Страна Маргуш... Где истоки этого волнующего душу слова, вошедшего в мировую историю символом нераскрытой тайны времен? Сегодня, спустя едва ли не 4 тысячелетия, благодаря подвижническому труду историков и археологов загадочная Маргиана не просто вышла из тени забвения, но обозначила свое истинное место в развитии человечества как пятый центр мировой цивилизации.
В ряду коллекций, размещенных в просторных залах Национального музея Туркменистана, особое место занимают экспонаты, в значительной степени раскрывающие неведомые ранее страницы истории удивительного феномена - искусства мастеров и художников древнего Маргуша.
Необыкновенно сильное и глубокое чувство рождают они своей ошеломляющей явью, своей материальной и духовной неоспоримостью. Мы никогда не узнаем имена тех безвестных мастеров, которые создавали непревзойденную по изяществу тончайшую керамическую посуду, чьи образы застыли в загадочных статуэтках из глины, камня, металла. Но в тишине вящего озарения уловим пульс, живое натяжение пронзительно звенящей нити времени, протянувшейся от рук неведомого маргушского мастера к нам, а через нас - в вечность.
Маргуш, его храмы, дворцы, предметы прикладного искусства - это застывший, торжественно-возвышенный гимн Солнцу, а значит, радости и самой жизни. Отвоеванный у неумолимо беспощадного времени, Маргуш позволяет возродить в сознании нынешнего поколения Храм нашей памяти.
В результате более чем 30-летних археологических раскопок в стране Маргуш из-под тысячелетних грунтовых наслоений извлечено огромное количество самых разнообразных предметов - изделий древних мастеров. Среди большого разнообразия находок наиболее яркое впечатление производят изделия ювелиров, а иные смело можно причислить к шедеврам ювелирного искусства мирового значения.
Бессменный руководитель туркмено-российской экспедиции в Гонур-депе - столице древней Маргианы, известный ученый, профессор Российской академии наук В.И.Сарианиди в своем эксклюзивном интервью любезно ответил на вопросы нашего корреспондента относительно важнейшего аспекта древней маргианской культуры ювелирного искусства.
- Уважаемый Виктор Иванович, поясните, пожалуйста, каковы основные направления развития торевтики (искусства обработки металлов), позволившие древним мастерам Маргуша создавать столь прекрасные произведения ювелирного искусства?
- Характерной чертой металлообрабатывающего производства страны Маргуш было прогрессивное развитие литейной техники. Причем, тенденция к повышению качества фиксируется на всех этапах, начиная с древнейших времен. Развитие шло по линии освоения новых приемов - от литья в открытые формы до сложнейших отливов по восковой модели в неразъемные формы, литье в формы со вставными деталями, разработки рецептуры новых сплавов, обработки тончайшей методики работы с ними. На рубеже III - II тыс. до н.э. литейное дело предстает как развитое, хорошо технически оснащенное производство.
Это был очень сложный комплекс работ - изготовление форм и моделей, подбор правильного соотношения металлов в сплавах, плавка металлов, заливка форм, последующая обработка полученных отливок. Все это требовало соответствующего сырья, специальных инструментов, оборудования, но самое главное - высокого профессионализма мастеров.
- Такой высокий уровень мастерства маргушских ювелиров очевидно позволяет выделить эту категорию ремесленников в самостоятельную, специализированную социальную группу, а их деятельность - в отдельную отрасль Маргуша, основанную, как известно, на высокопродуктивном земледелии.
- Совершенно верно. Богатые урожаи зерновых, стада домашнего скота - плоды упорного повседневного труда маргушцев создали в этой удивительной стране обширный социальный слой населения (до 80%), который мы назвали бы сейчас "средним классом". Если проанализировать состав потребительских приношений в некрополе Гонура, сразу же бросаются в глаза зажиточность погребенных здесь людей, семейный достаток подавляющего большинства жителей Великой Дельты: в каждом, даже самом бедном доме присутствуют ювелирные украшения, хотя и различающиеся по степени ценности. А это показатель очень высокого спроса на металлические изделия, прочно вошедшие в быт населения.
Такой спрос мог быть удовлетворен исключительно за счет роста производительности труда ювелиров, основанной на специализации и дифференциации их трудовой деятельности. Поэтому, несомненно, ювелирное дело в Маргуше переросло с совершенно самостоятельную отрасль хозяйства.
Однако и сам этот вид искусства распался на ряд отдельных производств. В период расцвета цивилизации эта специализация в торевтике обозначилась достаточно четко.
Такие высокохудожественные изделия, как булавки с фигурными навершиями или перегородчатые печати со сложными замысловатыми антропо- и зооморфными изображениями, заключившими в себе сюжетные, вероятнее всего сакральные сцены, требовали не только мастерства, но и художественного вкуса, таланта. Несомненно, выполнялись они мастерами-ювелирами наивысшей квалификации.
Это были не только литейщики, но и художники, люди творческого склада ума.
- Однако для того, чтобы изготовить высокохудожественное изделие, нужно до тонкостей знать химию, физику, словом, все свойства и возможности металлов. Неужели маргушцы в столь давние времена владели и этими секретами, которые и в наши дни по плечу далеко не каждому?
- Несомненно, владели, и это - одна из интригующих загадок древних мастеров-ювелиров Маргуша. Металлургия - сложнейшая наука, однако маргушцы, и это непостижимо, владели этой наукой блестяще. Трудно в это поверить, но факты говорят за себя.
Химико-физический анализ наших находок красноречиво и неопровержимо свидетельствует: маргушцы достигли в своем мастерстве таких высот, каких не достиг никто в описываемый период. Например, высокосвинцовистые бронзы требовали увеличения скорости заливки металла при минимально допустимой температуре, сильного перемешивания металла, не допускали деформацию в горячем состоянии. Высокомышьяковистые сплавы хорошо поддавались холодной и горячей деформации только до определенной концентрации мышьяка, в то же время примесь свинца в большинстве мышьяковистых сплавов ограничивала рамки температурного режима.
Особого отношения требовали оловянистые сплавы, способы обработки которых находились в прямой зависимости от диапазонов концентраций.
Поразительно! - древним мастерам был известен такой специальный прием обработки отливок из оловянистой бронзы, как длительный обжиг! А ведь мы все еще наивно считаем это изобретением гораздо позднего времени, отстоящем от эпохи Маргуша на тысячи лет. Эта технология предусматривает заготовки при температуре 700-750 оС в течение 48 часов!
Такой уровень знаний металлургов Маргуша в преимущественно земледельческом оазисе на краю бескрайних Каракумов просто поразителен и вместе с тем представляет собой еще одну загадку, которая - Бог весть - когда-нибудь будет раскрыта. Маргуш неохотно раскрывает свои тайны.
- Как известно, литье - это первичная фаза в обработке металлов. Однако дальнейшая работа с отливкой, очевидно, также требовала немалых усилий и знаний?
- Мастера Маргуша, работавшие с металлом, освоили еще одну специальность, казалось бы, не столь сложную, но не менее ответственную - литейщик-кузнец. Эти мастера изготавливали инструменты, оружие, некоторые орудия труда. Для получения качественных изделий необходимо было использовать специальные приемы в зависимости от типа сплава.
Кузнечная продукция составляла меньшую долю в производстве - это в основном были несложные изделия бытового назначения - шитья, прополки, иглы, крючки, некоторые простые украшения типа гладкопроволочных височных колец и браслетов. Причем, основой кузнечного производства был литой полуфабрикат - пруток традиционной формы, генетически связанной с материалами памятников подгорной полосы Копетдага и позволявшей с помощью различных приемов свободной ковки быстро и легко формировать нужные изделия.
- Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о существовании двух равнозначных способов обработки металла - точное литье и кузнечное дело?
- Было бы ошибочным рассматривать данный вопрос столь упрощенно. Разделение труда между мастерами было не только внутри одного производственного участка, но гораздо шире. Оно зашло так далеко, что дифференциация профессионалов отразилась даже в топографии найденных нами изделий.
Литейная продукция представлена больше на центральных памятниках Маргуша, кузнечная - на мелких поселениях. При этом обращает на себя внимание именно наличие кузнечных инструментов (зубила, пробойники и т.п.).
Можно предположить, что литейное производство, связанное со сложным оборудованием и инструментарием, было сосредоточено в таких, например, крупных центрах, как Гонур. Здесь работали литейщики, литейщики-кузнецы, литейщики-ювелиры, тогда как на поселениях сельской округи трудились только кузнецы, получавшие от литейщиков слитки-полуфабрикаты.
В целом металлообрабатывающее производство в стране Маргуш предстает как сложная разветвленная, тесно взаимосвязанная система - самостоятельная отрасль хозяйства. А это характерная черта сложившейся здесь раннегородской цивилизации древневосточного типа.
- Итак, можно сделать вывод о том, что в целом высокохудожественные произведения ювелирного искусства, созданные талантливыми мастерами-профессионалами, имели приблизительно один, с небольшими отклонениями в художественном и техническом исполнении уровень, поскольку уровень мастерства ремесленников-ювелиров также был приблизительно равным?
- Работая на раскопках страны Маргуш десятилетиями, мы тоже придерживались такого же мнения, пока весной 2004 года не сделали открытие, которое сразу же стало сенсацией. Нам посчастливилось обнаружить царский некрополь. Роскошное убранство погребальных камер, настенные мозаичные панно, колесницы, символ царской власти - скипетр и др. не оставляли сомнений - перед нами захоронения лиц, имевших в Маргуше высший социальный статус - правитель, верховный жрец.
Когда-то усопшие были облачены в богатые одежды, обильно усыпанные ювелирными украшениями. Столь же богатыми были и погребальные приношения. К сожалению, до нашего времени дошла лишь незначительная их часть, так как в период угасания Гонура и оставления столицы обитателями некрополь неоднократно разграбляли и многие бесценные материальные свидетельства блиставшего некогда царства утрачены безвозвратно.
Но даже то количество предметов ювелирного искусства, которое удалось обнаружить поражает воображение своим невиданным совершенством.
Среди них два изумительных миниатюрных произведения, воспроизвести которые способен далеко не каждый ювелир XXI века, вооруженный несравнимым с маргушским суперсовременным оборудованием, вплоть до сложнейшей электронной техники.
В одном из захоронений среди золотых лепестков восьмиконечной звезды (Звезда Огуз хана?) обнаружена булавка с золотым навершием в виде крохотной, всего 10 мм скульптурной фигурки джейрана. Ее венчают искусно прорисованные гофрированные рога. Различимы даже мышцы на ногах, крошечный хвостик и уши.
Еще большее восхищение вызывает семимиллиметровая фигурка льва, выточенная из бирюзы. Лев припал к земле, готовясь к прыжку, его хвост с кисточкой прижат к телу, уши настороженно подняты, пасть хищно оскалена, а когти впились в землю. Обе фигурки потрясающе реалистичны, полны внутренней динамики и экспрессии.
Эти изделия почти невозможно подробно даже разглядеть невооруженным глазом, а изготовить, не имея специальных оптических приспособлений, - тем более. Очевидно, что такие приспособления все же были - лупа, например. Однако до сих пор нами в раскопах некрополя Гонура ничего подобного не обнаружено. Скорее всего, в некрополе их и не было никогда - искать нужно там, где находились ювелирные мастерские, - в помещениях Гонура, где трудились ювелиры.
Вместе с тем сам факт существования столь крохотных и тонко выполненных ювелирных изделий указывает на наличие в Гонуре ювелирных мастерских особо высокого уровня профессионализма, удовлетворявших потребности "двора" - высшей аристократии. Словом, чрезвычайно узкого круга правителей страны Маргуш.
Не меньшего внимания заслуживает и стержень булавки. Это первый образец железа, найденный в изученных слоях всей страны Маргуш.
Поскольку оно использовано для крепления драгоценностей, то можно предположить, что это метеоритное железо. Окончательный ответ дал химический анализ стержня. Однако, если анализ не даст положительного ответа о космическом происхождении этого железного стержня, то перед нами еще одна загадка древних ювелиров - знание и умение обработки изделий из этого металла, а это тоже, как минимум, сенсация. Человечество 4 тысячи лет назад этого еще не знало. В этом случае нация и ремесла Маргуша опережали время на тысячи лет!
- Каковы дальнейшие планы совместной туркмено-российской археологической миссии в стране Маргуш?
- Прекрасная страна Маргуш - неисчерпаемый кладезь загадок и тайн. Еще многие поколения археологов будут «ломать копья» в дискуссиях о значении этого неповторимого феномена всемирной истории в контексте мировой цивилизации.
Наша экспедиция осенью 2005 года продолжит самые активные поиски ответов на множество еще не разрешенных вопросов. По моему глубокому убеждению, на исходе этого богатого на события года нас ждут новые, необычайно яркие и, возможно, сенсационные открытия.
Маргуш - это исторический, философский и эстетический клондайк. Он неисчерпаем, как неисчерпаемо и все историко-культурное наследие туркменского народа.
Владимир ТЮНИБЕКЯН Фото Х.МАГАДОВА
На снимках: • навершие булавки в виде джейран; • лев - минискульптура из бирюзы • «каменный цветок» • булавка с навершием в форме верблюда • мужское украшение - ожерелье из камней и бронз |
Turkmenistan.gov.tm