Жил такой флакон и у моей бабушки, потом у моей мамы. Столько лет я любовалась его рисунком, а не знала, что переплетение проволоки — особая ювелирная техника – имеет свое название. Это – скань. Странное, нежное слово впервые услышала я в старинном селе Красное-на-Волге. Тоже замечательное имя и место. Красное — от красоты. Все здесь исполнено большого значения и наполняет тебя ощущением значимости – причастности: и въезд на мост, который предваряет скромный дорожный указатель «р. Волга», и пышные леса вдоль дороги – костромские, в которых совершил свой подвиг Иван Сусанин и в которых берендеи нашли Снегурочку, перешедшую из фольклора в сказку великого костромича Александра Островского. И люди. С неторопливым волжским говорком. Доброжелательным остроумием. Чувством собственного достоинства, присущего мастерам. Веселые, языкастые, в основном - молодые.
Издавна жители Красного занимались главным образом одним ремеслом — ювелирным. Данная местность, обладающая особой энергетикой, производила чудодейственные изменения в человеческом организме: начинали глаза видеть красоту металла, а руки гнуть и резать проволоку, создавая из нее цветы, травы, жар-птиц с рябиновым глазом, походящих на ласковых деревенских петушков, и петушков, похожих на сказочных жар-птиц. С XVI века здесь использовали скань или филигрань. Селом Красное владели бояре Годуновы, которые склонности местных мастеров всячески поощряли. Конечно, украшения и безделушки, расписные серебряные тарелочки и золотые птички, вполне родственные изысканным западным и избыточным восточным собратьям, сильно от них отличались: сказочностью тем и мотивов, национальным орнаментом, русским духом. А как еще может быть в гуще костромских лесов?
В село мастеров не зарастает народная тропа со всей России — место давно известное знатокам. Тянется нитка машин, которыми управляют профессионалы-оптовики и романтичные мужья красивых жен, готовые делать дорогие подарки. Привычны здесь и экзотичные для светского человека искатели красоты религиозной: запасаются утварью и окладами для православных церквей, а недавно мусульмане заказали серебряный оклад для Корана из скани, с эмалевыми вставками. В прошлом году глянувшуюся на питерской выставке сказочную композицию под названием «Репка» прицельно приехали купить патриарху Алексию в подарок на рождение… Эксклюзив. А в основном завод поставляет продукцию в «Алмаз-холдинг», тот уже продает ее через сеть ювелирных магазинов, покрывающих всю страну. А заодно дает информацию мастерам: что сегодня пользуется спросом, сколько покупателей, которым по карману молодежные функциональные украшения авангардного дизайна, сколько ценителей, не бегущих за модой, а ценящих вечный идеал красоты.
На заводе есть свой музей. В стеклянных витринах — изделия, отразившие историю страны. Есть здесь традиционные шкатулки, стаканчики, стопки, серьги-брошки. Есть некогда модные подстаканники, серебряные — для семей побогаче, мельхиоровые и медные — для поездного пассажирского уюта. Есть впечатляющие спортивные кубки, олимпийские мишки, множество самых разнообразных предметов с государственно важной символикой. Есть совершенно «бесполезные» диковины в духе Левши: крошечный столик с самоварчиком, на котором открывается микроскопический краник. Чашечки-блюдечки, которые подцепить можно разве что тонюсенькой иглой. Впечатляют панорамы городов, изготовленные к юбилеям Костромы и Питера. Или сверкающий позолотой Храм Христа Спасителя с разноцветными мозаичными витражами, старинными фонарями и крошечными человечками в платье XIX века — чтоб зритель прочувствовал масштаб строения. Гордость музея — старая музыкальная шкатулка, в которой мужичок, залихватски закинув ногу за ногу, бренчит на балалайке, а девица в сарафане кружит в танце. Конечно, хорош огромный петух из скани, жарко растопыривший ажурные крылья. А рядом звенит снежным серебром холодная дева Снегурочка с кружевной птичкой на варежке.
Были в Красном и другие заводы - сельхозтехника, агрохимия, маслосырзавод, но не выдержали трудных времен. Ювелирное дело, проверенное веками, оказалось самым стойким. А самым проверенным, не снижающим качества — завод, который больше десяти лет назад, в кризисный момент, взяла под свое крыло компания «Алмаз-холдинг», став его главным акционером.
Здесь умеют «любить руками» и душой. Вы ошибетесь, если представите себе тихие уютные кабинетики и старичков с лупами в глазу. За длинными столами работают ловкие и сосредоточенные художники, ювелиры, монтировщики, граверы, вальцовщики, закрепщики, передающие друг другу одно и то же изделие. Бойкие девушки вроде бы обычными ножницами отстригают от золотых и серебряных пружин колечки — строго под определенным углом — и вяжут их в цепочки. Драгоценные металлы поражают неблагородной природной тусклостью. Как будто бы мелом покрыты. Чтобы они засияли, каждое колечко обтачивают и полируют специальными приспособлениями и пастами. «Если душу не вложишь — вещь не засияет!» – повторяют в цехах. Здесь гудят бормашины, работают напильники, шлепает пресс. Девушка-эмальер отправляет свеженарисованную икону в раскаленный зев печки - как пирожок на металлической лопате. Обжиг каждого слоя – при температуре 800 градусов! А до рисунка обжигается несколько раз «белок» – серебряная основа иконы, раз за разом покрываемая белой эмалью фона. В другом цехе к серебряному петушку приделывают какую-то деталь, поместив его прямо в огонь и превратив на минуту в феникса, трогательно растопырившего маленькие ножки. Раскаленный гребешок дыбом. На токарном станке между двумя вращающимися стержнями мастер обжимает металлический кружок, натягивает его на острие, придавая форму и на глазах превращая в половинку пасхального яйца. Красота делается вручную. Дело это непростое, но увлекательное. Та же скань — традиционное для Красного производство… Проволока может быть сплющенной и рифленой, имеет разную толщину. Сначала ее набирают на рисунок, изображенный на бумаге, – наносят, прихотливо плетя и отрезая нужные кусочки. Сцепляют их друг с другом, приклеивая к бумаге. Потом получившиеся кружева отделяют от основы и придают им объем — выгибают, превращают в конусы, шары, фрагменты крыльев. Потом накладывают фрагменты друг на друга, спаивают их… Есть на заводе и умные машины. Лазер, подчиняясь компьютерной программе, наносит на золотые подвески рисунок — пурпур воссоединяется с синью, создавая новый, восьмой цвет радуги – цвет волшебства, как в фантастическом мире чудесников и гномов. Прогресс требует современных технологий и расширения производства. Много веков в Красном совершенствовали работу с металлами. В перспективе — поиски своего стиля в работе с камнями. Но прогресс прогрессом, а тепло передают только руки. Сколько бы ни мудрили современные умельцы, нет украшения красивее того, что существует в единственном числе.
Гендиректор Красносельского ювелирного завода Флун Фагимович — человек деловой, занятой и строгий. Но вопрос о том, что для него ювелирное дело, кроме как бизнес и куча хлопот, не застал его врасплох. Ответ был однозначным: праздник. «Ювелирное дело — одно из тех производств, которое соприкасается с искусством. Можно сказать ювелирное производство, а можно — искусство. Это возможность приносить людям радость. Ювелирное изделие — не предмет повседневного спроса. Любая ювелирная покупка — это событие. Потому мы очень уважительно относимся к нашим покупателям и считаем, что первая наша задача — это не получение прибыли, а удовлетворение потребности, тяги человека к красоте». А тягу к красоте можно удовлетворить только любовью. Семейная компания и диктует по-семейному теплые отношения между мастерами и продавцами, продавцами и покупателями.
Любуясь красносельскими ювелирными изделиями – вот этой мельхиоровой подставкой для яиц в виде цыпленка со смешным клювиком и хвостиком! или этими вот свадебными серебряными фужерами в витых розетках! – я невольно думала, что охотно прибавила бы их к родным вещицам, доставшимся мне от бабушки. И подарила бы своим детям. |
Националь