Ювелирный мир Картье

Яков Литвинский

Когда в начале XX в. ювелирное искусство переживало пору расцвета, и активно занимались поисками нового стиля, Луи Картье, принявший дело своего отца, продолжал искать вдохновение в искусстве прошлого. Пожалуй, только в «искусстве Картье» две важнейшие категории — традиция и новаторство — сошлись в идеальной гармонии и равновесии. Картье использовал французские орнаменты XVIII в. не для того, чтобы слепо их копировать, а для поиска более простых, оригинальных и выразительных форм. Не подражание, а обновление искусства прошлого — вот лозунг Картье на рубеже веков.

Бриллианты и платина

Один из шедевров, выполненный в 1906 г., - украшение для корсажа — прекрасно иллюстрирует «стиль Картье» того времени. Достаточно традиционный для искусства XVIII в. цветочный орнамент, благодаря умелому включению бриллиантов, демонстрирует ясность и четкость рисунка. Строгость линий придает украшению современное звучание, напоминая о времени создания — «эпохе модерна».

Важнейшую роль в этом шедевре играет прекрасно обработанная оправа из платины. Этот материал стал одним из самых используемых в изделиях «от Картье». Серебро, быстро чернеющее от окисления, было заменено более стойким и не подверженным коррозии металлом. Поначалу сдержанное отношение клиентов и коллег к платине в скором времени сменилось модой на этот материал, а Картье навсегда остался главным популяризатором платины в истории ювелирного искусства.

Пантера для герцогини

Пантера стала своеобразным символом Дома Картье. В 1950-1960-е гг. — это один из самых популярных мотивов в дамских украшениях для платьев. Одна из таких пантер восхищала даже искушенную в ювелирном искусстве герцогиню Виндзорскую. Реалистичность фигурки животного, не переходящая в натурализм, поражает изысканностью линий и тонкостью отделки. В декоре пантеры мастерами использовалась традиция 1920-1930-х гг., когда впервые в ювелирном искусстве появился мотив «шкуры пантеры». Мотив этот был убедительным доказательством романтических отношений Луи Картье с Жанной Туссен, прозванной «Пантера», продолжившей дело мастера после его смерти в 1942 г. В броши герцогини Виндзорской традиционное для Картье сочетание платины и бриллиантов дополняют удивительные по красоте сапфиры. Богатая по фактуре поверхность фигурки пантеры выгодно контрастирует с большим сапфиром-кабошоном в 152,35 карата.

Многоцветный Картье

Браслет-ремешок. Картье-Нью-Йорк

Браслет-ремешок. Картье-Нью-Йорк. Около 1929.

Ветвь выложена бриллиантами; листья: резные рубины, ягоды: круглые сапфиры и изумруды с бриллиантами; оправа из платины.

Вместе со своими братьями, Луи Картье смог распространить свои изделия по всему свету: Лондон, Нью-Йорк, Петербург. 1920-1930-е гг. — время дальнейших экспериментов. «Геометрический стиль» — теперь основное направление в ювелирном искусстве Картье. Входят в моду изделия со строгой цветовой гаммой, чаще всего с использованием бриллиантов.

Менее известны украшения «от Картье», выполненные в яркой цветовой гамме, такие, как браслет-ремешок, созданный около 1929 г. Еще в начале века, соперничая с Карлом Фаберже, Луи Картье использовал в своих изделиях восхитительные розовые, глубокие синие, изысканные серые и нежные дымчатые самоцветы в самых, казалось бы, дерзких сочетаниях. Теперь, спустя два десятилетия, увлеченный ювелирными изделиями Индии, он вновь обращается к полихромии, однако предпочитает использовать более традиционные цвета: красный, зеленый, синий. Гамма полупрозрачных красок в данном браслете-ремешке напоминает красочные спектакли популярного в 1920-е гг. во Франции «Русского балета Дягилева». На традиционной оправе из платины, усеянной бриллиантами, эффектно читаются листья из резных рубинов и ягоды из круглых сапфиров и изумрудов. Этот «праздник жизни», выходивший за пределы модного тогда «геометрического стиля», тем не менее, все равно не может скрыть присущий Картье «дух классицизма».

ostmetal.info

Архив выпусков

 
-->