Правила игры

Беседовала Лена СМИРНОВА

Третьего февраля в Санкт-Петербурге состоялось заседание Высшего совета Гильдии ювелиров. Мы побеседовали с ее генеральным директором Валерием Борисовичем Радашевичем

– Валерий Борисович, расскажите, в чем заключается необходимость существования Гильдии.

– Наверно, он нужна, поскольку во всех странах есть организации, которые объединяют участников (субъектов) рынка по профессиональным интересам. Ассоциации ювелиров существуют в Италии, США, Китае, Японии. Мне представляется, что есть несколько целей, которые привели к объединению людей в такие гильдии. В первую очередь это цели, касающиеся формирования цивилизованного ювелирного рынка, а также его защиты. Немаловажную роль здесь играет и деятельность по продвижению своих товаров на международный рынок.

– Сегодня все чаще звучат мнения, обвиняющие Гильдию в бездействии, опровергая их, назовите несколько примеров успешной работы Гильдии для всего ювелирного сообщества.

– Вышедший в 1998 г. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» требовал наличия лицензий на все виды деятельности, осуществляемые с драгоценными металлами и камнями. Лицензии должны были выдавать федеральные органы исполнительной власти, но они определены не были – соответственно лицензии никто не выдавал, в связи с чем все участники ювелирного рынка работали незаконно.

В том же Законе говорилось о том, что порядок вывоза и ввоза драгоценных металлов определяется президентом, но и он не был прописан. Нельзя было вывезти ни одного ювелирного изделия из России. И, ко всему прочему, акцизный налог на ювелирную продукцию составлял 43%. Соответственно объемы легального ювелирного производства падали, а нелегальный ввоз и реализация процветали. В 2000 г. была создана Гильдия, но еще не дожидаясь ее регистрации, мы активно включились в процесс создания благоприятного правового поля. Во-первых, решился вопрос о лицензировании. Все виды лицензий отменены, осталась только постановка на учет и регистрация в территориальных пробирных инспекциях. Во-вторых, ввоз и вывоз теперь осуществляется без квот и лицензий, т.е. он стал свободным. И в-третьих, акцизный налог в начале был уменьшен, а потом и вовсе отменен.

– Не могли бы Вы обозначить основные вопросы, которыми Гильдия занимается в настоящее время?

– Начиная с ноября 2004 г. мы активно занимались подготовкой постановления Правительства РФ по ставкам государственной пошлины на клеймение ювелирных изделий. В конечном итоге постановление Правительства РФ было принято со сроком действия с 1 января 2005 г. Тарифы остались на уровне 1999 г., хотя в Департаменте экономики и финансов нам возразили по поводу необходимости учета инфляции, но и этот вопрос нам удалось решить. Я считаю, что мы все сделали с максимальным учетом интересов отечественного ювелирного производства.

Все эти вопросы не мог решить никто, кроме Гильдии, т.к. она некоммерческая организация. А на любого руководителя коммерческой фирмы смотрели бы как на лоббиста и коррупционера. Нас же принимали и в Министерстве, и в Госдуме, и в Правительстве. Если бы постановление не было бы принято, то мы, как некоммерческая организация, предъявили бы судебный иск о нанесении ущерба отечественному производителю и выиграли бы его.

– Валерий Борисович, Вы, как генеральный директор Гильдии, в чем видите основную цель ее деятельности?

– Главной целью Гильдии является формирование правил игры, которые давали бы возможность цивилизованно работать на ювелирном рынке. И я думаю, нам это удается. Те темпы роста, которые показывает отрасль с 1999 г., а это 25–30% ежегодного прироста объемов производства, являются главным доказательством того, что все больше предприятий выходят из тени и легализуют свой бизнес.

– Что Вы можете сказать по такому дискуссионному вопросу, как передача права клеймения крупнейшим предприятиям ювелирной отрасли?

– Вопрос клеймения очень интересный, но, к сожалению, не однозначный. В сентябре на выставке в Сокольниках мы проводили круглый стол, где я выступил с заявлением о том, что изделия из серебра не должны клеймиться. На что представители магазинов высказали свой категоричный протест. Далее следует вопрос о государственном клейме, его ставит только Пробирная инспекция. Я предложил предоставить право отдельным предприятиям клеймить самим, в принципе и Пробирная палата дает свое согласие, и даже МВД не возражает против предложенных кандидатур предприятий. Но Пробирная палата в этом случае предлагает каждому из таких предприятий иметь свое клеймо – утвержденное Пробирной инспекцией, но не государственного образца. Здесь уже сами предприятия отказываются от такого предложения. И это понятно, т.к. к таким изделиям сразу же пропадет покупательский интерес. Поэтому я настаиваю на делегировании этим предприятиям именно государственного клейма, т.к. к специальным клеймам наш покупатель еще не готов.

Страны Евросоюза, приняв единую валюту, до сих пор не могут договориться о едином клеймении ювелирных изделий. Например, в Италии нет единого государственного клейма, там сложилась определенная ювелирная культура в которой, конечно, есть небольшой процент контрабанды, но эти изделия продаются в определенных местах, рассчитанных на низкообеспеченные слои населения. У нас же нет такой сложившейся культуры. Процент контрабанды, по некоторым подсчетам, достигает 60% от общего объема российского ювелирного рынка. Поэтому, отменив государственное клеймо, мы сразу же легализуем всю контрабандную продукцию. Соответственно все крупные производители хотят иметь защиту в виде такого клейма. Отсюда получается, что все хотят клеймо государственного образца с минимальными сроками клеймения. Поэтому я вижу задачи Гильдии, во-первых, в необходимости законодательно закрепить возможность для отдельных производителей ставить на ювелирных изделиях свои клейма. Во-вторых, в законодательство должна быть введена норма об ограничении нижнего предела массы ювелирных изделий, подлежащих клеймению. Для серебряных изделий нижний предел массы может составлять 2–3 грамма. Если масса ниже, то оно должно подлежать добровольному, а не обязательному клеймению. Это значительно разгрузит пробирную инспекцию и даст возможность предприятиям поставлять на рынок изделия в гораздо меньшие сроки. В-третьих, необходимо, чтобы экспорт клеймился только если этого требует контракт. По второму и третьему пункту у нас с Пробирной палатой полное взаимопонимание. Осталось только разработать технологию превращения этих проектов в жизнь.

– Чем Вы можете объяснить нежелание государственных структур заниматься проблемами отрасли?

– У нас после 1991 г. во властных структурах сложилось мнение, что ювелирная отрасль – это очень криминализованная структура. Поэтому отсюда и отношение государственных структур ко всем вопросам, которые мы пытаемся решить.

Как только мы попросили ослабить государственный контроль за ювелирной промышленностью, то тут же стал массированно появляться материал о коррумпированности ювелирной отрасли, сводя на нет любую просьбу о делегировании нам тех или иных полномочий. И здесь в первую очередь необходимо консолидированное вмешательство отечественных ювелиров.

– В последнее время много говорят о необходимости проведения Съезда отечественных ювелиров, что Вы думаете по этому поводу?

– Я поддерживаю идею съезда наших ювелиров. Но при условии, что на нем будет не менее 500 делегатов, представляющих все города России: от совсем мелких фирм до гигантов отрасли. Такая цифра получается исходя из 15 тыс. зарегистрированных в Пробирной палате участников ювелирного рынка. Если соберется такое количество, тогда это будет Съезд и вполне возможно, что нам удастся консолидировать ювелирное сообщество.

– При достойных темпах развития ювелирной промышленности у нас очень небольшие объемы экспорта, как Вы это прокомментируете?

– Данные по объему экспорта у нас почему-то засекречены, т.е. я, как руководитель Гильдии, не могу назвать конкретную цифру. Если предприятие давно работает на рынке и у него есть сложившийся портфель заказов, то ему неинтересно экспортировать. Хотя, я думаю, дело совсем в другом. В первую очередь – это себестоимость.

Что касается ее основной составляющей – материалов, то золото везде имеет одинаковую мировую цену, как, впрочем, и камни. Технология, допустим, Костромского ювелирного завода и какой-нибудь итальянской или турецкой фирмы одинаковая. Заработная плата у нас ниже, чем в Италии, и не выше, чем в Турции. Таким образом, основные статьи затрат дают возможность нашим предприятиям быть конкурентоспособными на мировом рынке. Но, сравнивая себестоимость производства идентичной продукции в разных странах, нельзя упустить из виду налоговые отчисления, которые заметно отличаются от наших. А здесь уже необходимо вмешательство государственных органов. И в первую очередь необходимо сказать об НДС, который не должен быть возвратным, его просто нужно отменить изначально. Экономически такой порядок крайне невыгоден для предприятий, т.к., уплатив НДС в начале года, т.е. изъяв определенные суммы денежных средств из оборота, вернут их только в конце, а это иммобилизация довольно значительных средств, которых и так недостает нашим производителям. При этом Налоговый кодекс не предусматривает уплату НДС на экспортную продукцию. Это то, что касается экономической составляющей экспорта.

А далее опять нужно возвращаться к вопросу о консолидации наших ювелиров, т.к. выходить на мировой рынок по-одиночке, дело очень затратное – необходимо менять сложившуюся выставочную технологию.

Ювелирный Мир

Архив выпусков

 
-->