распятие с предстоящими". Санкт-Петербург , 1725 г. Серебро, эмаль, бриллианты. 15,3x11,0 cм. Государственный Исторический музей

Форма сулеи восточного происхождения. Данный памятник уникален в своем роде и не имеет аналогий в русском декоративно-прикладном искусстве XVIIв.

Сулея (состоит из флакона и чарки). Россия, XVII в. Серебро, позолота, кокос, орех, резьба. Высота: 22,0 cм., диаметр 8,0 cм. Государственный Исторический музей

Чаша — древнейший вид русской питьевой посуды, использовался для обряда питья на пирах в круговую, когда все пирующие в знак дружбы и единения пили из одной чаши. С XI в. в монастырях, а позднее при великокняжеском и царском дворах, после общей трапезы пили чаши "во славу Бога, Богородицы и за здоровье Государя". По венцу чаши резана надпись о принадлежности царю Фёдору Алексеевичу Романову, (1661 — 1682, на престоле с 1676 г.) старшему брату Петра I.

Чаша царя Федора Алексеевича Москва, 1676 - 1682 гг. Мастерские Московского Кремля Серебро, позолота, чернь, резьба, гравировка. Высота: 6,9 см., диаметр: 13,1 см. Государственный Исторический музей

РОСИЗО: Rosizo.ru

Архив выпусков

 
-->