Раньше были «флагманы», законодатели мод на роскошь в сочетании с хорошим вкусом. Не китч, не обилие искрящихся бриллиантов и логотипов, а истинную аристократическую роскошь, шик.
Раньше у Диора шили «под клиента», никому бы и в страшном сне не приснились сумки, кошельки или сабо, усеянные логотипами CD. Раньше о Breguet говорили с придыханием. Когда-то друг и клиент Cartier принц Уэльский назвал Луи Картье «ювелиром королей и королем ювелиров». Раньше представители многих королевских и императорских дворов могли с уверенностью подписаться под этими словами. А сейчас?!
Начало XX века было временем восхождения семейства Картье на олимп славы. Ведь, хотя компания и существует с 1847 года (с того момента, когда бездетный ювелир Адольф Пикар завещал мастерскую своему ученику Луи-Франсуа Картье), характерный стиль Cartier сформировался только в начале прошлого века. Именно тогда Луи Картье (внук основателя фирмы) ввел моду на стиль «гирлянда» (осовремененный классический рисунок XVIII века с фестонами и бантами), тогда же появились украшения в стиле Art Deco. Картье взял из этого стиля то, что было ему интересно: абстракции, геометрические мотивы. Дело семейства Картье развивалось, появлялись первые заказы от королевских дворов, открывались бутики в Лондоне и Нью-Йорке, исследовались потенциальные рынки сбыта - страны Персидского залива и Восточной Европы. В начале - середине XX века Cartier создает знаковые вещи. В 1937-м году ювелиры в лондонской мастерской дома создают потрясающее церемониальное рубиново-бриллиантовое колье для индийского махараджи Наванагара. Для этого шедевра махараджа сам привез огромные рубины из своих сокровищниц. В 1942-м мастера фирмы создают украшение-символ: брошь «птичка в клетке» - это оккупированная Франция. В 1944-м, после освобождения Франции, ювелиры создают новый символ — «свободная птичка». В 1948-м году была создана уникальная пантера. Это платиновая брошь - шкура дикой кошки, украшенная бриллиантами и сапфировыми «пятнами». Пантера, величественная и неприступная, опирается лапами на огромный сапфировый кабошон (152,35 карата). Это великолепное украшение приобрели герцог и герцогиня Виндзорские. Пантера — вообще один из символов Cartier. Первое украшение такого декора мастера ювелирного дома создали еще в 1914 году. Сегодня компания Cartier ищет по всему миру (по частным клиентам и антикварным салонам) украшения, созданные до 1965 года. Их реставрируют и продают частным клиентам. Есть среди этих вещей и украшения с пантерами. Ждать покупателя на редкий и прекрасный экземпляр долго не приходится. Великолепные произведения ювелирного искусства быстро находят истинных ценителей.
Недавно появилась новая коллекция пантер от Cartier — La Panthère de Cartier. Эти вещи производят двоякое впечатление. С одной стороны — есть весьма неплохие украшения. Например, кольца из желтого золота, как будто расцарапанные когтями хищной кошки. «Царапины» есть бриллиантовые или из черного лака. Еще есть кольцо из белого золота, усыпанное бриллиантами, с вкраплениями оникса. Как ни странно, но самое притягательное из колец — просто золотое с черным лаком. Мило смотрятся «полосатые» серьги-кольца из белого или желтого золота с бриллиантами. В них есть объем, а в хищную кошачью коллекцию они вписываются благодаря «полоскам»: полоска - золото, полоска — бриллианты. Ассоциации с диким нравом пантеры навевают и довольно элегантные кольца из белого золота, бриллиантов и оникса или желтого золота с черной лаковой вставкой. Схожий ассоциативный ряд выстраивается и при виде сережек-подвесок в духе Art Deco. На мочке — небольшой бриллиант (0,3 карата), от которого «спускается» цепочка из четырех крупных звеньев. Подвеска геометрически лаконична, но бриллианты круглой огранки и вкрапления черного лака смягчают жесткость форм. Вот, пожалуй, и все, что достойно внимания в коллекции La Panthère de Cartier. Вещи «заглавные», делающие коллекцию «Пантера» соответствующей названию, не вызывают положительных эмоций. Серьги из желтого золота с «пятнышками» черного лака и тремя бриллиантовыми подвесками слишком тяжеловесны. Надо иметь очень большой вес (не в обществе, а чисто физически) или очень крупные черты лица (тогда серьги отвлекут внимание от длинного носа, например), чтобы носить эти массивные серьги. В любом другом случае такие «гиганты» в ушах только огрубляют лицо.
Массивные кольца из желтого золота с «пятнами» черного лака, конечно, можно купить, а еще лучше - получить в подарок. И носить не возбраняется. Но все это как-то без энтузиазма. То ли кольца отдают «самоварным золотом», то ли вкрапления черного лака напоминают не пятна на шкуре дикой кошки, а странную болезнь. То ли в маркетинге этих колец есть какая-то ошибка: одна модель продается только в Европе, другая — в Европе и Азии. Напрасно: в Америке среди мулатов или латиноамериканцев такие кольца пошли бы нарасхват, а вот в белокожей Европе или миниатюрной Азии вряд ли будут бестселлером. Впрочем, как и кольца из желтого золота с черным лаком, бриллиантиками и с крупным перидотом или цитрином. И о самом грустном - украшениях в форме головы пантеры. Представьте: черный шелковый шнур с подвеской в виде зеленоглазой (или по материалу - «перидотоглазой») головы пантеры, которая зубами в этот самый шнурок вцепилась. Тела у несчастной кошки нет. Кажется, это уменьшенная копия охотничьего трофея (не хватает только имитации крови из мелких рубинов). Серьги в форме головы пантеры с подвесками-цепочками тоже страшноваты: например, застежка серег — это ни что иное, как зубы пантеры. Как-то сразу вспоминаешь, что пантеры бывают людоедами, и в Индии, например, бывало, нападали на деревни и истребляли все их население. А кольцо-пантера (в разверзнутую пасть которой надо вставлять пальчик) ассоциируется с гладиаторскими боями в древнем Риме, для которых свободолюбивых животных отлавливали и запирали в клетки, или с устрашающими украшениями Фараонов. Правда кольцо — это единственная из «голов», которую хочется померить, и даже, может быть, купить. Просто у глаз именно этой хищницы интересное выражение: пантера будто бы скептически щурится, она явно недовольна всем вокруг, но слишком себя ценит, чтобы втягиваться в этот мелкий конфликт.
Есть еще одна «голова»: колье из желтого золота с подвеской в форме головы пантеры с изумрудными глазами (под глазами «отеки» из мелких бриллиантов). Пантера в ошейнике из золота, бриллиантов и оникса, ниже ошейника — подвески-цепочки с крупными продолговатыми звеньями. Эта пантера страха не вызывает. Создается впечатление, что эта кошка очень глупа и сильно устала. Поэтому-то ее поймали, посадили на цепь и надели на нее бриллиантовый ошейник. Грустно. Грустно оттого, что свою пантеру Cartier называет символом «чувственной женственности». В то время как в новых украшениях La Panthère de Cartier нет ни чувственности, ни женственности. И не хватает самого духа пантеры, благодаря которому это животное веками считали мистическим. О новых пантерах Cartier Леонардо да Винчи не сказал бы: «Красота ее восхищает прочих животных, которые бы сопровождали ее постоянно, когда не страшились бы ее ужасного взгляда. Зная об этом своем свойстве, пантера опускает глаза, животные приближаются, чтобы полюбоваться ее красотою, и тут она хватает того, кто поближе, и пожирает». Совсем не похоже на La Panthère de Cartier. Потому что в этих украшениях нет загадки, нет таинственного ореола — глаза открыты, пасть разверзнута. Ни грации, ни томности. Такую пантеру не хочется сопровождать и приближаться к ней, несмотря ни на что, вновь и вновь, чтобы полюбоваться ее красотой. Да, новая La Panthère de Cartier — неплохая, довольно интересная коллекция, но не более того. А от пантеры -таки ждешь чего-то большего. |
journal.vzglyad.ru
2025 год
январь | февраль | март | апрель |
май | июнь | июль | август |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.