Казахстан: золотая конкуренция

Появление на казахстанском рынке ювелирных розничных сетей из ближнего зарубежья заставляет местных ювелиров менять правила игры

Наталья Тажбенова

Масса ювелирных изделий фабричного производства, изготовленных по итальянским каталогам десятилетней давности и рассчитанных на массовое потребление - так выглядит сегодня казахстанский ювелирный рынок. 90 процентов готовой золотой продукции, попадающей на прилавки местных ювелирных салонов - импортный товар. А Казахстан, имеющий огромные запасы золота, развитую золотоперерабатывающую промышленность, представляет на своем рынке лишь десятую часть всей ювелирной продукции, которая не в состоянии конкурировать с аналогичным товаром из-за рубежа в силу причин, которые на сегодняшний день кажутся непреодолимыми.

Дешевый алтын

По словам экспертов, легальный оборот казахстанского рынка ювелирных изделий составляет 250 млн долларов, из которых 200 млн приходится на российских участников рынка, а 25 млн - на тех, кто поставляет свою продукцию из других стран ближнего и дальнего зарубежья. В советское время российские ювелирные изделия составляли едва ли не полный объем рынка. Однако в последние годы казахстанский ювелирный ландшафт стремительно сдвигается в сторону турецкой, таиландской, китайской и киргизской продукции. Спрос в процентном соотношении на золото из этих стран значительно выше, чем на российское. И это объясняется прежде всего низкими ценами и возможностью свободного ввоза в Казахстан. В прошлом году на алматинский ювелирный рынок достаточно агрессивно вышел киргизский сетевик "Алтын". Маркетинговый трюк "Алтына" заключался в том, что каждому покупателю предоставлялись 50-процентные скидки от розничной стоимости готовых изделий. Объемы их продаж в несколько раз превысили объемы продаж крупных ювелирных отечественных магазинов со сложившимися традициями реализации ювелирных изделий. Естественно, что такая ситуация вокруг киргизских продавцов создала временный ажиотаж у населения. Покупателей прежде всего интересовал вопрос качества. Однако на каждом изделии в "Алтыне" стоит знак казахстанской Пробирной палаты, подтверждающей, что качество продукта соответствует всем ГОСТам. При таком раскладе "Алтын" мог бы претендовать на лидерство на местном ювелирном рынке, однако эксперты оценивают позицию киргизских продавцов не более чем попытку сбыта "излишков" ювелирных изделий.

- Сейчас у нас формируется культура потребления. Люди стали более искушенными в выборе товаров, и что касается золотых изделий - более требовательными. Вопрос цены уступает место качеству. То, что происходит сейчас на ювелирном рынке - естественный процесс. Люди с низкой покупательской способностью приобретают украшения в "Алтыне", с высокой - в респектабельных салонах, - говорит президент Независимой ассоциации предпринимателей Талгат Акуов. Однако мелкие производители, составляющие основную часть рынка, опасаются конкуренции со стороны киргизских сетевиков, поскольку объемы продаж последних значительно выше, и они могут позволить себе демпинговать цены. Менеджеры компании " Алтын", несмотря на их активную политику в Казахстане, отказываются от каких-либо комментариев.

Сертификат дубль

Противостоять агрессивной политике зарубежных игроков могут только крупные производственные объединения, такие как "Алматинская ювелирная фабрика", ювелирный дом Gren Gem и другие. В идеале, производители ювелирных изделий должны объединиться в профессиональный союз, который будет соблюдать интересы местных ювелиров, лоббировать их интересы и принимать участие в законотворческом процессе. Однако ювелирный бизнес - один из немногих, где консолидация его участников практически невозможна. По словам директора ювелирного дома ТОО Gren Gem, сертифицированного ювелира международного класса Игоря Грязнова, попытки создать ювелирную ассоциацию закончились тем, что правление объединения вместо того, чтобы соблюдать интересы его членов, решало только свои собственные проблемы. В итоге ассоциация была распущена, а ювелирам в условиях разрозненности пришлось самостоятельно бороться с несовершенными законодательными актами, в том числе с обязательной процедурой сертифицирования ювелирных изделий, которая на сегодняшний день является главным препятствием в развитии бизнеса и ставит местную продукцию в неравные условия с импортной.

- Клеймо, которое ставит Пробирная палата на всех ювелирных украшениях, сегодня дублирует обязательная сертификация. Получается, что два законодательных нормативных акта находятся в одной схеме, и предприниматель вынужден платить и Пробирной палате, и сертификационному органу, - объясняет г-н Акуов. Между тем почти ни в одной стране мира не сертифицируют ювелирные изделия, если на них есть клеймо изготовителя или Пробирной палаты.

- По сути, сертификат - это оценка вложенных денег. Но то, что делают госорганы, даже сертификатом назвать нельзя. Принудительная сертификация значительно увеличивает стоимость ювелирного изделия и делает его неконкурентоспособным, - комментирует г-н Грязнов. Если обычное обручальное кольцо до прохождения сертификации стоит 3-4 тыс. тенге, то после процедуры его стоимость возрастает в 4-5 раз. Эксперты полагают, что некоторые ювелирные украшения с драгоценными камнями, которые имеют высокую стоимость, должны подвергаться процедуре сертификации, но только в исключительных случаях, когда покупатель хочет получить гарантии вложенных в продукцию денег. Объединяющим элементом в решении этой проблемы выступила Независимая ассоциация предпринимателей. С ее участием Министерством индустрии и торговли разработан правовой акт, после принятия которого планируется исключить ювелирные изделия из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации. Возможно, тогда местные ювелиры смогут преодолеть планку 10-процентного участия на рынке и занять одну из лидирующих позиций.

expert.ru

Архив выпусков

 
-->