Тенденции моды: Ювелирная мода (тенденции 2004)

Светлана Лобанова

Ювелирная мода стала неотъемлемой частью моды в общепринятом понимании этого слова. Драгоценности не просто дополняют одежду, а сливаются с ней в единую идеальную композицию, в которой нельзя ни убрать ни добавить ни одной детали...

К великой радости многих эстетов женская мода наконец-то отходит от минимализма и унисекса, так популярного в прошлом тысячелетии. Как результат - мода на украшения, отражающие утонченный вкус и женственность их обладательниц. Богатая цветовая палитра сочетается с мягкими женственными линиями и крупными формами. Это не возвращение к классике, это новое видение женственности и сексуальности в "одном флаконе".

Яркие цвета драгоценных камней, необычные огранки (либо вообще их отсутствие), причудливые формы символизируют женщину, которая умеет за себя постоять.

В поиске новых решений ювелирные дизайнеры просто одержимы концепцией движения. Играя с формами, ювелиры оживляют свои творения, которые начинаются скромными орнаментами волн и заканчиваются необыкновенным разнообразием форм. Браслеты, состоящие из множества изгибов и тонких нитей, извиваются и скользят, создавая образы капель падающего дождя. Или жесткие браслеты из трехцветного золота, серебра с фактурной поверхностью, слоновой костью, украшенные крупными вставками из самоцветных камней, причудливых форм серьги (отличительная черта модных серег - это их многоцветность, широкий спектр самых различных материалов изготовления, необычные способы крепления и ношения, неожиданно увеличенные размеры), необыкновенно красивые колье, ожерелья, основной признак которых - щедрое использование для их изготовления драгоценных металлов и камней), огромные броши в виде дельфинов, пантер, бабочек и раков.

Вообще, животная тема нынче в моде, а розовый, голубой и желтый занимают лидирующие позиции среди цветовой палитры камней, вытесняя цвета привычных рубинов и изумрудов. Такая гамма цветов характерна для полудрагоценных камней, которые стоят недорого и, возможно, не так престижны, но зато позволяют художникам использовать всю радугу цветов, заключающих в себе образы живого мира.

Ювелирные дома выпускают целую линию украшений, воспевающих красоту и нежность живых лепестков, грацию диких животных, красоту бабочек и стрекоз, хрупкость жучков и пауков, великолепие диковинных птиц...

Еще одной отличительной чертой ювелирных шедевров становится их размер. Фантазии распустившихся цветов все еще популярны в украшениях, но это образы не миниатюрных цветов, а наоборот - больших, массивных и роскошных изображений.

Тенденции этого года нельзя вписать в какие-либо рамки - это просто бушующий океан. Дизайнеры позволяют женщинам отыскать в этом многообразии свой собственный стиль. Основная черта, определяющая моду на украшения, - это новизна.

В современной ювелирной моде условно можно назвать три основных стилевых направления, которые являются доминирующими и которые, время от времени претерпевая незначительные изменения, определенным образом оказывают влияние на формирование, обновление и расширение ассортимента ювелирных украшений: классика, авангард, фольклор.

Главные признаки украшений классического стиля - строгость, лаконизм линий и пропорций, утонченность декора, изящество форм. Украшения этого стиля мало подвержены капризам моды. Классическими, а значит, модными, всегда являются колечки и сережки с "рельсовой" отделкой и "розочки" с камушком посередине: топазом, сапфиром, аметистом, аквамарином, опалом, рубином, агатом.

Украшениям стиля авангард присуща одна характерная особенность: их создатели не признают никаких норм и традиций, решительно и открыто проповедуя все индивидуальное, эксцентричное нередко шокирующее. Яркость, броскость декора, неожиданное сочетание материалов и методов обработки, необычность, гибкость и подвижность конструкции, тенденции к графизму - все это стиль авангард.

Отличительная черта украшений, исполненных в стиле фольклор - интерпретация мотивов национально-прикладного искусства (народов Китая, Тибета, Японии, Испании, Африки, Южной и Северной Америки) и искусства древних цивилизаций.

Внутри названных стилей существует еще ряд разнообразных направлений и микростилей, среди которых можно выделить геометрическое, конструктивное и изобразительное направления и несколько микростилей, объединенных одной темой под названием "четыре стихии" (земля, огонь, вода, воздух).

Геометрическое направление актуально для всех видов категорий украшений как из драгоценных, так и из недрагоценных материалов; геометрическая четкость присутствует во многих видах украшений как основной прием художественного оформления. Модные мотивы, наиболее часто встречающиеся в украшениях геометрического характера, - это треугольник, круг, сфера, овал, стрелка, спираль, трапеция, ромб, сектор, сегмент, лента Мебиуса, веерообразные формы.

В украшениях конструктивного направления выражены, как правило, идеи декоративно-прикладного искусства 50-60 годов (микростиль дизайн). Определяющим для этого направления являются чистота и выразительность конструктивных пространственных направлений, минимум или отсутствие украшающих элементов, выявление природных достоинств материала, изысканная простота композиции. Особенно наглядно признаки конструктивного направления обычно выражаются в ассортименте ювелирных украшений для мужчин.

Изобразительное направление сформировалось в 70-е годы и включает в себя натуралистические или стилизованные изображения объектов живой и неживой природы; бант, веер, собранные в сборки ленты из металла, металлическое "кружево", перевитые веревочки, узлы, переплетения, цветок, лист, веточка, дерево, яблоко, ягоды, семена деревьев, стручки перца, перо птицы, змейка, раковина улитки, морская звезда, морской конек, рыбка, раковина морского гребешка, облако, звезды, месяц, комета, фигурки людей, животных, изображения спортивного инвентаря, музыкальных инструментов, автомобилей и т. д.

Ювелирные украшения на тему "огонь" в подавляющем большинстве выполнены только из золота и не имеют вставок. Все декоративные эффекты достигаются различными видами обработки золота и сочетанием в одном изделии его многоцветности с преобладанием красного.

Драгоценности на тему "земля" одновременно объемны и легки (так называемое великолепное золото), отличаются тщательной деталировкой; зеркально блестящие поверхности сочетаются с матовыми и фактурными; основные мотивы формы и орнамента - мотивы флоры и фауны, а также рельеф земной поверхности. К таким украшениям относятся цепочки и браслеты, колье, ожерелья, серьги, кулоны, броши, кольца без вставок, и со вставками из родонита, малахита, нефрита, агата, яшмы, чароита, сердолика, бирюзы, жемчуга.

Украшения на тему "воздух" - тонки, легки, прозрачны (кружевное золото), в них преобладают два декоративных элемента: сеточка и ажур; сеточка похожа на фактуру тюля, ажур напоминает кружева испанских мантилий и гребней для волос; дополнительный эффект легкости и прозрачности достигается сочетанием желтого золота с недрагоценными прозрачными материалами, а также цветными камнями.

Ювелирные украшения на тему "вода" (колье, броши, браслеты, серьги, ожерелья) выразительны своей лаконичностью (плиссированное в складочку золото), а формой напоминают водяные струи, прозрачность которых удачно подчеркивается вставками из опала, аквамарина, хрусталя, а также элементами ажура.

Современным же ювелирным украшениям присущи следующие характерные черты: изделия изящны по форме, достаточно крупные, но одновременно легкие, преимущественно ручного исполнения; акцентирование деталей достигается обработкой поверхности (зеркальный блеск золота, комбинация матовой и блестящей поверхностей, гравировка, накладной металл, решетчатая и чешуйчатая структура поверхности металла, чеканка, ковка, тонкая матировка, полировка, обработка поверхности под кожу рептилий, под кору дерева, под текстиль, под кожу, алмазная обработка).

Женский журнал Клео

Архив выпусков

 
-->