На прошедшем собрании акционеров ГАК «Украинские полиметаллы» главной темой на повестке дня стал вопрос о ликвидации компании, однако, соответствующее решение так и не было принято. Тем не менее, это вопрос времени – повторное собрание пройдет уже в январе следующего года. Как бы-то ни было, расформированием госхолдинга правительство фактически расписалось в своей несостоятельности наладить эффективное производство золота, титана и драгоценных камней.
Напомним, что создавались «Украинские полиметаллы» именно для реализации государственных программ «Золото Украины» и «Титан Украины» весной 1998 г. Согласно постановлению Кабмина учредителями холдинга становились Минпромполитики (71,97%), ФГИУ (25,95%) и Минфин (2,08%).
ГАК занимался несколькими направлениями хозяйствования. В частности, в управлении компании до недавних пор находились как горно-обогатительные предприятия, так и ограночные заводы. Кроме того, к сфере деятельности компании относились проведение геологоразведочных работ, технико-экономические обоснования проектов, а также создание промышленных мощностей по эксплуатации месторождений, обогащению руд и получению аффинированных металлов.
Летом этого года, согласно Указу Президента Украины о создании технологического комплекса по добыче ильменитовой руды и производству двуокиси титана с привлечением иностранного инвестора, собрание акционеров приняло решение о передаче Фонду госимущества Вольногорского ГОКа, Иршанского ГОКа и других активов ГАК, связанных с технологическим процессом добычи ильменитовой руды.
Кроме того, Кабмин своим постановлением «О некоторых вопросах повышения эффективности государственного управления в сфере недропользования» вывел из УФ компании имущество дочерних предприятий «Бурштын», «Бурштынови копальни» и «Укрбурштын» с последующим их преобразованием в государственные предприятия (ГП) и передачей в сферу управления Госкомприродресурсов. Госкомитету также получил долю ГАК в УФ «Закарпатполиметаллов» в размере 93,67%.
В конце лета этого года «Укрполиметаллы» также лишились имущества дочерних ограночных предприятий - Киевского ГП «Изумруд», Львовского государственного ювелирного завода и ГП «Винницкий завод «Кристалл». В итоге в собственности госхолдинга остались только права на объекты интеллектуальной собственности – геологическую информацию на золоторудных месторождениях.
Перед ноябрьским собранием акционеров Кабмин принял заявление об увольнении Александра Притыки с должности председателя правления ГАК, а из Минпромполитики доносились сведения о желании чиновников ликвидировать компанию уже по итогам ноябрьского собрания. Напомним, что до этого Кабмин решил передать функции по управлению 100% акций ГАКа в ведомство Министерства.
Однако, решение о ликвидации акционеры ГАКа не приняли. Как сообщили «Українські новини», рассмотрение этой проблемы перенесли на январское собрание из-за сложностей с передачей государству имущественных прав компании в обществах с ограниченной ответственностью, поскольку соучредители отстаивают свое первоочередное право на выкуп этих долей.
И, тем не менее, существование компании де юре – вопрос времени. Причиной этого, в первую очередь, является отсутствие у госхолдинга активов, так как ранее было принято решение о передаче оставшихся долей ГАК в хозяйственных обществах. Кроме того, на собрании были утверждены все акты приема-передачи, и в ближайшее время будут окончательно переданы четыре дочерних предприятия в ведение Минпромполитики, еще два – в Госкомитет природных ресурсов.
Расформированием госхолдинга правительство практически расписалось в несостоятельности наладить эффективное производство золота, титана и драгкамней. Некогда мощнейшая со времен СССР технологическая «титановая» цепочка во времена независимой Украины распалась. Специалисты давно отмечали, что стране неплохо было бы наладить замкнутое производство титана. И теперь правительство занялось построением такой вертикально-интегрированной компании, отдав ГОКи в собственность украино-немецкому ЗАО «Крымский титан», созданному на базе еще одного ГАК «Титан».
Как ранее сообщал UGMK.INFO, впоследнее время ГАК «Титан» испытывал значительную нехватку ильменитового сырья и вынужден был 30% от потребности импортировать по мировым рыночным ценам. Тогда как Иршанский ГОК, как сообщили в «Укрполиметаллах», «50% продукции поставлял на «Сумыхимпром» и «Титан», а 50% шло на экспорт. В то же время ильменитовая и рутиловая руды с Вольногорского ГОКа никогда не шли в Армянск в силу своих природных свойств, а вывозились в основном за рубеж».
Далее. В Украине инвестировать в развитие добычи золота никто не хочет. Как рассказал первый зампред правления ГАК «Укрполиметаллы» Алексей Квас, «существует две причины, по которым к нам не придут крупные компании: отсутствие понятной законодательной базы и бедность рудных запасов».
В мировой практике оценка руд осуществляется по следующему принципу: если себестоимость содержащегося металла в тонне руде составляет 5-6 грн., то добыча считается убыточной. Средним считается показатель 7 грн., но в этом случае производство будет чуть рентабельным.
Отрасль будет приносить доход лишь в том случае, если себестоимость будет не менее 11-12 грн. А таких залежей, по мнению А.Кваса, в Украине нет. К тому же, если бы общие запасы металла превышали 50 т, то можно еще надеяться на инвестиции, а поскольку месторождения у нас представлены в виде пластов по 2-3 т максимум, то большие компании к нам не придут.
Немалую роль играет и «проблемное» законодательство. «В прошлом году я вел переговоры с 20 компаниями, - рассказал А.Квас, - никто не согласен вкладывать деньги. Инвестиционные рейтинги нашей страны не благоприятные, а после ознакомления с нашими законами у иностранцев пропадает всякий интерес к нашей стране».
Дело в том, что право на эксплуатацию месторождений разыгрывается по закону только на конкурсе. Поэтому вовсе не обязательно, что компания, проводившая разведку, оценку месторождения и потом зарегистрировавшая его в Госкомгеологии, получит право на дальнейшую работу.
Еще один недостаток эксперты видят в законе об экспорте. «Весь вывоз золота осуществляется через банки страны. Прямая продажа запрещена. НБУ покупает у нас металл по цене Лондонской биржи металлов (LME) минус 1,5-2%, а продает ювелирщикам по цене LME плюс 1,5-2%», -- говорят в «Укрполиметаллах».
Печальной выглядит ситуация и с производством драгкамней. Сейчас для винницкого завода «Кристалл» уже найден партнер для создания СП. Это бельгийская компания Smolensk Diamonds N.V., являющаяся дочерней структурой смоленского завода «Кристалл». Соответствующий протокол намерений был подписан еще в августе 2003 г. Другие же объекты этого сектора, в том числе и бериллиевые предприятия не представляют интереса для потенциальных инвесторов.
Теперь же, после распада ГАКа, все направления будут развиваться самостоятельно. Причем, как свидетельствуют действия правительства, одни более успешно, другие – менее. Фактически, предпосылки для восстановления «титановой» производственной цепочки созданы. Все ее элементы зафиксированы под руководством одной компании. Для ограночных заводов ищется инвестор, а вот ситуация с золотом совершенно не внушает оптимизма. |
ugmk.info