По статистике самым распространенным объектом коллекционирования в мире является мебель. На втором месте расположились предметы декоративно прикладного искусства – вазы и люстры. И хотя крупнейшие мировые аукционные дома проводят торги Lamp & Glass довольно часто (по меньшей мере, раз в месяц), интерес коллекционеров к ним не угасает. Что касается цен на стеклянные изделия известных марок, то они растут в среднем на 10% каждое десятилетие и подчас составляют конкуренцию ценам на драгоценности. Больше всего спросом пользуются вазы, лампы и витражи из цветного стекла таких марок, как Tiffany, Lalique, Venini или Murano. Эти фирмы поддерживают интерес к своей продукции уже около столетия. Венецианское стекло, производимое мануфактурами острова Murano, расположенного в полутора километрах от Венеции, пользуется славой еще с VIII в. В начале 90-х гг. новым веянием моды стало коллекционирование именных стеклянных вещиц, сделанных этими фирмами в соавторстве с такими известными итальянскими дизайнерами, как Карло Скарпа (Carlo Scarpa), Джанни Версаче (Gianni Versace), Паоло Сегузо (Paolo Seguso), Архимеде Сегузо (Archimede Seguso), Джеймс Карпентер (James Carpenter), Серджио Калатрони (Sergio Calatroni), Алессандро Мендини (Alessandro Mendini), Тутс Зински (Toots Zynsky), Алессандро Диаз де Сантиллана (Alessandro Diaz De Santillana), Лаура Диаз де Сантиллана. Подобным коллекционированием фанатично увлекался и сам Джанни Версаче. В конце мая Sotheby's продал с аукциона около двухсот наименований стеклянных ваз от итальянских кутюрье, которые великий маэстро моды хранил в своем нью-йоркском особняке на Upper East Side.
Летний сезон торгов декоративным искусством из стекла начался триумфом американской марки Tiffany. 8 июня в Нью-Йорке и в Майне (США) два американских аукционных дома Doyle New York и James D. Julia Auctions провели торги, где топ-лотами стали лампы из цветного стекла, дизайн которых разработал родоначальник американского модерна и сын основателя компании Tiffany & Company Луис Комфорт Тиффани (Louis Comfort Tiffany, 1848–1933). Настольная лампа «Лилия» (Lily), выполненная в виде 18 цветков лилии, ушла с торгов Doyle за $90 тыс. при эстимейте $50–70 тыс. В начале ХХ столетия «Лилия» входила в перечень «Знаменитые вещи знаменитых дизайнеров 1900–1910» вместе с креслом Чарльза Макинтоша (Charles Rennie Mackintosh, 1868–1928) и рамкой для фотографий Карло Бугатти (Carlo Bugatti, 1856–1940). В этот же день другая настольная лампа Луиса Тиффани (Tiffany studious fish lamp) – «Рыбы», – с мозаичным абажуром, декорированным пятью рыбками, была продана на торгах James D. Julia Auctions за $140 тыс. при стартовой цене в $60–65 тыс. И хотя лампы Луиса Тиффани котируются на мировых аукционах выше всего, сам мастер им большого значения не придавал. Его истинной страстью и гордостью были витражи. Тиффани называл их «гранью двух миров», потому что они объединяли реальный и сказочный миры, делали невидимым внешнее и перевоплощали внутреннее пространство. Декоративный театральный витраж из цветной мозаики Tiffany был продан у James D. Julia Auctions за $40 тыс. при эстимейте – $15–20 тыс. Стоит отметить что стеклянные изделия от европейских дизайнеров – Laligue и Venini – пользовались на американских аукционах гораздо меньшим успехом.
Следующее событие летнего сезона, посвященное коллекционному стеклу и лампам, проходило 6 июля на Christie’s в Лондоне. Там экспонировалось собрание Кристофера Рея (Christopher Wray), состоявшее более чем из 250 ламп, канделябров и подсвечников 1840–1960 гг. Пресса называла коллекцию Рея «собранием ламп всех возрастов, полов, вкусов и социальных слоев» по причине относительно невысоких цен – от £300 до 5 тыс. Сенсаций не было, самым дорогим лотом стала викторианская люстра с одиннадцатью лампами приблизительно 1900 г., проданная за цену около £6 тыс. То же самое можно было сказать и о торгах Bonhams Asian Art, European Ceramics & Glass, проходивших в Эдинбурге 20 июля. В стринге стекла победили вазы цвета рубина из богемского стекла XIX столетия. Вазы были украшены портретами молодой дамы в голубом платье. При эстимейте £400–600 они были проданы за £1,5 тыс. (лот № 141). Очевидно, что самые громкие события в мире антикварного стекла аукционные дома отложили на осень. 9 сентября в Нью-Йорке в галерее Christie's на Rockefeller Plaza пройдет аукцион 20th Century Decorative Art & Design, основным моментом события станет частная коллекция предметов легендарной марки Laligue. Потенциальный топ-лот – покрытая серебристой эмалью ваза «Вихри» (Tourbillons) 1926 года, выставляется с эстимейтом – £40–50 тыс. Другая восхитительная ваза «Вакханки» (BACCHANTES) 1927 года оценивается в £28–32 тыс. На ее корпусе из опалового стекла изображены 10 танцующих нимф. Из-за радужной игры цветов их фигуры кажутся отлитыми из бронзы. Кстати, «Вакханки» будут присутствовать на торгах в другой вариации – из желтого стекла. (лот № 79) Эстимейт желтой вазы чуть ниже опаловой – £18–22 тыс.
С таким же эстимейтом экспонируется еще один «женский» шедевр Laligue – «Обнаженная в плюще на подиуме» (Grande nue socle lierre) 1919 года. Женская фигура показана с удивительной нежностью. Это, пожалуй, одна из самых эротичных работ Лалика-страшего (Rene Laligue, 1860–1945), главным персонажем творчества которого была совершенная в своей красоте женщина. Как и Луис Тиффани, Рене Лалик начинал свою карьеру с ювелирного искусства. В 1885 году он прославился знаменитыми украшениями «ар нуво». В 1910 году он оставляет драгоценные камни ради новой страсти – простого стекла, и в 1922 году в городе Wingen-sur-Moder провинции Эльзас открывает завод по производству стеклянных изделий. С тех пор вот уже на протяжении 90 лет предметы интрьерного искусства Laligue являются обитателями самых богатых резиденций и самых престижных антикварных галерей, благодаря высоким стандартам качества и уникальности дизайна. Кстати, утонченная клиентура «Лалик» объединилась в частном обществе «Lalique Collectors Sosiety», которое насчитывает более 10 000 членов по всему миру. Еще одно грандиозное событие ждет собирателей изящного стекла 13 сентября в Венеции. Там аукционный дом Sotheby's организует настоящий праздник старинного муранского стекла. Особое внимание будет заслуживать стеклянная бижутерия Мурано, переливающаяся всеми оттенками венецианских карнавалов. |
Antiq.info