Поедатели золота

Николай Ольгин

К трехсотлетию Санкт-Петербурга купола, скульптуры и дворцы Северной столицы позолотили московским сусальным золотом по уникальным старинным технологиям

(Фото: Валентин Соболев, Александр Чумичев/ИТАР-ТАСС)

Из Александровского сада и с Манежной улицы хорошо видна домовая церковь Похвалы Богородицы, расположенная в служебной зоне Кремля. Особенно теперь, когда после реставрации Потешного дворца XVII века воссозданы в первозданном виде золоченые купола храма. Три купола специалисты покрыли сусальным золотом 990-й пробы в мастерских, привезли в Кремль и с помощью крана установили на место. Самый большой купол, который демонтировать было невозможно, будут золотить на месте. Работы уже должны были начаться, однако ждут летнего тепла. Сусальное золото - материал дорогой, а его нанесение на поверхность настолько тонкий процесс, что на результат влияет даже минимальный дневной перепад температур.

Все сусальное золото, которое используется при реставрации объектов в двух столицах, производится на Московском заводе по обработке спецсплавов (единственном в России), ежегодно выпускающем около 60 килограммов высококачественного благородного металла. "Приблизительно 40 процентов продукции берет Русская Православная церковь на купола и иконостасы. 55-60 процентов идет на уникальные объекты вроде Большого Кремлевского дворца и Большого театра, - рассказывает директор завода Александр Иванюк. - Когда восстанавливали интерьеры Кремлевского дворца, золото вывозили с завода "горячим" буквально каждый час. Только на один этот объект потрачено золота в три раза больше, чем на всю программу подготовки к 300-летию Петербурга. А заказы для Северной столицы были солидные. Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Петергоф... Нашим золотом покрывали ограду Летнего сада, делали декор Банковского и Пантелеймоновского мостов, фигуру ангела на Александрийском столпе, купола храмов Спаса на крови и Благовещения... Конечно же, и интерьеры Константиновского дворца".

Технология, проверенная веками: кузнецы тяжелыми кувалдами утончают золотую фольгу до листиков, толщиной в несколько микрон

(Фото: ВЛАДИМИР НОВИКОВ)

В советские годы завод отправлял большую часть золота на экспорт, но сейчас всю продукцию легко поглощает емкий внутренний рынок. В течение последних трех лет заказы росли на 20-25 процентов ежегодно. Сегодня на завод стали поступать и частные заказы: появились желающие использовать золочение в интерьерах своих домов. Обращаются высококлассные отели, художники.

Любовь к "золотому благолепию" у россиян почти генетическая, традиция золотить интерьеры и фасады насчитывает много веков. Первые официальные сведения о применении сусального золота русскими мастерами содержатся в рукописях Троице-Сергиева монастыря XV века. Хотя, как гласит легенда, еще монгольские военачальники рассказывали своим воинам о том, что "кровли юрт в городах русов из чистого золота". Есть исторический анекдот, свидетельствующий о качестве московского сусального золота. В 1812 году наполеоновские солдаты пытались снять великолепный узорный крест с церкви на Ильинке. Одно название его чего стоило - "Никола Большой Крест". Солдаты были уверены, что так сиять может только вещь из чистого золота. Но царапина, оставшаяся после первого удара топора, принесла глубокое разочарование. Крест оказался всего лишь тонко позолоченным. И сегодня золото на кремлевских орлах, прапорах-флюгерах, звездах, шпилях башен, навершиях шатров - сусальное.

Резчицы придают листам правильную форму бамбуковым пинцетом

(Фото: ВЛАДИМИР НОВИКОВ)

За четыре тысячи лет процесс золочения не претерпел принципиальных изменений. И в наши дни "златые купола" - это ручная работа кузнецов-золотобойцев и позолотчиков. Технология изготовления сусального золота почти везде одинакова: и в России, и в Италии, и в США. В мире всего около 15 фирм, которые выпускают такой товар. Московский завод получает слитки, аттестованные четырьмя девятками, то есть пробы 9999. Поскольку чистым золотом поверхности не покрывают почти никогда, металл переплавляют на 960-ю пробу: добавляются серебро и медь. Получается сплав знакомого цвета природных самородков. Ведь в старину использовали только природное золото - с примесью меди. Самородок нагревали и расковывали в тонкие листики. Теперь металл плавят, прокатывают в автоматических станах, которые выдают золотую ленту толщиной до 5 или 10 микрон. Ее обжигают, разделяют на мерные заготовки. А дальше все по старинке: кузнецы, как и сотни лет назад, обрабатывают металл простыми молотами. Это самая уникальная и тонкая операция в производстве. Кузнец закладывает в специальную формочку стопку из 1300 или 1500 листков-заготовок, проложенных папиросной бумагой. Раньше, чтобы листики не сваривались при ковке, их разделяли пленками бычьего пузыря. Ручная работа начинается 10-килограммовым молотом, а заканчивается 8-килограммовой кувалдой. Все делается вручную, и только человеческий глаз способен проконтролировать качество металла. Ведь надо, чтобы 1500 листочков растягивались равномерно. Трудно поверить, но полупрозрачные золотые листики, которые может унести нечаянный выдох, при такой обработке не имеют разрывов. Мастер чувствует, как ударить, чтобы уловить естественный ход деформации металла, нагревающегося в процессе ковки до 40 градусов. Кстати, столь допотопная на первый взгляд технология - отнюдь не какая-то российская особенность. Французские мастера точно так же изготавливают сусальное золото, только работают сидя и держат кувалду двумя руками. Наши куют золото стоя и одной рукой - бьют сплеча.

После этого женщины-резчицы обрезают листики бамбуковым пинцетом. Но самый главный их инструмент - дыхание. С его помощью они расправляют сусаль на подушечке для придания листикам точной формы. После этого листки подшиваются в так называемую золотую книгу - конечный продукт завода. В каждой книжке своя толщина листов - от 0,2 до 0,9 микрона. А вес книжки колеблется от 1,25 до 5,6 грамма. Книжки весом 2,5 грамма и более используются для золочения только наружных поверхностей, меньшего веса - для золочения интерьеров. Книга 960-й пробы весом 1,25 грамма стоит порядка 68-70 долларов. Если исходить из веса - дорого, если из площади создаваемого золотого покрытия (0,5 м. кв) - не очень. В последнее время только для Петербурга ежемесячно изготавливалось около 1000 книжек - такого количества золота хватает в среднем на 500 квадратных метров. Чтобы изготовить килограмм сусального золота, нужно переплавить более двух килограммов желтого металла, выход продукта всего 45 процентов. Контролируется каждый грамм отходов: на мастерах фартуки, в которые собираются мельчайшие частицы металла - золотая пыль. Все зачищается и брикетируется в специальной пресс-форме. Получается таблетка из отходов, которая вновь идет в плавку.

Увидеть, как трудятся мастера-позолотчики, одевающие золотом кресты и купола, практически невозможно. Обычно они работают в домиках-времянках высоко над Москвой. Во времянках строгий микроклимат и никакого движения воздуха, иначе скомкается сусаль. Мастер берет особый нож, который хранит в овчинных ножнах, защищающих его от царапин, подносит лезвие к золотому листочку и точнейшим движением придает ему нужную конфигурацию. После этого в ход идет "беличий хвостик". Чуть касаясь кисточкой поверхности растопленного в плошке высококачественного коровьего масла, мастер подцепляет листочек и с ювелирной точностью укладывает его рядом с предыдущим. Толщина сусального листочка - доли микрона, поэтому особенно тщательно готовится поверхность под покрытие. Любая пылинка может прорвать сусаль. Рецепт клея, при помощи которого клеят золотую фольгу, у каждого мастера свой. Бригада зачастую состоит исключительно из родственников или членов одной семьи. Специалистов по золочению в мире не так много, кажется, что все они знают друг друга. Тем не менее производственные секреты, безусловно, остаются.

Во время реставрации памятников к юбилею Санкт-Петербурга выяснилось, что сусальное золочение не выдерживает воздействия агрессивной городской среды. Позолота с фигуры ангела Петропавловского собора сошла всего за шесть лет

(Фото: СЕРГЕЙ ТЯГИН)

"Из видимых различий российской и европейской технологий золочения - разный раскрой, - говорит мастер завода Сергей Карамзин. - У нас листочки размерами 91,5 на 91,5 миллиметра, у них - 80 на 80. Мы подшиваем сусаль в книжки по 60, иногда по 10 листочков, переложенных папиросной бумагой. Иностранные мастера пакуют в книжки по 20 или 30 листочков. Наше золото плотнее, лучше ложится на поверхность и объективно дороже. Наносят золото на поверхность все одинаково, с маленькими профессиональными нюансами".

Технология сусального золочения, предусматривающая большой объем тонкой ручной работы на каждом из этапов, сегодня остается одной из самых дорогих и даже громоздких. Специалисты оправдывают это тем, что золотые покрытия десятилетиями, а то и веками не требуют реставрации. Однако когда в этом году в Питере со шпиля Петропавловского собора сняли фигуру ангела для реставрации, то увидели, что позолота на нем будто стерта наждачной бумагой. А ведь в последний раз ангела золотили всего шесть лет назад. Оказалось, что тончайшая позолота сохраняется в агрессивной городской среде недолго - на высоте 122,5 метра ветры с частицами песка, дождь и смог буквально "съели" драгоценное покрытие.

Некоторые реставраторы в связи с этим предлагали изменить технологию. Те купола, что сияют веками - венцы Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и Успенского собора в Москве, - золотили иным, ртутным способом, путем выпаривания ртути из золотой амальгамы. При этом золото намертво соединялось с медными листами кровли. Так, на Успенском соборе золотое покрытие держится с 1895 года. Сусальное же золочение - это по сути аппликация (золотой листок приклеивается на поверхность), менее устойчивая к воздействиям агрессивной среды и механическим повреждениям. Однако метод "огневого золочения" не применяется из-за чрезвычайной вредности для здоровья. Позолотчики, работавшие по такой методике, более двух лет не жили - погибали от отравления ртутью. Рассказывают, что несколько десятков мастеров погибло в свое время при золочении купола Исаакиевского собора.

Может быть, современные технологии способны переломить ситуацию, открыть путь использования других материалов - упростить и удешевить весь процесс? Первый архитектор воссозданного ныне храма Христа Спасителя Алексей Денисов в свое время говорил о том, что вместо сусального золочения гораздо разумнее использовать современный аналог ртутного. Покрытие можно наносить с помощью плазменно-вакуумных установок. В этом случае напыление золота на основу будет происходить в плазме при температуре более тысячи градусов, что обеспечит сплавление металла с поверхностью. А это гарантия прочности покрытия на сотни лет. Но оказалось, что такая технология нанесения золота будет стоить огромных денег (велик расход благородного металла), и золото заменили нитритом титана. Блеск, конечно, не тот, но надежность гарантирована. Впрочем, у заменителей золота много принципиальных противников, которые считают, что исторический облик памятников архитектуры надо сохранять без суррогатов. "Обидно, что для главного купола храма Христа Спасителя вместо позолоты использовали нитрит титана, - говорит Александр Иванюк. - Золото - это не только красивый металл, это очень хорошая защита, оно способно даже при нынешней экологии больших городов и "кислотных" дождях сохранять свои качества и отражающую способность".

Листики подшиваются в золотую книгу

(Фото: ВЛАДИМИР НОВИКОВ)

"Аурум - давно опробованный и изученный металл, - говорит профессор кафедры материаловедения Военной академии имени Петра Великого Александр Гневко. - Его защитные и декоративные качества хорошо известны. Но материал этот дорогой и мягкий. Сусальное золото изнашивается от воды и пыли даже чисто механически. Но тем не менее сусаль служит долго, а вот клей под ней старится. Возможно, поэтому в Петербурге отмечены случаи сокращения срока службы сусальных покрытий. Нитрит титана дешевле и долговечнее. Это проверено его длительным пребыванием в морской воде. Но он темнеет из-за образующейся окисной пленки и изменяет отражательную способность. Процесс старения нитрита титана до сих пор достаточно не изучен, нет опыта длительной эксплуатации такого покрытия. Поэтому реальных перспектив замены сусального золота пока не видно".

itogi.ru

Архив выпусков

 
-->