Россия и ее платиновая промышленность

Белов С.В. доктор геолого-минералогических наук, НИА-Природа

Состояние и перспективы минерально-сырьевого потенциала платиноидов.

Платиноиды, или, как их ещё называют, металлы платиновой группы (МПГ), куда входит собственно платина, а также палладий, радий, иридий, осмий представляют собой ценнейшее сырьё, которое находит всё более широкое применение в автомобильной, ювелирной, электронной, электротехнической отраслях, а также в различных новейших технологиях. Так, в связи с переходом в будущем на водородное топливо и созданием двигателя на топливных элементах, потребность в этом виде минерального сырья, несомненно, будет возрастать. По величине производства, потребления и значимости разных металлов платиновой группы превалирующее значение имеют платина и палладий. Поэтому основное место в данной статье будет уделено именно этим металлам. В России впервые обнаружили платину близ Екатеринбурга на Урале в 1819 г., а спустя 5 лет в Нижнетагильском округе были открыты платиновые россыпи. Уральские месторождения были настолько богатыми, что Россия быстро заняла первое место в мире по добыче этого металла. Так, только в 1828г. в России было добыто более 1,5 тонн платины — больше, чем за 100 лет в Южной Америке. А к концу IXX в. добыча платины в России в 40 раз превышала суммарную добычу во всех остальных странах.

В настоящее время Россия обладает мощной платиновой промышленностью и развитой сырьевой базой. По запасам, производству платины, палладия, а также других металлов платиновой группы на долю России вместе с ЮАР приходится около 90% мирового производства этих металлов.

Состояние сырьевой базы

Прогнозный потенциал

Прогнозные ресурсы металлов платиновой группы в России оцениваются приблизительно в 10% от мировых, что составляет, по данным МПР, порядка 4,8 тыс.т, в т.ч.: 0,96 тыс.т категории Р1, 2,2 тыс.т — Р2 и 1,6 тыс.т — Р3. С коренными медно-никелевыми и собственно платиноидными рудами Талнахского и Норильского рудных районов в Таймырском автономном округе связано более двух третей прогнозных ресурсов категорий Р2 и Р3 и более 85% — категории Р1. Неплохой прогнозный потенциал ресурсов категорий Р2 выявлен в Карелии. Прогнозные ресурсы россыпной платины составляют лишь 5% от общероссийских, они выявлены в Хабаровском крае (128,3 т категории Р2) и в Корякском автономном округе (130,4 т категории Р3). В последнем имеются также ресурсы коренных руд приблизительно такого же объема. В остальных субъектах Федерации прогнозные ресурсы незначительны.

Разведанные запасы

По разведанным запасам платиноидов Россия

занимает второе место в мире после Южно-Африканской республики. По официальным данным МПР России балансовые запасы платиноидов учтены в 85 месторождениях коренных и россыпных руд; в распределенном фонде находится почти 90 % запасов платиноидов. 99,5% российских разведанных запасов сосредоточено в медно-никелевых и платиноидных (малосульфидных) рудах Норильского рудного района в Таймырском автономном округе. Более 99% их приходится на три месторождения комплексных медно-никелевых руд (Октябрьское, Талнахское и Норильск-1) и одно месторождение собственно платиноидных малосульфидных руд (МС-Горизонт). Характерно, что в медно-никелевых рудах платиноиды являются попутными компонентами. При этом около трети этих руд относится к исключительно высокосортным; содержание попутных платиноидов в них более чем в 2 раза превышает концентрацию МПГ в рудах собственно платиноидных месторождений знаменитого Бушвельдского комплекса в ЮАР (4,5-6 г/т), являющегося главным мировым продуцентом МПГ. При этом в рудах Бушвельда преобладает платина, в то время как в российских рудах — палладий. Лицензией на разработку месторождений в норильском рудном районе владеет компания ОАО "ГМК "Норильский никель".

Около 0,05% разведанных запасов попутных платиноидов находится в Мурманской области на эксплуатирующихся медно-никелевых месторождениях Печенгского района. Это бедные руды с содержанием платиноидов около 0,25 г/т. Недропользователем здесь является ОАО "Кольская горно-металлургическая компания", являющаяся дочерним предприятием ОАО ГМК "Норильский никель". Остальная часть российских запасов МПГ (приблизительно 0,4%) связана с россыпями платины в Хабаровском крае (месторождение Кондёр), а также в Корякском автономном округе и в Свердловской области. Месторождение Кондёр и россыпи Корякского нагорья — крупные, содержание платины в них высокое (1,3-2,1 г/куб.м). Лицензиями на их эксплуатацию владеют, соответственно, ЗАО "Артель старателей "Амур" и ЗАО "Корякгеолдобыча". Россыпи Свердловской области — мелкие, с запасами платины в килограммы-сотни килограммов, с обычным содержанием лишь в несколько десятков миллиграммов на кубический метр. Эти объекты представляют интерес лишь для старательской разработки.

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

Ежегодный прирост запасов МПГ в девяностые годы в количестве 35-55т отмечался только на медно-никелевых месторождениях Норильского района. В 1999-2003 гг. ОАО ГМК "Норильский никель" вело разведку платиноидных руд на месторождении "МС-Горизонт". В результате этих работ запасы МПГ категории С2 увеличились на 0,26 усл. ед. В настоящее время разведочные работы за счёт средств недропользователя продолжаются. На россыпных месторождениях ежегодное восполнение запасов платины за счет геологоразведочных работ составляет лишь 25-40% от погашенных при добыче. Соотношение запасов разных категорий показано на рис. 2. Характерно, что на протяжении многих лет прирост запасов (за исключением 2001 г.) не компенсировал добычи (рис.3). Разведанные запасы коренных месторождений МПГ уменьшились за 10 лет более чем на 9%. Эта тенденция сохраняется и поныне.

В последние годы в результате реализации комплексной программы "Платина России" существенно возросли прогнозные ресурсы МПГ; они оказались сопоставимы с таковыми отрабатываемых месторождений Норильского промрайона. В ходе проведения прогнозно-поисковых работ в Южно-Мончегорском рудном районе Мурманской области в последние годы получены объективные предпосылки повышения перспективности района на платиновометальное оруденение: здесь выявлены зоны сульфидной минерализации с содержанием МПГ до 0,5 г/т. По результатам этих работ оценены прогнозные ресурсы МПГ категории Р2 в количестве 165 т. В 2004 г. геологами Укутвуйнейского отряда ФГУП "Георегион" в Анадырском и Беринговском районах Чукотского автономного округа установлены перспективы открытия новых месторождений платины. Установлена платиноносность черносланцевых формаций, расслоенных хромитоносных интрузий, массивов ультраосновных-щелочных пород и карбонатитов.

Добыча, потребление, экспорт

По добыче и производству МПГ платиновая промышленность России находится на втором месте в мире после ЮАР, которая в 2004 году произвела 154,9 тонны платины против 144 тонн в 2003 г. Характерно, что в России выпускается почти в 1,5 раза больше палладия (около 50% добываемого в мире), а платины — в 4-4,5 раза меньше, чем в ЮАР. Прочие платиноиды (радий, рутений, осмий, иридий) производит только ОАО ГМК "Норильский никель" в количестве 5-8 т в год. По словам первого заместителя министра финансов РФ Алексея Улюкаева, объемы производства платины в России в 2003 г. выросли на 21% по сравнению с 2002 г., а объемы производства палладия — на 5%. В количественном выражении в 2003 г. производство платины составило 27,37 т., из которых 20,22 т приходится на компанию "Норильский никель". Российские поставки платины в 2003 г. на мировые рынки составили 32,66 т. В 2004 году объёмы экспортных продаж российской платины и объёмы её годовой добычи примерно сравнялись. Российские поставки палладия на мировые рынки в 2004 году превысили 100-тонный рубеж, против 91,7 тонны в 2003 году. В 2005 году также возможен рост поставок палладия российскими компаниями на мировые рынки. Вместе с тем, в прогнозе британской аналитической компании Johnson Matthey на 2005 год предполагается, что Россия может незначительно уменьшить объем поставок платины из-за снижения объема ее добычи.

Как видно из рис. 4, общее производство МПГ в России имеет устойчивую тенденцию к вырастанию, однако уровень добычи 1991 г. пока не достигнут. В то же время выпуск платины в настоящее время превысил этот уровень более чем на 30% благодаря значительной добыче из россыпей.

Львиную долю отечественного производства МПГ обеспечивает Норильский рудный район, где добывается 65-67% платины, почти 100% палладия и 100% остальных платиноидов. Примерно треть платины извлекается из россыпей. Примерно 4-5 т платиноидов ежегодно получают из лома и скрапа, в том числе до 2,5-3 т — при утилизации приборов, используемых в российском военно-промышленном комплексе. Главным продуцентом МПГ в России является компания ОАО ГМК "Норильский никель", на долю которой приходится более 92% производства этих металлов. Ей принадлежат разрабатываемые медно-никелевые месторождения Норильского района и Мурманской области, в которых заключено 99% балансовых запасов платиноидов России. Месторождения отрабатывают пять подземных рудников (Октябрьский, Комсомольский, Таймырский, а также более мелкие: Заполярный и Маяк) и карьер "Медвежий Ручей". С вводом в строй рудника "МС-Горизонт" и расширением производственных мощностей ГМК "Норильский никель" планирует увеличить производство по меньшей мере на треть.

Потребление платиноидов в России оценивается в 10-12% от годовой добычи. На технические цели (в военном деле, в космической, нефтеперерабатывающей, химической промышленности и т.д.) в стране используется преимущественно платина. Ювелирная промышленность потребляет несколько сотен килограммов платины и палладия в год.

Россия является крупным экспортером платиноидов, вторым в мире после ЮАР. Для экспорта, помимо металлов, извлечённых из недр, используются резервы из казначейских запасов. В 2002 г. экспорт платины снизился по сравнению с 2001 г. (рис.5), но, как и ранее, превысил её производство в стране (примерно на 20%). В 2003 г. российский экспорт платины по сравнению с 2002 г. возрос на 7%. В фактическом выражении российский экспорт платины составил: в 2000 г. — 34,2 т., в 2001 г. — 40,4 т., в 2002 г. — 30,5 т. в 2003 г. — 32,7 т. Экспорт палладия в 2002 г. сравнительно с рекордным уровнем 2001 гг. сократился более чем вдвое (рис. 6). Однако в 2003 г. он снова возрос на 52,8% и составил 91 т.

Среднегодовые мировые цены на платину (в $ за унцию) составили: в 2000 г. — 544,9; в 2001 г. — 529,0; в 2002 г. — 539,7; в 2004 г. — 691,9. В 2004 году мировые цены на платину росли и 19 апреля достигли рекордного уровня 973$ за унцию, однако потом снизились. В качестве примера приведены мировые цены на платину осенью 2004 г. В этот период цены испытывали существенные колебания. Этот разброс цен отражает неустойчивость мирового рынка. Очевидно, данный фактор будет влиять на цены и в начавшемся 2005 году.

Мировой спрос на платину обеспечивается в значительной степени ювелирной промышленностью, куда идет около 45% поставок этого металла, а также электроникой и автомобильной отраслью, где платина успешно заменяет палладий в производстве каталитических фильтров-нейтрализаторов выхлопных газов. Применение таких фильтров-нейтрализаторов обеспечило популярность автомобилей с дизельными двигателями.

Повышению использования платины в ювелирной промышленности способствовала мощная рекламная кампания, проведенная Международной гильдией ювелиров, девизом которой стало "возвращение к традиционным семейным ценностям". В результате значительно возрос спрос на платину со стороны японских ювелиров, а по общему объему потребления платины Япония вышла на первое место. В этой стране благодаря рекламной кампании появился обычай дарить платиновые ювелирные украшения к годовщине свадьбы. Большое распространение получили платиновые ювелирные изделия также в Китае и Индии. Широкому применению платины в ювелирной промышленности способствует её красота и чистота, которая превышает 90 %. Кроме этих отраслей быстро растет спрос на платину со стороны высокотехнологичных производств, таких, как изготовление компьютеров, волоконно-оптические и космические технологии.

Потребление палладия обеспечивается в значительной мере автомобильной промышленностью, где он в течение 90-х годов использовался для производства палладиевых конденсаторов каталитических фильтров-нейтрализаторов выхлопных газов, а также в электронике для производства средств мобильной связи. Применение палладия для производства ювелирных изделий ограничено из-за его сероватого цвета и невысоких эстетических показателей. По сфере использования палладия в автомобильной промышленности был нанесен сильный удар в 1999 году, когда в результате резкого прекращения поставок платины и палладия из России (см. рис. 5-6), цены на него в течение короткого времени взлетели почти до 1000 долларов за тройскую унцию. В результате производители были вынуждены перестроиться, изменив процентное соотношение платины и палладия в этих устройствах. И хотя российские экспортёры палладия вернулись на мировой рынок, спрос на этот металл сократился, в результате чего цены на палладий в течение года упали более, чем в 2 раза. Кроме того, это дало южноафриканским производителям возможность объявить российских конкурентов ненадежными партнерами.

Проблемы. Перспективы .

Анализ показывает, что сырьевая база платиноидов России велика, но качество ее постепенно ухудшается: содержание МПГ во вновь разведываемых коренных рудах на 10-20% ниже, чем в рудах, разведывавшихся в начале 90-х годов. Содержание платиноидов в добываемой ныне руде примерно в два раза превышает среднее содержание в остающихся запасах, то есть извлекаются в настоящее время преимущественно богатые руды, запасы которых быстрыми темпами истощаются. Так, за последние 10 лет содержание платиноидов в приращиваемых запасах богатых сульфидных руд на месторождениях компании "Норильский никель" понизилось (рис.7), и составляло в массивных и густовкрапленных рудах, соответственно, 11-14 г/т и 2,5-2,8 г/т. Поэтому в остаточных запасах этих руд содержание платиноидов теперь составляет 13-15 г/т, а платины — около 3 г/т. Некоторое уменьшение содержания платиноидов отмечено и в рядовых рудах.

Вместе с тем в Норильском рудном районе в продуктах многолетней переработки медно-никелевых руд, представляющих собой по сути дела техногенные месторождения, накопились платиноиды, содержание которых достигает промышленных значений. Суммарное количество их превышает 600 т. Инвестиции в их переработку могут дать до 500% прибыли и улучшить экологическую обстановку в регионе. Однако освоение их сдерживается из-за ряда причин. Все это свидетельствует о том, что имеющаяся сырьевая база используется недостаточно рационально, и необходимо создать условия, при которых компании-недропользователи были бы заинтересованы в наиболее полном и эффективном использовании имеющихся запасов, в том числе — техногенных месторождений. Среди этих условий — упрощение системы лицензирования с получением "сквозных" лицензий на разведку и добычу, совершенствование системы налогообложения и ряд других мер в поддержку российского товаропроизводителя.

Проблемой является и то, что доминирующая часть запасов платиноидов России сконцентрирована в заполярном Норильском рудном районе, а обеспеченность запасами Печенгского горнорудного района составляет всего 5-7 лет. Вместе с тем, освоение перспективных участков Федорово-Панского и Бураковского проявлений, начатое компаниями "Barrick Gold Corporation", "Пана" и "Кольской горно-геологической компанией", позволит продлить срок работы перерабатывающих заводов на Кольском полуострове и снять остроту социальных проблем, возникающих в связи с ликвидацией местных градообразующих предприятий. Следует подчеркнуть, что малосульфидный платинометалльный Федорово-Панский тип, не совсем традиционный для нашей промышленности, является очень высокотехнологичным и перспективным.

Преобладание в рудах России "дешевого" палладия над "дорогой" платиной диктует необходимость поиска и освоения новых россыпей платины, прежде всего в Корякском нагорье. Актуальность последнего обусловливается ещё и тем, что интенсивная эксплуатация корякских россыпных месторождений привела к выработке существенной части запасов и снижению содержания металла. Так, даже значительное увеличение в последнее время объемов переработки горной массы на месторождениях р. Левтыринываям и ручьев Ледяного и Пенистого уже не позволяет поддерживать добычу платины на должном уровне. Чтобы не снижать темпы добычи, начинается разработка месторождений россыпной платины ручья Ветвистый и др. В этом же ряду находится проблема возрождения Уральской базы платинодобычи, где имеются реальные перспективы промышленной платиноносности.

В целом, говоря о перспективах развития платиновой промышленности России, следует иметь в виду, что в первом десятилетии XXI века следует ожидать устойчивого увеличения мирового потребления МПГ. Это обусловлено как введением в 2005-2008 гг. новых экологических норм для выхлопных газов "Euro-4" и "Euro-5" и совершенствованием автомобильных катализаторов, так и перспективами развития новых областей применения платины, в частности, связанных с разработкой водородного двигателя. В этой связи весьма актуальной остается реализация научно-практических результатов целевой программы "Платина России", направленной на расширение, улучшение и комплексное освоение минерально-сырьевой базы МПГ Российской Федерации. Эти результаты, как указывает Д.А. Додин с соавторами (2004), свидетельствуют, что выявленный к настоящему времени минерально-сырьевой потенциал МПГ позволяет не только превысить уровень добычи 1991 г., но и обеспечить её ежегодное возрастание на 3-5%. При этом главным объектом платинодобывающей отрасли в первой четверти XXI века останутся руды Норильского рудного района, которые обеспечат 70-80% общероссийской добычи. Остальные 20-30% могут быть получены при освоении малосульфидных платинометалльных объектов Карело-Кольского региона, месторождений Корякско-Камчатского региона, Хабаровского края, Урала, Южной Сибири и Центральной России, а также техногенных месторождений. Геологоразведочные работы ближайшего десятилетия, направленные на улучшение сырьевых баз этих регионов, являются приоритетными. В ходе их реализации первоочередными представляются:

  • интенсификация ГРР с техническим перевооружением геологических предприятий, в том числе их лабораторной базы;

  • широкое использование в производстве научных результатов, достижений и практических рекомендаций, полученных отечественными учёными в ходе выполнения программы "Платина России";

  • выявление и подготовка к эксплуатации новых нетрадиционных для России месторождений, в первую очередь с экологичным типом малосульфидных платинометалльных руд;

  • переоценка запасов известных месторождений с выделением "активной" их части, позволяющей рентабельно отрабатывать эти объекты в современных экономических условиях;

  • оценка образовавшихся техногенных объектов и совершенствование технологии извлечения из них металла;

  • решение экологических вопросов, связанных с добычей платиноидов, особенно в экологически уязвимых северных районах.

При этом выбор первоочередных районов для проведения поисково-оценочных работ на платине должен основываться не только на геологических критериях. Следует учитывать социально-экономические аспекты, а также необходимость обеспечения базы для строительства новых добывающих предприятий.

Таким образом, развитие платиновой отрасли России требует комплексного подхода. Для его реализации целесообразно широкое привлечение отечественных и иностранных инвестиций различных фондов, банков, горнорудных компаний, заинтересованных в получении прибыли от освоения российской сырьевой базы платиноидов.

Золото. Добывающая промышленность

Архив выпусков

 
-->