Уникальность техники скани, а потому и особая ценность, заключается в том, что это - исключительно ручная работа. Скань, или, как ее еще называют, филигрань, издавна применяли при изготовлении окладов для икон, различных вещей церковного назначения, а также для украшения столового серебра, предметов посуды и, конечно, сувениров. Воздушные, как кружево, необыкновенно легкие шкатулки, всевозможные вазы, очаровательные дамские аксессуары - вот далеко не полный перечень изящных вещиц, которые виртуозно выполняются современными мастерами-ювелирами. По эскизу, рожденному в воображении художника, на подготовительный рисунок сканщицы выкладывают волшебный узор из сотен причудливых тончайших завитушек, используя медную, серебряную или золотую проволоку. Это - очень тонкая, кропотливая работа, требующая внимания, терпения и большого ювелирного мастерства.
Когда отдельные детали рисунка готовы, они поступают в руки к ювелирам-филигранщикам, которые собирают их в единое целое. Соединение фрагментов (спайка) происходит под воздействием высоких температур на припой, т.е. серебряную стружку, наносимую на детали. Расплавляясь, стружка соединяет отдельные части изделия в одно ажурное украшение. В процессе пайки ювелирами наносится «зернь», т.е. крошечные зернышки из металла, которые напоминают сотни росинок на цветке и придают изделиям непередаваемую красоту и очарование. После тщательной очистки изделия на его поверхность наносится тонкий слой серебра или золота, и украшение попадает к мастерам-полировщикам, где изделию придают окончательный блеск и ухоженный вид, причем в особо узких местах ювелиры полируют изделие нитью. В качестве дополнительного украшения мастера часто используют яркие вставки из природных и синтетических камней, а также расписывают изделие особыми надглазурными красками по эмалевой основе. Такая роспись носит название финифти. Техника финифти - очень тонкая ювелирная работа. Для получения ровного красочного изображения, художнику приходится изрядно потрудиться. Процесс этот — долгий и сложный. Сначала на металлическую пластинку помещают порошкообразную эмаль и несколько раз подвергают ее обжигу, чтобы эмаль равномерно распределилась по всей поверхности. Техника финифти, как и скань, - исключительно ручной труд. Художник аккуратно переносит карандашом рисунок с эскиза на эмаль. Порошковые краски разводят маслом, и специальной кисточкой расписывают изделие. Когда изображение готово, его обжигают, а для того, чтобы добиться особой яркости красок, процедуру несколько раз повторяют. Сюжетом художнику могут послужить и цветочный орнамент, и пейзажные зарисовки, и портреты людей, и изображения животных, одним словом, все, что подскажет творцу его безграничная фантазия и талант. Колоритные, живые краски финифти прекрасно дополняют и придают особое очарование и нежность сканно-филигранным ювелирным украшениям. Финифть крепится в изделие в момент финишной обработки украшения. Это как росчерк пера писателя, как завершающий аккорд в музыкальном произведении...
Сегодня, пожалуй, единственным предприятием, которое изготавливает чудесные интерьерные и религиозно-культовые украшения в сканно-филигранной технике, с использованием эмали и финифти, смело можно назвать завод «Красносельский ювелирпром». Потомственные мастера-ювелиры, живущие на этой земле, владеют самыми сокровенными тайнами своего ремесла. Изделия красносельских мастеров экспонируются на многих международных и российских ювелирных выставках под торговой маркой «Алмаз-Холдинг». Украшения, принесшие славу сегодняшним мастерам Красного, находятся в музее сканно-филигранного творчества при заводе, где каждый может собственными глазами увидеть волшебные творения рук человеческих, и которые никого не оставят равнодушными.
Компания «Алмаз-Холдинг» выражает благодарность технологу экспериментального цеха завода «Красносельский Ювелирпром» Рассадиной И.Н., научным сотрудникам «Красносельского музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства» за помощь в подготовке материала. |
«Экспресс-Ювелир»