Цветочные мотивы в произведениях немецких златокузнецов

Любите ли Вы цветы и ювелирные изделия, как любим их мы? Если да, то это выставка для Вас. В ней мы собрали произведения немецких серебряников 16 — 17 веков, времени расцвета ювелирного дела в Германии. Мы решили посвятить эту выставку Флоре — богине цветов у древних римлян. В каждом экспонате нашей выставки мастера-ювелиры претворили свое видение цветка. Он явится Вашему взору в декоре и форме вещей — одинаково прекрасный в литье, чеканке и гравировке. Порой - удивительно близкий к природным формам, порой - лишь намекающий на них, но всегда безусловно виртуозно исполненный.

Каждый раздел выставки посвящен отдельному цветку. Размещенное в центре изображение живых цветов, а также представленные отдельно, специально выделенные из декора произведения цветы, воплощенные мастерами в серебре, помогут Вам вынести собственное суждение о таланте и мастерстве ювелиров Германии.

В заставке к выставке использованы рисунки немецких художников 16 века и карта города Нюрнберга 16 столетия работы неизвестного голландского мастера.

Приятных впечатлений!

Нарцисс – вестник весны

Стакан с чеканным цветочным декором и путти. Гамбург, до 1680 г.Серебро; чеканка, золочение.

Ваза-рассольник многоярусная, с подсвечниками, с навершием в виде фигуры Геракла, борющегося с чудовищем, привезенная в дар от короля Швеции Карла

Его происхождение описывается в одном из древнегреческих мифов. Сыну реки Кефисса и нимфы Лейриопы – Нарциссу, прорицатель Терезий предрек долгую жизнь, если он никогда не увидит своего лица. Красив был юный Нарцисс, но очень жесток. Многие женщины любили его, но никому он не отвечал взаимностью. Богиня любви Афродита наказала юношу безответной любовью. О Нарциссе мифология сохранила несколько рассказов, известнейший из которых передан Овидием (“Метаморфозы”, III, 339-510). Однажды в жаркий день, он, увидев в воде свое отражение, уже не смог оторвать глаз от красивого юноши, которого он видел в зеркале воды. Прекрасный молчаливый юноша не отвечал на страсть Нарцисса. А он не мог оторваться от созерцания милого лица ни на миг. Нарцисс умер от голода и жажды у края озерка, где жил его кумир, а его тело обратилось в цветок. По другой версии мифа Нарцисс закололся кинжалом, а из капель его крови появились цветы.

Миф и красота цветка вдохновляли немецких ювелиров на создание великолепного декора. Мастера стилизовали и впрямую повторяли мотивы нарцисса в самых разнообразных произведениях. Он предстает в штриховке, созданной рукой гравера, оживает под ловкими пальцами чеканщика, не менее прекрасным выходит из отливок, приготовленных умелыми литейщиками.

Тюльпан — изящество и роскошь

Кубок с чашей в форме тюльпана. Нюрнберг, XVII век. Серебро; чеканка, литье, гравировка, золочение

Кубок с чашей в виде цветка с чеканным растительным декором, на ножке-стебле с лепестками, листьями и бутоном

Первое упоминание о тюльпанах встречается в поэзии Омара Хайяма и относится к 12 веку. В 16 столетии в Турции в царствование Сулеймана I устраивались празднества, посвященные тюльпанам. В Европу тюльпаны проникли через Английские сады в конце 16 столетия. В начале 17 века Голландия пережила бум увлечения тюльпанами, когда стоимость цветочной луковицы могла равняться цене дома на канале (ок.10 000 гульденов). В европейской культуре тюльпан ассоциируется с весной, светом, жизнью и считается благопожелательным символом.

Мотив тюльпана лег в основу декора многих произведений. Мастера впрямую следуют природе в детальной проработке цветов чеканами, активно прибегают к стилизации. Чашечку цветка причудливая фантазия ювелиров преображает в чашу кубка, цветок служит ножкой, цветочный декор покрывает отдельные детали.

kreml.ru

Архив выпусков

 
-->