Председатель совета союза ювелиров Северо-Запада, генеральный директор ювелирной компании “Грингор”, Санкт-Петербург, Горыня Александр Сергеевич
К ювелирной продукции относится широчайшая номенклатура изделий, для изготовления которых необходимо решать самые разнообразные задачи: дизайн, технология, упаковка, маркировка, сбыт. Изделия называются ювелирными, еще по советской терминологии, если в нем заложено не менее 67% ручного труда. Это подразумевает, что в отрасли и на отрасль работает большое количество людей. Цифра, которая приводится “Ювелирным Обозрением” – от 800 000 до 1 000 000 человек с членами семей (включая золотодобычу). В связи с этим, благополучие отрасли, одной из немногих развивающихся с 1999 года темпами 30,2% в год, становится делом общенациональным, и, как минимум, требующим участия правительства, так как катаклизмы в нашей отрасли повлекут за собой и социальные последствия. Самое интересное, что мало кто может ответить: какое министерство и кто персонально курирует ювелирную отрасль. Мы присутствовали на многих круглых столах, но практически не знаем того, кто в правительстве отвечает за отрасль. Раньше ювелирная промышленность относилась к министерству приборостроения, потом при правительстве был образован отдельный комитет, а после 1992 г. правительство потеряло к ювелирам интерес. Это ключевой вопрос, и в первую очередь необходимо решить именно его. По привычке, мы обращаем взоры к министерству финансов, пробирной палате, Гохрану, а теперь и к госконтролю – за развитие отрасли теперь отвечают контролирующие и фискальные органы. А где участие министерства экономического развития и торговли Российской Федерации? В данном случае его работа не видна. К сожалению, министерства и департаменты не улучшают хозяйственную деятельность в стране, а занимают пассивную позицию в расчете, что “капитализм сам прорвется”. На мой взгляд, уже пришла пора защищать российский капитализм, так как силы корпуса предпринимателей и работодателей не беспредельны, а внешняя среда – агрессивна. Сегодня правительство занимается в основном ресурсными отраслями – газом, нефтью, углем, металлом, алмазами, и другими, обороноспособностью — аэрокосмической техникой, судостроением, ракетостроением. При этом про отрасли глубокой переработки и наукоемкие мы не слышим – с точки зрения прибыли они малоэффективны, но именно эти отрасли могут кормить людей и укреплять безопасность страны и, в первую очередь, технологическую. К сожалению, ювелиры попадают именно в эту забытую категорию. С точки зрения занятости населения и уплаты налогов в настоящий момент ювелирная отрасль могла бы быть едва ли не ведущей среди перерабатывающих отраслей. Системно-законодательные факторы: 1. Кредитование для закупки материалов — серебра, золота и камней. В странах с развитой ювелирной промышленностью банковские ставки на кредит составляют 2-4%, в России — 12-14%, и под залог не драгоценного металла, а оборудования или всего предприятия. Это полностью “раздевает” компании. Что надо сделать? Разрешить кредитование под отпускаемый из банка металл — это прозрачная процедура, из-за ее отсутствия страдают и сами банки. 2. Приобретение металлов и камней . В развитых странах ставка НДС равна 0, в России — 18%. Пожелание — снизить ставку. 3. Приобретение по импорту драгоценных камней 1 группы . Таможенный тариф в развитых странах — 0, в России — 20%, на эту цифру “накручивается” НДС, который необходимо отчислять сражу же. Итого — 43%, а камней мы еще и не видели. По этой причине в России на рынке возникли сложности с камнями, и это отразилось на прилавках. Предложение — снять таможенные пошлины на камни, которых нет в России — камни первой группы, в первую очередь сапфиры, изумруды и рубины. 4. Бриллианты . Мы сами загубили собственную промышленность, алмазов очень много, а цена на них за два года поднялась в восемь раз, и гранить внутри страны стало нерентабельно. Практически все мелкое алмазное сырье вывозится на огранку за рубеж. 5. Возврат НДС экспортерам . Ситуация граничащая с издевательством над бизнесом и над здравым смыслом. НДС к возврату можно предъявить только через полгода, а затем налоговая служба возвращает деньги только через суд. По какой причине все так усложнено? Какие-то ловкачи получили возврат НДС, не экспортируя, но таких прохиндеев надо сажать, зачем всех под одну гребенку стричь? Необходимо упростить эти процедуры, которые, по своей сути, абсурдны. 6. Пробирная инспекция . Такие службы в настоящее время есть в 14 странах мира. Со времен Петра 1 инспекция пробирного надзора в России работает стабильно и четко и даже подстраховывает ювелиров. Но в итоге, когда изделия находятся 7 дней в инспекции, оборотные средства замораживаются, да за клеймение мы тоже платим деньги, хотя и небольшие. Сбои, которые случаются после некоторых указов, как произошло в январе 2005 года, вынуждают предприятия просто останавливаться. В январе ставку за клеймение сделали такой, что стало невыгодно сдавать в инспекцию серебро, дешевле было его держать на складе. Анализируя те пункты, которые перечислены, видно, что в России изделия с самого начала теряют конкурентоспособность примерно в 1,5 раза благодаря стоимости материалов и комплектующих. Затем работа добавляет еще 20%. Со старта мы теряем все, и Минэкономразвития не видит вопиющие цифры, что, как раньше говорили, преступно. Теперь так не говорят, отвечают — это не наша проблема, тем не менее, этот вопрос касается почти миллиона человек! Подзаконные акты и противоречия законов . На территории России, фактически, нарушается конституция, поскольку все граждане и все регионы должны действовать в равных условиях и в едином экономическом пространстве. Этого не происходит. Госконтроль на полуфабрикаты, который практически отсутствует в развитых странах, у нас распространяется на все камни первой группы, а они могут быть ввезены только через единственный на всю страну пост в Москве. А это значит, что из любого региона предприятия обязаны везти в Москву драгоценные камни, пользуясь услугами спецсвязи. Такая процедура добавляет к стоимости камней еще как минимум 3-4%. При этом, на местах в инспекциях пробирного надзора, куда мы сдаем произведенную нами продукцию, тоже есть госконтроль. А при отгрузке на экспорт продукция еще раз проходит госконтроль. Возникает вопрос: почему эта процедура делается только в одном месте? Контроль нужно либо передать на места, либо вообще отменить. Закон о валютном регулировании и валютном контроле в части драгметаллов отсутствует во всех развитых странах. У нас 18.06.2004 вступила в силу новая редакция закона, по которой драгметаллы и камни не являются валютными ценностями, но это не поменяло редакцию федерального закона о драгметаллах и драгкамнях и более 80 подзаконных актов. Пробирная палата и Гохран являются подразделениями Минфина и для них драгметаллы и драгкамни продолжают оставаться валютой. Это приводит к неоправданному и ненужному контролю со стороны государства на металлы и камни, которые не являются валютной ценностью. Контрабандная и контрафактная продукция . На сегодняшний день более 50% ювелирной продукции в сфере розничной торговли имеет непонятное происхождение. Ситуация похожа на ту, которая была в текстильной промышленности. Точно так же разными путями начался, в основном в обход таможни, ввоз китайского текстиля. Где сейчас наша текстильная промышленность? Ситуация в ювелирной отрасли похожа. По статистике по Северо-Западному региону количество импортного серебра в торговле составляет 50%, и эта цифра охватывает только официально ввезенный товар. Рост продукции из серебра составляет отрицательную величину. Сектор розничной торговли (на эту тему в Торгово-промышленной палате собирался круглый стол) не имеет методики определения достоверности пробирных клейм. Единственный путь — отслеживать документы поставщиков. Вопрос обсуждали на самом высоком уровне — присутствовал заместитель министра МВД, начальник пробирной палаты, представитель министерства финансов и даже ФСБ, но проблема так и осталась нерешенной. Все закончилось на уровне разговоров, но Минэкономразвития уже пора выносить эти вопросы на правительство, иначе мы потеряем отрасль. Можно долго говорить об общих для всех российских граждан тяжести налогового и чиновничьего бремени, но хочется найти выход из тех тупиков, которые могут задушить ювелирную промышленность. Для этого не нужны усилия иностранных конкурентов, достаточно полного бездействия лиц правительства, тем не менее, получающих свою заработную плату. |
Информационная Группа Ювелирная Россия (Ю.Р.)