Наиболее характерные для туркменских ювелирных изделий виды техники–гравировка и штамповка; филигрань применяется значительно меньше, обычно для отделки краев украшений. Узор на изделиях создавался позолотой из тонкого слоя золота по серебру, причем позолота создавала фон узора, последний же образовывался из серебряной основы. Очень широко применялись полудрагоценные камни, главным образом сердолик – хакык, несколько меньше бирюза – пейруза; их вставляли в гнезда в центре и по краям изделия. В последнее время камни заменяют цветными стеклышками, а иногда пластмассой. Племена западных йомутов , в отличие от всех других, украшали ювелирные изделия мелкими штампованными золотыми пластинками различных геометрических форм, которые припаивали к серебряной основе.
Украшения носят с раннего детства до глубокой старости. На шапочки и халатики грудных ребят нашивают множество серебряных подвесок монет и бусин. Мальчики постарше уже не носят серебряных украшений. Шапочки же девочек неизменно украшаются серебром в виде монет и бляшек, на макушку шапочки часто пришивают массивный серебряный остроконечный куполок–гупба, украшенный бирюзовыми вставочками и серебряными подвесками по краю.Девочки носят также ожерелье хун-ярм, состоящее из монет, бусинок, блях и медальонов с сердоликами. На груди на платье и халаты нашивают монеты с припаянным ушком или просто круглые пластинки из серебра наподобие монет–апбасы; их носят также и взрослые женщины. С 1920-х годов очень широкое распространение среди туркменок, в том числе и городских, получила йомутская брошь гуляка, скрепляющая разрез на груди рубахи. Сначала это была очень большая круглая бляха из серебра с богатой позолотой, украшенная сердоликом и бирюзой. В таком виде она продолжает сохраняться в сельских районах, в городах же стала небольшим, очень изящным украшением. Иногда гуляка делается из золота. К косам подвешивают массивные сердцевидные пластинки асык. В косы вплетают монеты и медальоны различных форм, прикрепляют ключи и серебряные ногтечистки. Очень распространены браслеты бизвлик, массивные, из дутого серебра, своеобразные по форме, напоминающие тяжелый обшлаг, плотно охватывающий кисть руки, с зубцами на незамкнутых концах.
На Амударье ранее широко были распространены носовые серьги – ирвбек. Это обычно серебряные, реже золотые небольшие изящные круглые бляшки на тоненькой дужке. Их носили, продевая в ноздрю, большей частью в левую. Теперь такие серьги носят крайне редко, значительно чащ" встречается маленькая не висячая серьга–бурунхалка, типа клип-сов. У эрсаринцев и других этнографических групп на средней Амударье до сих пор сохраняются бисерные украшения на шею – боюнча, нарванча и нагрудные бисерные украшения – хапаванд, совершенно идентичные украшениям таджичек и узбечек Междуречья. Чрезвычайно разнообразны ювелирные изделия для украшения головных уборов: простые серебряные монеты, скромные бляшки круглой и квадратной формы, тонкие изящные цепочки, цепи из блях и медальонов самой разнообразной формы, украшенные сердоликами и подвесками. Довольно широко распространены эгме – украшения на борик в виде сплошной серебряной доски.
В настоящее время национальные женские туркменские ювелирные украшения хранятся не только в музеях, но и вновь пользуются популярность у сельских и городских женщин, которые в большинстве своем с удовольствием их носят вместе с национальной одеждой. Их особая эстетическая ценность привлекает и зарубежных туристов, особенно изделия вековой и более давности. Налажено их сувенирное производство. |
Intangiblenet.freenet.uz