Аналитики полагают, что число тех, кто воспринимает Интернет в качестве основного источника информации, растет весьма высокими темпами
По оценкам экспертов, число пользователей российского Интернета на данный момент составляет 17,6 млн человек и к концу 2005 г. возрастет еще на треть. При этом увеличивается доля тех, кто использует сеть в качестве основного источника информации. По данным исследования ВЦИОМ, сегодня каждый десятый житель России выбирает именно Интернет, причем среди аудитории в возрасте от 18 до 24 лет доля его пользователей составляет 26%. За рубежом взрывной рост аудитории сети привел к тому, что рынок печатных изданий структурировался, а его участники пересмотрели свою политику. В России прогнозируемое увеличение пользователей сетевых информационных ресурсов может привести к таким же последствиям в самые ближайшие сроки. По данным исследования ВЦИОМ, наиболее востребованным источником информации в стране по-прежнему остается телевидение, что, в общем, и понятно, поскольку эфирным вещанием охвачено около 90% населения. Менее популярны центральные радио и пресса, что тоже объясняется территориальными особенностями. Например, в Москве и Санкт-Петербурге федеральные каналы выбирают 82%, в глубинке — 72%, а радио — 46% и 24% соответственно. Интернетом как основным источником информации пользуются 21% москвичей и петербуржцев, 9-12% респондентов из других городов и 3% сельских жителей. Причем наименьшей популярностью сеть пользуется у людей в возрасте от 60 лет, а наибольшей — среди респондентов в возрасте от 18 до 24 лет — ее выбирают 26%. Аналогичные показатели демонстрируют опросы других компаний. Так, по данным опроса исследовательского холдинга ROMIR Monitoring, активная аудитория российского Интернета составляет 13% от всего населения страны. При этом новостные сайты посещают 62% пользователей. «Динамика роста его аудитории положительная, особенно в референтных группах — среди представителей бизнеса, молодых менеджеров, — прокомментировал ситуацию RBC daily директор по исследованиям холдинга Петр Залесский. — При этом в качестве альтернативы традиционным СМИ Интернет выступает в молодежной среде. Мы также отмечаем тенденцию замещения в этой группе радио и телевидения: им на смену пришли различные сетевые форумы, ICQ и тому подобное». Об этом же говорят и участники интернет-рынка. «По оценкам ряда экспертов, число пользователей Интернета в России составляет 17,6 млн человек, а к концу года оно вырастет еще на треть, — говорит представитель компании «Бегун» Алексей Шехов. — Подобная динамика сохранится и в ближайшие годы: подрастают новые поколения, которые уже не могут себя представить вне «паутины». Таким образом, перспективы Рунета выглядят весьма радужно». По словам г-на Шехова, пока остается нерешенной проблема повсеместного использования сети, в особенности это касается регионов — основного потенциала для роста аудитории. «Нельзя не отметить и болезненный финансовый вопрос, — считает собеседник RBC daily. — Пока цена находится на существующем уровне, менее обеспеченные слои населения не смогут подключиться к Интернету, а обеспеченные уже подключены. Возникает замкнутый круг, и единственный выход — снижать цены и на подключение, и на оргтехнику». Тем не менее как источник информации сетевые ресурсы уже совершенно спокойно конкурируют с печатными изданиями, и в дальнейшем их аудитория будет лишь увеличиваться. А с решением технических проблем в регионах, по мнению Алексея Шехова, они создадут серьезную конкуренцию бумажным изданиям. Именно так развивалась ситуация за рубежом. По данным исследования компании Microsoft, проведенного в странах Европы, сегодня уже 60% населения там считают Интернет более важным источником информации, чем остальные. «Западные тенденции нельзя рассматривать в отрыве от экономической ситуации, — считает Петр Залесский. — Там больше предложений платного телевидения, а печатные издания довольно дороги. Поэтому дешевый доступ в сеть — выгодная альтернатива. России до этого еще пока далеко, хотя определенные тенденции уже намечаются». Иного мнения придерживаются в Ассоциации распространителей периодической печати (АРПП). «На западе Интернет как ресурс СМИ убивает ежедневные газеты, — сказал RBC daily председатель правления организации Александр Оськин. — А Россия в медиасегменте отстает от европейских стран в среднем на 3-5 лет. Тем не менее, изучив иностранный опыт, мы пришли к следующим выводам: сетевые ресурсы не столько угрожают, сколько провоцируют структуризацию печатного рынка, издатели более четко позиционируют свою продукцию». Например, как рассказал г-н Оськин, за рубежом снижается число ежедневных газет — они не в состоянии конкурировать с сетевыми, а также с телевидением. В итоге многие из них переходят на другой график: выходят один или несколько раз в неделю, причем тиражи выходных дней могут превышать суммарные за неделю. При этом печатные СМИ, которые уже оценили свой сетевой потенциал (широко распространены случаи, когда газеты и журналы теряли своих подписчиков, которые предпочитали читать их материалы на сайтах, а не в бумажном варианте), сейчас переводят свои интернет-ресурсы на платную основу. «Полагаю, у нас будет такая же ситуация, — считает Александр Оськин. На мой взгляд, этот сегмент развивается подобно рынку мобильной связи. По темпам его роста мы опережаем Европу. Того же можно ожидать и от Интернета. Ведь рост покупательной способности населения приводит к изменениям спроса, поэтому число пользователей сетевых изданий будет увеличиваться». |
Rbcdaily.ru