Ювелирный мир Картье

Яков Литвинский

Когда в начале XX в. ювелирное искусство переживало пору расцвета, и активно занимались поисками нового стиля, Луи Картье, принявший дело своего отца, продолжал искать вдохновение в искусстве прошлого. Пожалуй, только в «искусстве Картье» две важнейшие категории — традиция и новаторство — сошлись в идеальной гармонии и равновесии. Картье использовал французские орнаменты XVIII в. не для того, чтобы слепо их копировать, а для поиска более простых, оригинальных и выразительных форм. Не подражание, а обновление искусства прошлого — вот лозунг Картье на рубеже веков.

Бриллианты и платина

Один из шедевров, выполненный в 1906 г., - украшение для корсажа — прекрасно иллюстрирует «стиль Картье» того времени. Достаточно традиционный для искусства XVIII в. цветочный орнамент, благодаря умелому включению бриллиантов, демонстрирует ясность и четкость рисунка. Строгость линий придает украшению современное звучание, напоминая о времени создания — «эпохе модерна».

Важнейшую роль в этом шедевре играет прекрасно обработанная оправа из платины. Этот материал стал одним из самых используемых в изделиях «от Картье». Серебро, быстро чернеющее от окисления, было заменено более стойким и не подверженным коррозии металлом. Поначалу сдержанное отношение клиентов и коллег к платине в скором времени сменилось модой на этот материал, а Картье навсегда остался главным популяризатором платины в истории ювелирного искусства.

Пантера для герцогини

Пантера стала своеобразным символом Дома Картье. В 1950-1960-е гг. — это один из самых популярных мотивов в дамских украшениях для платьев. Одна из таких пантер восхищала даже искушенную в ювелирном искусстве герцогиню Виндзорскую. Реалистичность фигурки животного, не переходящая в натурализм, поражает изысканностью линий и тонкостью отделки. В декоре пантеры мастерами использовалась традиция 1920-1930-х гг., когда впервые в ювелирном искусстве появился мотив «шкуры пантеры». Мотив этот был убедительным доказательством романтических отношений Луи Картье с Жанной Туссен, прозванной «Пантера», продолжившей дело мастера после его смерти в 1942 г. В броши герцогини Виндзорской традиционное для Картье сочетание платины и бриллиантов дополняют удивительные по красоте сапфиры. Богатая по фактуре поверхность фигурки пантеры выгодно контрастирует с большим сапфиром-кабошоном в 152,35 карата.

Многоцветный Картье

Браслет-ремешок. Картье-Нью-Йорк

Браслет-ремешок. Картье-Нью-Йорк. Около 1929.

Ветвь выложена бриллиантами; листья: резные рубины, ягоды: круглые сапфиры и изумруды с бриллиантами; оправа из платины.

Вместе со своими братьями, Луи Картье смог распространить свои изделия по всему свету: Лондон, Нью-Йорк, Петербург. 1920-1930-е гг. — время дальнейших экспериментов. «Геометрический стиль» — теперь основное направление в ювелирном искусстве Картье. Входят в моду изделия со строгой цветовой гаммой, чаще всего с использованием бриллиантов.

Менее известны украшения «от Картье», выполненные в яркой цветовой гамме, такие, как браслет-ремешок, созданный около 1929 г. Еще в начале века, соперничая с Карлом Фаберже, Луи Картье использовал в своих изделиях восхитительные розовые, глубокие синие, изысканные серые и нежные дымчатые самоцветы в самых, казалось бы, дерзких сочетаниях. Теперь, спустя два десятилетия, увлеченный ювелирными изделиями Индии, он вновь обращается к полихромии, однако предпочитает использовать более традиционные цвета: красный, зеленый, синий. Гамма полупрозрачных красок в данном браслете-ремешке напоминает красочные спектакли популярного в 1920-е гг. во Франции «Русского балета Дягилева». На традиционной оправе из платины, усеянной бриллиантами, эффектно читаются листья из резных рубинов и ягоды из круглых сапфиров и изумрудов. Этот «праздник жизни», выходивший за пределы модного тогда «геометрического стиля», тем не менее, все равно не может скрыть присущий Картье «дух классицизма».

ostmetal.info

Архив выпусков

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->