Уже во второй половине XVI века Кострома — крупный торговый город, один из центров художественного ремесла. Земли Костромы малопригодны для сельского хозяйства, поэтому издавна здесь развивалсь ремесла и промыслы. Как и в Ярославле, блестящий, но кратковременный расцвет ювелирного искусства Костромы приходится на XVII век. В костромских серебряных изделиях XVII века нет такой чистоты местного стилистического варианта, таких ярких особенностей в области формы и орнаментации, как в изделиях ярославльских мастеров. Наряду с памятниками, обладающими присущими только костромским работам чертами, существует множество изделий, не имеющих ярко выраженного местного характера.
Отсутствие однотипности в костромских изделиях отчасти объясняется пожарами и чумой, которые в середине XVIII века буквально опустошили город — в 1760-е гг. в восстанавливающийся после бедствий город потянулись жители как близлежищих, так и отдаленных городов — Ярославля, Новгорода, Вологды и др. Пестрый состав населения привел к невозможности выработки однотипности в ювелирных изделиях — в них можно усмотреть отголоски новгородского и псковского мастерства, формы и орнаментальные мотивы, близкие ярославльским и московским. Постоянная тесная связь с Москвой, откуда в значительном количестве поступала серебряная утварь в качестве вкладов в костромские церкви и монастыри, не могла не сказаться на развитии серебряного дела в Костроме. Значительную часть населения костромского Поволжья составляли выходцы из Новгородской земли. Несмотря на территориальную близость к Ярославлю в орнаменте этих двух центров мало общего. Формы костромской утвари часто повторяют ярославльские, но их декор более легкий и изящный, он не обладает той затейливой нарядностью и силой, которая присуща изделиям мастеров Ярославля. Костромские серебряники XVII века, как мастера Новгорода и Пскова, наносили на листья и травы резного орнамента мелкие черточки, которые вносят оттенок пестроты в четко обрисованные одним контуром плоские узоры и одновременно несколько приглушают блеск металла. Орнамент костромских сканных изделий большей чатсью ограничивается спиральными узорами из толстой гладкой или свитой в веревочку проволоки на фоне сплошь заполненном мелкими сканными кружочками. Торговые связи Костромы с Англией, Голландией и Германией также сказались в развитии ювелирного дела: на серебряной церковной утвари костромской работы XVI-XVII вв. встречается много мотивов западноевропейского искусства, вплетенных в орнамент. Это литые полосы готического орнамента, вертикально расположенные «гребешки», мелкие чеканные округлые выпуклости, напоминающие разделку поверхности немецких «виноградных» кубков.
Тщательная отделка густых сложных узоров и мелкая детализация чеканных изображений особенно отчетливо выступают в произведениях костромских мастеров XVIII и XIX века, когда орнамент становится еще более плоским, измельченным и сухим. Тогда же сказывается и приверженность костромских серебряников к традиционным орнаментальным мотивам. Работы костромских серебряников XVIII века грубоваты и архаичны. Старые традиции в области формы и декора, отброшенные в ювелирном искусстве Москвы и Петербурга XVIII века, уживаются в провинции с новыми мотивами, например, с орнаментами рококо. Для большей части сохранившихся костромских работ характерен низкий плоскостный рельеф и тщательная проработка сухого измельченного растительного орнамента, в котором до первой четверти XIX века стойко удерживаются традиции орнаментов XVI-XVII вв. Черневые работы этого времени не отличаются высоким качеством (чернь по большей части сероватая, с заплывами, рисунок не четкий) и оригинальностью. По типу они ближе всего к московской черни и уступают черни великоустюжских и вологодских мастеров. В конце XVIII и первой половине XIX века в Костроме выделяется ряд зажиточных серебряников, которые заводят мастерские с подмастерьями и учениками или занимаются продажей изделий, скупаемых у менее зажиточных мастеров. Во второй половине XIX века в селах и деревнях Костромской губернии растет и развивается крестьянское производство мелких серебряных и медных изделий. Это уже не индивидуальное творчество отдельных мастеров, а дешевая ремесленная продукция.
Центром производства становится село Красное. Отсутствие надлежащего оборудования и широкое применение разделения труда привели к сильному снижению качества продукции и совершенно стерли индивидуальные особенности работы отдельных мастеров. Красносельские изделия — штампованные образки, кресты, дешевые ювелирные украшения, мелкие серебряные столовые предметы — широко распространились по всей России. Костромские купцы Павел Кондырев, Пушиловы, Мазовы, Шпажниковы торговали ими в сибирских городах; Шпажниковы также имели лавки в Москве, Харькове и Курске, купец Сорокин вел торговлю в Петербурге, а купцы Чувиляевы — на Украине. Также рынком сбыта для красносельских мастеров были крупные монастыри. Качество продукции костромских мастеров в конце XIX — начале XX века оставалось низким, попытки повысить качество работы путем организации в селе Красном класса технического рисования в 1896 году и художественной мастерской в 1904 году не отразились на массовых изделиях ремесленников, работавших на широкий рынок. |
antiq.info