Интернет затягивает россиян

Анна Попова

Аналитики полагают, что число тех, кто воспринимает Интернет в качестве основного источника информации, растет весьма высокими темпами

По оценкам экспертов, число пользователей российского Интернета на данный момент составляет 17,6 млн человек и к концу 2005 г. возрастет еще на треть. При этом увеличивается доля тех, кто использует сеть в качестве основного источника информации. По данным исследования ВЦИОМ, сегодня каждый десятый житель России выбирает именно Интернет, причем среди аудитории в возрасте от 18 до 24 лет доля его пользователей составляет 26%. За рубежом взрывной рост аудитории сети привел к тому, что рынок печатных изданий структурировался, а его участники пересмотрели свою политику. В России прогнозируемое увеличение пользователей сетевых информационных ресурсов может привести к таким же последствиям в самые ближайшие сроки.

По данным исследования ВЦИОМ, наиболее востребованным источником информации в стране по-прежнему остается телевидение, что, в общем, и понятно, поскольку эфирным вещанием охвачено около 90% населения. Менее популярны центральные радио и пресса, что тоже объясняется территориальными особенностями. Например, в Москве и Санкт-Петербурге федеральные каналы выбирают 82%, в глубинке — 72%, а радио — 46% и 24% соответственно. Интернетом как основным источником информации пользуются 21% москвичей и петербуржцев, 9-12% респондентов из других городов и 3% сельских жителей. Причем наименьшей популярностью сеть пользуется у людей в возрасте от 60 лет, а наибольшей — среди респондентов в возрасте от 18 до 24 лет — ее выбирают 26%. Аналогичные показатели демонстрируют опросы других компаний. Так, по данным опроса исследовательского холдинга ROMIR Monitoring, активная аудитория российского Интернета составляет 13% от всего населения страны. При этом новостные сайты посещают 62% пользователей. «Динамика роста его аудитории положительная, особенно в референтных группах — среди представителей бизнеса, молодых менеджеров, — прокомментировал ситуацию RBC daily директор по исследованиям холдинга Петр Залесский. — При этом в качестве альтернативы традиционным СМИ Интернет выступает в молодежной среде. Мы также отмечаем тенденцию замещения в этой группе радио и телевидения: им на смену пришли различные сетевые форумы, ICQ и тому подобное».

Об этом же говорят и участники интернет-рынка. «По оценкам ряда экспертов, число пользователей Интернета в России составляет 17,6 млн человек, а к концу года оно вырастет еще на треть, — говорит представитель компании «Бегун» Алексей Шехов. — Подобная динамика сохранится и в ближайшие годы: подрастают новые поколения, которые уже не могут себя представить вне «паутины». Таким образом, перспективы Рунета выглядят весьма радужно». По словам г-на Шехова, пока остается нерешенной проблема повсеместного использования сети, в особенности это касается регионов — основного потенциала для роста аудитории. «Нельзя не отметить и болезненный финансовый вопрос, — считает собеседник RBC daily. — Пока цена находится на существующем уровне, менее обеспеченные слои населения не смогут подключиться к Интернету, а обеспеченные уже подключены. Возникает замкнутый круг, и единственный выход — снижать цены и на подключение, и на оргтехнику». Тем не менее как источник информации сетевые ресурсы уже совершенно спокойно конкурируют с печатными изданиями, и в дальнейшем их аудитория будет лишь увеличиваться. А с решением технических проблем в регионах, по мнению Алексея Шехова, они создадут серьезную конкуренцию бумажным изданиям.

Именно так развивалась ситуация за рубежом. По данным исследования компании Microsoft, проведенного в странах Европы, сегодня уже 60% населения там считают Интернет более важным источником информации, чем остальные. «Западные тенденции нельзя рассматривать в отрыве от экономической ситуации, — считает Петр Залесский. — Там больше предложений платного телевидения, а печатные издания довольно дороги. Поэтому дешевый доступ в сеть — выгодная альтернатива. России до этого еще пока далеко, хотя определенные тенденции уже намечаются». Иного мнения придерживаются в Ассоциации распространителей периодической печати (АРПП). «На западе Интернет как ресурс СМИ убивает ежедневные газеты, — сказал RBC daily председатель правления организации Александр Оськин. — А Россия в медиасегменте отстает от европейских стран в среднем на 3-5 лет. Тем не менее, изучив иностранный опыт, мы пришли к следующим выводам: сетевые ресурсы не столько угрожают, сколько провоцируют структуризацию печатного рынка, издатели более четко позиционируют свою продукцию».

Например, как рассказал г-н Оськин, за рубежом снижается число ежедневных газет — они не в состоянии конкурировать с сетевыми, а также с телевидением. В итоге многие из них переходят на другой график: выходят один или несколько раз в неделю, причем тиражи выходных дней могут превышать суммарные за неделю. При этом печатные СМИ, которые уже оценили свой сетевой потенциал (широко распространены случаи, когда газеты и журналы теряли своих подписчиков, которые предпочитали читать их материалы на сайтах, а не в бумажном варианте), сейчас переводят свои интернет-ресурсы на платную основу. «Полагаю, у нас будет такая же ситуация, — считает Александр Оськин. На мой взгляд, этот сегмент развивается подобно рынку мобильной связи. По темпам его роста мы опережаем Европу. Того же можно ожидать и от Интернета. Ведь рост покупательной способности населения приводит к изменениям спроса, поэтому число пользователей сетевых изданий будет увеличиваться».

Rbcdaily.ru

Архив выпусков

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->