Хризолит - цвет успеха

Павел СОКОЛОВ

Для бизнеса, как, впрочем, и для других отраслей человеческой деятельности, наивысшей ценностью является грамотный прогноз. «Что день грядущий нам готовит?» - вопрос, которым задается каждый из нас, но факторы, которые должны быть в таком прогнозе учтены, не одинаковы для разных отраслей. В частности, для ювелирной отрасли, как для части индустрии роскоши, одним из важнейших факторов является мода. Для самоцветного бизнеса, как мы неоднократно писали, мода определяет не только объемы продаж, но и является главным ценообразующим фактором. Цена на самоцветы, в отличие от бриллиантов, в зависимости от моды варьирует в разы.

Ни в коем случае не претендуя на звание экспертов в ювелирной моде, тем не менее, попробуем сформулировать на основании ее тенденций «продающую» идею для такого специфичного камня, как хризолит.

Каким цветом отмечена вторая половина ушедшего столетия, эпохи научно-технического прогресса, противостояния систем, постмодернизма, рок-н-ролла и, наконец, сексуальной революции? Красным. Цветом страстей, опасности и возбуждения. Пламя индустриальных мартенов, скорость и тонус, страх ядерного апокалипсиса - все это окрашено красным.

Но мир меняется, становится постиндустриальным. Подчеркнутый экологизм, вегетарианство, семейные ценности. Все это, несомненно, зеленого цвета. И зеленый в украшениях, скорее всего, будет только набирать популярность. Учитывая то, что «красная мода», пульсируя, просуществовала около сорока лет, можно пророчить зеленому несколько десятилетий успеха.

Но если изложить покупателю предыдущий текст, у него может возникнуть законный вопрос почему хризолит? Действительно, спектр зеленых камней широк - от изумруда до хризопраза и от демантоида до уваровита. Ответ заключен именно в том оттенке зеленого, в который окрашен хризолит. Этот прозрачный золотисто-зеленый минерал иногда имеет травяной, оливковый или желтоватый оттенки, обладает ярким, но неназойливым блеском граней, подобным солнечному свету, пробивающемуся сквозь молодую листву. Насыщенность цвета хризолита может быть исключительной: цвет камня варьирует от желтовато-зеленого до более темного и чистого зеленого. В отличие от холодновато-зеленых тонов популярного в мире колумбийского изумруда зеленый цвет хризолита, несомненно, обладает этакой весенней витальностью; его покой (как мы помним, зеленый цвет успокаивает) не мертвенный, а наоборот, полный жизненных соков. Это позволяет его позиционировать и как камень молодых, у которых витальность в избытке, и как камень пожилых, которым ее уже может не хватать.

Хотя «зеленая мода» только начинается, традиция употребления зеленых самоцветов в ювелирных украшениях более чем респектабельна. Название «хризолит» уходит своими корнями в Древнюю Грецию и в переводе означает «золотой камень», который украшал женщин Древней Греции, Египта, Индии и Вечного Рима. Древние римляне называли хризолит «вечерним изумрудом» из-за особенностей его добычи. Самое древнее известное месторождение хризолита находилось в Египте, на западе Красного моря, на острове Зебергет, где хризолит добывали только ночами, потому что днем, согласно легенде, его трудно было увидеть. В иерархии самоцветов, которыми в «Откровении» Иоанна Богослова отмечены ступени основания Небесного Града, хризолит приходится на седьмую. Популярностью пользовался хризолит и в средние века, когда крестоносцы привозили из походов украшения с египетским хризолитом, которыми одаряли своих возлюбленных.

С середины XIX века популярность хризолита достигла такой степени, что название стало употребляться как нарицательное. Так, уральские демантоиды встарь называли уральскими хризолитами.

Сегодня хризолит добывают в Китае, Вьетнаме, США, Пакистане и Египте (о. Зебергет). Его проявления известны в Южной Африке, Танзании, Кении, Заире и Сомали. В России хризолит встречается в Якутии, на севере Красноярского края, на Урале.

Особенностями ювелирного употребления хризолита являются хрупкость и невысокая твердость, поэтому рекомендуется особо аккуратно носить кольца с ним, ведь его можно быстро поцарапать. Обычно ювелиры применяют хризолит в других изделиях: брошах, серьгах, кулонах. Камень также следует беречь от кислот и чистить только в мыльном растворе.

Хризолит гранят, как правило, ступенчатой, изумрудной, бриллиантовой огранкой (овальной или круглой), а также кабошоном.

Ограненные вставки по внешнему виду могут быть схожи с зелеными разновидностями хризоберилла, демантоида (гранат), изумруда и зеленого турмалина. Впрочем, отличить их друг от друга, как правило, не представляет особой сложности.

И, наконец, пара слов о цене. Сегодня хризолит нельзя отнести к очень дорогим самоцветам, скорее, он занимает умеренно-буржуазное положение в середине ценовой шкалы. Заметим, что так было не всегда. Относительную ценность хризолита иллюстрирует популярный исторический анекдот о прейскуранте ювелирной лавки под названием «Фирма золотых и серебряных вещей», принадлежавшей в предреволюционные годы варшавскому предпринимателю Шпилевскому. Так вот, в указанном прейскуранте скромное «кольцо с настоящим хризолитом» ценилось дороже, чем увесистый золотой «полный гарнитур с искусственными бриллиантами в изящной коробочке». Понятно, что предприятие пана Шпилевского вряд ли относилось к высоким ювелирным домам и его товар позиционировался для разночинной публики, но таковая всегда стремилась соответствовать благородным образцам. Современные цены на хризолит варьируют от десятков до сотен долларов за относительно крупную вставку. Вообще же, главным ценообразующим фактором для хризолита является его размер. Особенно после недавнего открытия богатых месторождений в Китае и Пакистане. Добываемое там сырье представлено более крупными блоками, чем, например, сырье из Аризоны, отличается чистотой и великолепным цветом, и в огранке, цена большого (десятки карат) камня может достигать тысяч долларов.

Резюмируя вышеизложенное, можно лишь повторить тезис о «назначенной» цене самоцветов. Хризолит можно позиционировать и как респектабельный, хоть и не самый дорогой камень, и как потенциальный центр будущих тенденций в ювелирной моде. Автору более симпатично последнее утверждение.

Ювелирное Обозрение

Архив выпусков

 
-->