Ювелирное серебро: вопросы и ответы

Я, как продавец церковной лавки, постоянно сталкиваюсь с агрессивными покупателями, которые утверждают, что им продали некачественное серебро (что настоящее серебро якобы не окисляется). Из-за этого мифа возникает множество конфликтов. И не только у меня, но и во всех церковных лавках: мол, что Церковь их обманывает, а сколько таких конфликтов по России - трудно подсчитать. Неплохо бы со страниц вашего издания прекратить это недоразумение раз и навсегда. Хотелось бы узнать мнение специалиста по этому вопросу.

На вопросы читателя отвечает член Союза художников России Виктор Александрович БЕЛЯЕВ. Он пришел на Московскую ювелирную фабрику в 1950 году, когда ему было всего 13 лет. За год и 10 месяцев освоил мастерство ювелира и ему доверили работу с золотом, платиной, изумрудами, бриллиантами (сейчас и 18-летнего юношу нередко считают ещё не готовым к такой ответственной работе!).

Виктор Александрович застал тех, кто работал в свое время у Фаберже. Он учился мастерству у Казенова Ивана Федоровича, Государева Петра Николаевича, Коновалова Демьяна Григорьевича, Филинова Михаила Ивановича, Казенова Прокопия Кузьмича, знаменитого гравера Соколова Василия Сысоевича. Именно этим умельцам старой школы поручили делать орден Победы, кремлевские и маршальские звезды. Василий Сысоевич Соколов вырезал и покрыл эмалью в центре ордена Победы Спасскую башню с мавзолеем. Благодаря этим мастерам так далеко видны рубиновые звезды на башнях Кремля.

Виктор Александрович Беляев - участник многих международных выставок ювелирного искусства. Его работы как образцовые хранятся в Алмазном фонде России. В свое время ему пришлось делать украшения для высшего руководства СССР, в том числе для Косыгина и Брежнева. Носят его изделия и многие венценосные особы за рубежом.

Кроме того, Виктор Александрович окончил Институт народного хозяйства им.Г.В.Плеханова и получил специальность ''товаровед высшей квалификации по ювелирному искусству''. Его дипломная работа по теме ''Ассортимент современных ювелирных изделий с бриллиантами'' сразу стал учебным пособием в Институте. Он - православный верующий.

ОКИСЛЯЕТСЯ ЛИ ЧИСТОЕ СЕРЕБРО?

Да, и чем больше его не чистят, тем оно темнее. Оно может реагировать и на кислород, и на кислоту, и на мази, и на пот. Бывает такой пот, что сильнее кислоты, и от него серебро становится абсолютно темным, как сажа.

ЗАМЕДЛЯЕТ ЛИ ДОБАВКА ПРОЦЕСС ОКИСЛЕНИЯ?

Чистое серебро менее подвержено окислению, особенно так называемое ''четыре девятки'', но его не выпускает наша промышленность. Она производит серебро 925 и 875 проб. Первое меньше окисляется, чем второе.

ЧТО ДОБАВЛЯЛИ В СЕРЕБРО В ПРОШЛОМ?

Раньше добавляли палладий, платину. Оно чернело меньше. Сейчас мы добавляем в качестве лигатуры медь - и изделие подвергается окислению больше. Олово не добавляют в качестве лигатуры вообще, так как оно разрушает кристаллическую решетку как серебра, так и золота. Кубачи используют олово для нанесения рисунка на внешнюю поверхность. Что касается цвета серебряного изделия, в которое добавлена медь, то оно приобретает серовато-желтоватый оттенок.

КАК ВЛИЯЕТ КОНТАКТ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ТЕЛОМ НА СЕРЕБРЯНОЕ ИЗДЕЛИЕ?

У людей, которые болеют печенью, почками, серебро темнеет быстрее. Если по лицу больного этими недугами человека провести серебряным кольцом, то на последнем может появиться черная полоска.

НАШИ ЮВЕЛИРНЫЕ ФАБРИКИ ДЕЛАЮТ РАЗНЫЕ ДОБАВКИ В СЕРЕБРО?

Добавки в основном одинаковые. Это медь, а для припоя - латунь.

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ СЕРЕБРО?

Это серебро, в которое добавляют радиоактивные вещества. При определенном свечении лазера можно определить, откуда серебро и кто его изготовитель. Такое серебро производили военные заводы по соображениям секретности. В бытовые изделия оно может попасть только незаконным путем, а именно, его похищают из аккумуляторов, космической техники, радиоприборов.

МАСТЕРА МОГУТ ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО ЭТО - ТЕХНИЧЕСКОЕ СЕРЕБРО?

Если его уже переплавили и сделали из него что-либо, то определить на глаз трудно. Но у нас существует правило, проверять приносимое серебро с помощью реактивов, которые нам дает Пробирная палата, кроме того, мы регулярно ездим туда для определения качества серебра. Мастера имеют свое клеймо и дорожат своей репутацией. Если они обнаруживают, что им принесли техническое серебро, они сами заинтересованы в том, чтобы компетентные органы скорее нашли нарушителей закона.

КАК УХАЖИВАТЬ ЗА СЕРЕБРОМ?

Иногда на фабриках и в мастерских серебро аксидируют - чернят под старину. Это защищает серебро от потемнения. Но если у вас светлое серебро потемнело от употребления, то его надо сначала почистить зубной щеткой зубным порошком, затем положить в кружку, в которой на 250 грамм воды положены чайная ложка нашатырного спирта и немного мыла или стирального порошка, довести до кипения, вынуть и промыть холодной водой. Изделие приобретет первозданный блеск.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НАШЕГО ИТАЛЬЯНСКОЕ И ПОЛЬСКОЕ СЕРЕБРО?

Внешне, как поставлена проба. На иностранных ставят просто цифры '鯵'', у нас помимо цифр в клеймо включены первая буква города, где произведено серебро, а также указания на месяц, год и на фабрику-производителя. Что касается качества, то итальянское соответствует нашему, а польское бывает на несколько проб ниже.

КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ 583 И 585 ПРОБАМИ ЗОЛОТА?

Практически никакой. Это разница в тысячные доли. 585 пробу все заводы России стали ставить, подражая Европе. А в ювелирных мастерских ставят по-прежнему 583 пробу.

zeminfo.ru

Архив выпусков

 
-->