Старый вид декоративного искусства. Это арабское слово имеет значения как позолота, нанесение золотого или серебряного блеска. Но при золочении помимо золота также используется краска. Золочение в основном использовалось для декорации страниц и верхней обложки рукописных книг. Этот вид декоративного искусства широко применяем как на Востоке так и на Западе. Особенно в средние века золочение часто использовалось в декорации библейских текстов и христианских святописаний. Но впоследствии в книгах стали употребляться иллюстрации и золочением украшались только большие буквы залавков. У турков история искусства золочения начинается с уйгуров. В 9-ом веке в период распространения верования Мани у уйгуров уже наблюдались образцы золочения. В эту эпоху искусство золочения было широко известно в исламском мире. В Анатолию этот вид декоративного искусства был принесен сельджуками и период расцвета золочения приходится на время Османской Империи. В 15-ом веке в Египте мамелюкские мастера искусств развили новый стиль золочения, в тот же период в Иране а впоследствии в таких центрах находящихся под покровительством Тимурлана как Герат, Гие, Бухара и Самарканд искусство золочения переживало период своего расцвета. Стиль золочения развитый в Герате позже в большой мере повлиял на развитие иранского искусства золочения. В 15-16 веках османские мастера искусств также стали использовать мотивы гератского стиля золотой росписи в своих произведениях, что объясняется развитием отношений Османского государства с Ираном. В 18-ом веке османское искусство золочения стало переживать свой застой, классические мотивы сменили грубые декоративные узоры. А в 19-ом веке золочение как и все виды искусства оказалось под влиянием Запада, и например мотив изображения цветка приобрел новую форму, теперь в изображении уже наблюдался букет, ваза или горшок, в то время как раньше в классическом периоде рисовался просто один цветок. Основным материалом раскраски в золочении является золото или золотая краска. Золото тщательно отбивается тем самым принимает плоскую форму, после чего плоское золото смачивается в воде с добавкой желатина, где опять же сдавливается до тех пор когда раствор принимает надлежащую густоту. А краска в основном выбиралась из глиняных красителей, впоследствии стали также использоваться синтетические красители. Мастер золочения вначале прокалывает иглой рисунок мотива на бумаге, положив ее на цинковый лист или твердый самшит, после этот шаблон проколотой бумаги кладется на поверхность на которой будет золоченый рисунок, после чего дырочки на бумаге заливаются черной липкой пылью, затем шаблон бумаги аккуратно снимается с украшаемой поверхности на которой уже видны черты рисунка, который после покрывается золотым раствором, таким образом происходит процесс золочения. |
Kulturturizm.gov.tr