Исследователи объясняют смысловое содержание и назначение предметов пермского звериного стиля, привлекая мифы, обряды коми, удмуртов, саамов. Все предметы пермского звериного стиля можно условно разделить на 2 большие группы. Часть из них " фигурки зверей и птиц " встречаются на всех типах археологических памятников (в могильниках, на поселениях, культовых местах). Анализ их расположения в погребениях показывает, что, наряду с бусами, гривнами, разнообразными подвесками и пронизками, эти предметы являлись украшениями и после смерти владельца попадали в погребение как "сопровождающий инвентарь". В то же время несомненно, что украшения выполняли не только эстетическую функцию, но и несли определенную смысловую нагрузку, о чем будет сказано дальше. Украшения, выполненные в зверином стиле, довольно разнообразны и представлены подвесками и пронизками, отлитыми из различных медных сплавов. Многие из них после отливки отшлифованы до блеска, обработаны резцом. Наиболее часто встречаются украшения с изображениями птиц"водоплавающих (лебедь, утка) и лесных (тетерев), (глухарь), а также хищных птиц, клюющих добычу. Многочисленны и разнообразны коньковые подвески. В основе некоторых " изображения медведя, пушных зверьков (соболя, куницы). Украшения характеризуются реалистичностью образов. Лишь образ "кричащей" птицы не имеет прототипа в природе. Другая часть предметов, выполненных в зверином стиле," это разнообразные вотивные (культовые) бляшки с зоо-и зооантропоморфными образами и сложными композициями из них. В зооморфные изображения входят фигурки летящих птиц, изображения медвежьих голов, ящеров, композиции из различных животных. А в антропоморфные изображения " антропоморфные идолы, личины, бляшки с изображениями человеко-лосей. Все они выполнены в технике плоского и полурельефного литья с последующей гравировкой, чеканкой, напайкой деталей. Многие имеют отверстия, скобочки для подвешивания, подставочки. Все исследователи сходятся в том, что в этих бляшках отражены представления древнего населения об устройстве мира и месте человека в нем, закреплены знания о природе и человеческом обществе. Именно поэтому они являлись коллективной собственностью и играли важную роль в древних обрядах. Этим объясняется тот факт, что все бляшки найдены, в отличие от украшений, на поселениях и в основном на культовых памятниках " жертвенниках, священных местах. Исключение составляют фигурки летящих птиц, которые встречаются и в могильниках. В двух известных случаях они были воткнуты в землю перед керамическим сосудом, в котором лежали обгорелые кости. Очевидно, подобные фигурки играли особую роль в погребальном обряде, отражающем представления древнего населения о смерти, душе и загробной жизни. Классификация богатого и разнообразного материала позволила выявить ряд семантических и художественных особенностей пермского звериного стиля, определить ареал распространения различных типов изображений. Для пермского звериного стиля характерны следующие образы: водоплавающие, лесные, хищные птицы, медведь, соболь, конь, лось, фантастическая птица со звериной мордой, летящая птица с личиной на груди, фантастическое ящеропо-добное существо, антропозооморфные фигуры с признаками человека, птицы, лося. Сложные образы составляют главную особенность пермcкого звериного стиля. Для пермского звериного стиля характерен ряд художественных особенностей: стилизованный реализм изображения, вписывание композиций в круг, высокая техника объемного и плоского литья, отсутствие сложных орнаментальных мотивов. Орнамент чаще всего играет подчиненную роль: линии веревочного и точечного орнамента, насечки подчеркивают детали, обрамляют композиции. Ареал распространения предметов пермского звериного стиля включает территорию Верхнего и Среднего Прикамья, бассейны Вычегды и Печоры вплоть до морского побережья. Основная масса изображений найдена в Прикамье. Вероятно, это объясняется лучшей изученностью данного района. Для всей очерченной территории характерны одинаковые сюжеты и образы. На Европейском Северо-Востоке неизвестны лишь бляхи и подвески с изображением медвежьих голов, лежащих между лап.
Исследователи изучили развитие основных сюжетов пермского звериного стиля на протяжении I" начала II тыс. Большинство из них генетически связано с сюжетами предшествующих эпох (раннего железного века, эпохи бронзы и даже неолитом). С середины I тыс. появляются и новые образы и мотивы " "кричащая" птица, борьба хищной птицы со зверьком.
Наиболее богат и разнообразен комплекс вещей VI-VIIвв. Не зря это время исследователи называют "золотым веком" пермского звериного стиля.
В дальнейшем ряд образов, по-видимому, утрачивает свой первоначальный смысл, и происходит неизбежная смена реалистично выполненных образов схематичными, стилизованными. Вотивные образы (медвежья голова между лап) переходят на украшения, усиливается декоративность украшений. Многие сюжеты исчезают. Первая четверть II тыс." это время заката своеобразного искусства металлической пластики.
Однако пермский звериный стиль оказал значительное влияние на все последующее развитие изобразительного творчества северных приуральских народов: его характерные черты были унаследованы и сохранены в вышивке, ткачестве, меховой мозаике, деревянной скульптуре.
Проблемы семантики (т. е. смыслового содержания) звериного стиля, его общественных функций проблемы сложные и далекие от окончательного решения. Для правильного понимания этих вопросов необходимо учитывать, что искусство всегда выражает идеологию создавшего его общества. Поэтому изучение семантики художественных произведений надо начинать с попытки реконструкции всей системы мировоззрения, нашедшего отражение в этих памятниках. Причем целесообразно идти от общего к частному, т. е. выявить общечеловеческие представления, которые неизбежно должны были отразиться в мировоззрении изучаемого общества, а затем переходить к конкретным сюжетам и образам.
Изобразительное искусство, как и искусство вообще, тяготеет к целостному изображению окружающего мира, выражает то, что соответствует уровню знаний человека о природе, человеческом обществе. Универсальной концепцией, определяющей в течение длительного времени модель мира, была концепция "мирового дерева". В искусстве эпохи "мирового дерева" изобразительное пространство приобретает черты идеально организованной системы.
С помощью вертикальной оси противопоставлялись верх и низ, а с помощью горизонтальной оси выделялись правая, левая стороны и середина. Причем части "мирового дерева" семантировались так, что верхняя часть соотносилась с положительным началом, а нижняя " с отрицательным. Яркой, часто повторяющейся характеристикой искусства и мифологии эпохи "мирового дерева" стало число семь: весьма частое заполнение семи мест по оси СД или наличие семи небес, семи этажей подземного мира.
Искусству эпохи "мирового дерева" присущ один общий сюжет " противопоставление начала положительного, связанного с небом, с началом отрицательным, темным, связанным с преисподней. Все остальные мотивы, образующие вторичные сюжеты, входят как составные части в этот общий универсальный мотив. Эта характеристика в полной мере относится и к сложным композициям пермского звериного стиля. На большинстве из них мы видим четкое противопоставление верхнего мира нижнему. Олицетворением подземного мира является фантастическое существо ящер. Вероятно, в этом образе воплотились черты животных, связанных в сознании людей с подземным (подводным) миром: ящериц, змей, выдр, рыб. Находит объяснение и обычай изображать ящера с рогом. Мансийское население, часто находившее в береговых отложениях бивни мамонтов, считало, что их потеряло подземное (подводное) недоброе и могущественное существо махар. Исследователи считают, что изображение ящера с рогом " это образ махара, созданный воображением древнего художника. Не менее сложен образ, который всегда помещен над ящером. Это сульдэ, в классических изображениях сочетающий признаки человека, животного (чаще всего лося) и птицы, сложное существо, представляющее собирательный образ наземного мира.
Таким образом, предметы пермского звериного стиля являются ярким примером искусства эпохи Мирового Дерева. Что касается интерпретации конкретно-исторического содержания сюжетов пермского звериного стиля, то пока общепринятой точки зрения нет. Весьма распространено было мнение о тотемистических представлениях различных родовых групп, как основе этого своебразного искусства.
Окончание статьи смотрите в следующем номере "Ювелирных известий"
|
komi.com