Ампир: стиль империи в ювелирном искусстве

Татьяна ЗУЙКОВА, Александр ПИВОВАРОВ

Ампир - стиль империи (от фр. "empire") - завершающая фаза эволюции стиля классицизма в декоративно-прикладном искусстве начала ХIХ века. Основные источники творческого переосмысления и вдохновения - искусство архаики Древней Греции, искусство императорского Рима и Древнего Египта. В античности ампир черпал, с одной стороны, монументальность и лаконизм, а с другой - идею утверждения императорского величия посредством соответствующих атрибутов и символов. Введенный Наполеоном новый европейский порядок послужил основой конституций следующих конституционных монархий. В нем многие видели "нового человека", его сравнивали с императором Августом.

Став императором Франции в мае 1804 года, Наполеон реализовал свои амбиции и в области искусства. Он идеологизировал его, намеренно связав свои интересы с искусством древних империй - оно тоже должно было лечь в основу его новой империи. Хотя стиль ампир просуществовал совсем недолго, он стал прекрасным завершением классических традиций XVIII века и при этом выделился в самостоятельный период искусства благодаря своему большому социальному пафосу и формам. Вся история развития искусства в ХIХ веке делится на три части: в начале века - ампир, затем - период эстетических метаний и эклектических поисков (стиль историзма) и, наконец, - стиль модерн.

Ампир олицетворял мощь империи, поэтому он так легко и полно проявил себя именно во Франции и России, создавая в свое время имидж "великого" государя и нации через величественные и воинственные образы и аллегории.

К началу следующего столетия высокое ювелирное искусство последней четверти XVIII века в России было представлено строгим, рациональным, регламентированным стилем классицизма, основанным на античных образцах, которые предпочитала императрица Екатерина Великая. В 1782 году она издала указ об упрощении придворного туалета. Безусловно, этот указ повлиял и на стилистику ювелирных украшений. В России искусство классицизма (считавшегося в этот исторический период в Европе "неоклассицизмом") приобрело смысл гражданственности, что выразилось в увлечении античными образами и формами, архитектурными ордерами, мифологическими и орнаментальными мотивами. Античная образность отождествлялась с понятием хорошего вкуса. В то же время, легко войдя в искусство России как стиль, ампир приобрел узнаваемые особенности русской стилистики - опора на художественные идеи, образы и формы прошлого времени, естественно, подразумевала стилизаторство как метод русских мастеров.

Медальон с камейным портретом Екатерины II

Основные источники стиля ампир - наследие архаичной Греции, Древнего Египта и Рима времен империи. Именно в них так хорошо сочетается идея утверждения имперского величия с монументальностью и лаконизмом формы. Ампиру присущи особая воинственная семиотичность, атрибуты и символы (триумфальные арки, колонны, обелиски - в архитектурных деталях и декоре часто встречаются рельефы с военной темой и эмблемы; мебель, вазы, часы, орнаментика оказываются связаны с особой эмблематикой - доспехи, лавровые венки, ликторские связки, орлы и др.); сочетания темного дерева и накладного золоченого бронзового декора в духе египетских и римских древних украшений дают особый эффект.

После коронации в декабре 1804 года в распоряжении Наполеона и Жозефины оказались ювелирные украшения, сохранившиеся от предыдущих французских королей, большую часть их они отдали переделать в стиле неоклассицизма, обозначив таким образом свою связь с империями Греции и Рима и подчеркнув свой императорский статус. Корону для Наполеона изготовил ювелирный дом "Нито и сыновья" (Nitot et Fils), она представляла собой весьма необычную комбинацию из древних камей и инталий, вставленных в тонкую золотую оправу. Жозефина Богарне очень скоро стала великой законодательницей мод и главной покровительницей ювелирных домов - ювелирные украшения были ее самой большой слабостью, и она тратила на них все деньги, которые выделялись на ее годовое содержание. При разводе с Наполеоном она вынуждена была вернуть все украшения, принадлежавшие короне, однако оставила множество подарков и покупок, включая диадему, изготовленную для ее коронации, в которую были вставлены 1040 бриллиантов. К моменту ее смерти в 1814 году ее коллекция оценивалась примерно в два миллиона французских франков. В 1810 году Наполеон развелся с Жозефиной и женился на Мари-Луизе. Его новая жена тоже стала получать новые, заказанные уже для нее комплекты украшений, включавших алмазы, бриллианты, жемчуг, изумруды, рубины, сапфиры, опалы. По случаю рождения сына - короля Рима - в 1811 году он подарил ей бриллиантовое колье, которое хранится сейчас в коллекции Смитсоновского института в Вашингтоне.

Диадема - подарок Жозефине от сестры Наполеона Каролины Мюрат.

Диадема из комплекта, изготовленного в Париже в 1808 году. Подарок Жозефине от сестры Наполеона Каролины Мюрат, королевы Неаполя.

Костюмы и платья того времени служили прекрасным фоном для цветных камней. Дизайны украшений этого периода не выглядят избыточными. Они сдержанно холодноваты, гирлянды лавровых листьев и ленты с древнегреческими орнаментами располагаются с геометрической точностью и равновесием. Художественные идеи заимствовались из античных архитектурных деталей. Комплекты украшений обычно состояли из ожерелья, пары браслетов, висячих серег, пряжки для пояса и четырех видов украшений для волос: гребня, тиары, диадемы и бандо. Украшения могли быть только бриллиантовыми, однако большие цветные драгоценные камни зачастую обрамлялись мелкими бриллиантами. В то время Бразилия оставалась главным поставщиком алмазов, а Амстердам - основным центром их огранки. Большей популярностью пользовались камни с бриллиантовой огранкой, меньшей - с огранкой "роза". Их закрепляли в серебро, часто на основе из золота, а цветные камни сажали в золото.

Эффекты, графика ампира, его линии и художественные формы легко читаются в ювелирных украшениях. Такова диадема императрицы Елизаветы Алексеевны (урожденной немецкой принцессы Луизы-Марии-Августы Баден-Баденской) - супруги российского императора Александра I.

Диадема императрицы Елизаветы Алексеевны

Особенные камни, а тем более ценные, часто переживают своих владельцев. Как, например, крупный плоский нежно-розовый бриллиант в 13 карат, принадлежавший Павлу I. Он располагается в центре диадемы из 175 бриллиантов, 1200 роз чистой воды и серебра. Умелый подбор драгоценных камней создает волнообразный блеск сверкающих старой индийской гранью бриллиантов, повторяется в ряде подвижных панделоков, придавая четкость форме и стилевое изящество всей вещи. Перекличка моды ампир с модой Древней Греции придала этому украшению особую окраску. Древнегреческие диадемы становятся позднее символами царской власти; постепенно трансформируясь, они превращались в обручи и венцы.

В конце XVIII века модно было украшать цветными драгоценными камнями диадемы таким образом, чтобы по первым буквам их названий читалось имя или какое-то слово. Пестрота изделий снижала их художественную выразительность. Безупречность форм, линий, строгость графики силуэта, орнамент, выполненный только из бриллиантов и обладающий чистотой и ясностью рисунка - все это характерно для произведений стиля ампир. Диадема хранится в Алмазном фонде, как и Малая императорская корона, которая была возложена на голову Елизаветы Алексеевны во время коронации. Ее выполнили братья Дюваль в 1801 году. Эти ювелиры раньше переделали Большую корону, созданную Иеремией Позье для Екатерины Великой. Павел I, который не любил свою мать, обратился к ним с просьбой изменить корону. Она и специально выполненная Малая императорская короны сначала были созданы по случаю первой в истории совместной коронации - Павла I и его супруги Марии Федоровны. Общий вес Малой короны - 378 граммов. Удивительно, как удалось мастерам Дюваль придать коронационному предмету, предназначенному для особого случая, легкость и изящество женского украшения, будто сотканного из бриллиантового кружева. Эта корона начала ХIХ века из 48 крупных (от 2 до 9 карат) и 200 мелких бриллиантов чистой воды и серебра соответствовала художественным принципам нарождавшегося ампира. Как украшения, венчающие Жозефину (подаренные ей сестрой Наполеона, королевой Неаполя Каролиной Мюрат): диадема, брошь, серьги и гребень, созданные из золота в сочетании с резными камеями, так и "простой" женский гребень (работы российского мастера) из рога с золотом, эмалью и камеей - вещи выполнены согласно всем стилистическим законам стиля империи.

Малая императорская корона. 1801 г.

Начало века знаменуется широкой популярностью резных камей. Мелкая пластика в камне увлекла и французов, и русских. Наполеон выбрал камеи для украшения своей короны при коронации в 1804 году. Его интерес к камеям был столь велик, что на следующий год он основал французскую школу резьбы по камню. Для него эти камни олицетворяли связь с древними империями Греции и Рима. Другие члены его семьи тоже с удовольствием носили украшения с камеями в сочетании с бриллиантами или просто в золоте с эмалью. У Жозефины была тиара, вырезанная из большой раковины, покрытая мифологическими сценами, которую затем оправили в золото. Мари-Луиза получила комплект, включавший двадцать четыре древних камеи, заимствованных из коллекции французских королей. В 1805 году "Дамский Журнал" (Journal des Dames) писал по этому поводу, что камеи, старинные или современные, вырезанные из раковин, никогда раньше не были так модны: теперь "модные женщины носили камеи на поясах, камеи в ожерельях, камею в каждом браслете, камею в диадеме". Эту моду поддерживала сама Жозефина, у которой был большой выбор не только старинных поделок, но и современных камей, присланных ей из Италии сестрой Наполеона Каролиной Мюрат, чей муж в 1808 году стал королем Неаполя.

Лучшие ювелиры России создавали камеи, камеи привозились из-за границы. Они на какое-то время даже затмили бриллианты и самоцветы. Из камей создавали браслеты и комплекты украшений, камеи использовали для брошей, пряжек, ожерелий, колец, кулонов. Тонкая серебряная или золотая оправа играла лишь второстепенную роль, удерживая камень в нужном месте. Камеи прекрасно сочетались с бриллиантами и жемчугом. У высшей российской знати камеи стали чрезвычайно популярными, поскольку были символами любимой античности, которые можно носить при себе. Агатовая камея - голова Афины Паллады с оливковой ветвью на шлеме и головой медузы Горгоны на щите - украшена орнаментом из бриллиантов и алмазов в золоте и серебре. Предположительно, эта брошь была подарком княгине Марии Павловне (третьей дочери императора Павла I), преподнесенным в день ее бракосочетания с наследным принцем Карлом-Августом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским в 1804 году. Камея олицетворяла незаурядные качества новой владелицы, достойной внучки Екатерины Великой, для которой Минерва (Афина) была важной персоной. Мы знаем много портретов Екатерины в образе этой богини. А Марию Павловну считали "одной из лучших и выдающихся женщин своего времени". Она покровительствовала И.В.Гете, И.Ф.Шиллеру, И.Г.Гердеру, К.М.Виланду, Ф.Листу. Крупные бриллианты чистой воды - достойное обрамление достойного образа и типично ампирная стилистика всей броши в целом.

Камея. Агат, золото, бриллианты, бериллы, перламутр. Москва, 2003 г.

Украшения стали надевать в большом количестве. Дамы носили по кольцу почти на всех пальцах сразу, на руках у них красовалось множество разных браслетов. Прически украшали диадемами, золотыми обручами, венками из золотых, серебряных дубовых или лавровых листьев или колосьев. В начале ХIХ века интерес к античности выразился в увлечении полупрозрачными тканями. Платья шились так, чтобы фигура просвечивалась. Если у женщины полностью были видны ноги, это считалось признаком хорошего вкуса. К таким платьям надевали специальные ножные браслеты: один - на щиколотке, другой - выше колена. Столь же привычной частью туалета становится брошь.

В Британии к середине века очень популярными стали возрожденные и стилизованные ирландские кольцевые броши XVII-XVIII веков для шалей. Утверждение стиля ампир означало, в общем, перемену формы: в ювелирных украшениях появляются более сдержанная геометричность, строгость и некоторая холодность.

Uuu.ru

Архив выпусков

 
-->