В последние годы российская ювелирная промышленность отметила значительный рост, однако предстоящее присоединение к ВТО может радикально изменить ситуацию, отобрав у российских предпринимателей контроль над некоторыми стратегическими областями в производстве ювелирных изделий. В отличие от СССР, где 25 заводов удовлетворяли спрос на ювелирные изделия, в России в конце 2003 г работало 6500 предприятий, специализирующихся на производстве ювелирных изделий всех видов. Для того, чтобы заниматься подобной деятельностью, российские предприятия должны получить от властей лицензию и специальную регистрацию. В последние годы число предприятий, специализирующихся на производстве ювелирных изделий, увеличивается в год в среднем на 15-17%. Ювелирная российская промышленность разделена на предприятия, которые производят изделия из драгоценных металлов (золото, серебро, платина и палладий) и с камнями (драгоценными, полудрагоценными и синтетическими), а также из других материалов на художественных промыслах. Набольший ассортимент составляют ювелирные изделия для женщин (кольца, цепи, серьги, браслеты, подвески и т.д.). На втором месте находятся столовые приборы (серебро и серебро с позолотой). Список замыкают сувениры различного вида. В России существует два "горячих" периода: пик продаж ювелирных изделий отмечается два раза в год, в период, предшествующий Новому Году и Рождеству и в период, предшествующий 8 марта, женскому дню. В эти периоды происходит 80% продаж. В 2003 г. в России официально была зарегистрирована продажа ювелирных изделий на сумму 1,5 миллиарда долларов. Главными "игроками" на российском рынке ювелирных изделий являются компания "Алмаз-Холдинг", которая контролирует бывшие советские ювелирные заводы в Красном Селе, Костроме, Орле, а так же завод "Топаз" в Костроме и группа "Адамас", которой среди прочих принадлежит ювелирный завод в Москве. В 2003 г. производство ювелирных изделий в России увеличилось на 30%, в то время как 15% предприятий удалось удвоить производство. Для изготовления ювелирных изделий российские предприятия в 2003 г. потребили 45 тонн золота, т.е. на 15 тонн больше по сравнению со среднегодовым потреблением в ювелирной промышленности СССР. Рост производства сопровождался все более обостряющейся конкуренцией между российскими и иностранными производителями. Внутренний российский рынок насыщен, и спрос российских потребителей, учитывая актуальную емкость рынка, удовлетворен. Стабильный рост, который продемонстрировала ювелирная отрасль России в последние годы, повлиял на разделение компаний на производящие и торгующие. Кроме этого производственный сектор разделен на три основные области, включающие в себя:
Ювелирные изделия с бриллиантами доминируют в торговле. Производство ювелирных изделий из золота растет на 30% ежегодно. Рост цены золота в январе 2004 г почти не повлиял на спрос ювелирных изделий в России. Это случилось, так как российское правительство помогло ювелирам, отменив налог с продаж и НДС на изделия, предприняв меры, которые позволили уменьшить на 10% стоимость большей части изделий. Предприятия, специализирующиеся на производстве ювелирных изделий с бриллиантами показали меньший рост, составляющий 22-23% в год. 95% бриллиантов, используемых на российских заводах, приходят из Якутии (Алроса-Саха), в то время, как 2-3% производится на северном Урале и в Архангельской области.
Спрос ювелирных изделий из платины и палладия в России очень ограничен. В момент, когда в 2002 г. в России были произведены 30 миллионов золотых и серебряных ювелирных изделий, количество украшений из платиноидов едва ли составило более 20000 штук. Ситуация парадоксальна. Россия — один из самых крупных производителей платиноидов в мире, группа Норильск-Никель в настоящее время производит 50% палладия и 14% платины. И, несмотря на это, основными производителями ювелирных изделий из платиноидов являются США и Япония. Это происходит, так как абсолютное большинство российских предприятий не имеет оборудования, необходимого для производства подобных ювелирных изделий. Кроме того, российские производители не имеют доступа к технологии пайки ювелирных изделий из платины и палладия. Припои для сварки платиноидов, которые доступны российским производителям, работают при низких температурах, которые не позволяют производить технологически сложные и художественные ювелирные изделия. Наконец, спрос тормозится высокими ценами на украшения из платины. Основными странами, официально экспортирующими ювелирные изделия в Россию, являются:
Но в то время, когда экспорт из Италии и Германии проходит через систему таможенного контроля, азиатский экспорт происходит посредством "челноков" и часто по тайным путям, трудным для контроля. По оценке независимых экспертов "серый" импорт ювелирных изделий в Россию сравним или даже превышает официальный импорт. Огромное производство украшений в Китае, Таиланде и Индии, которое достигает нескольких сотен тысяч тонн в год, и прозрачные границы способствуют росту незаконного рынка ювелирных изделий и камней. Но даже официально импортированные из юго-восточной Азии в Россию ювелирные изделия стоят меньше, чем аналогичная российская продукция. После преодоления всех таможенных процедур цена импортированного ювелирного изделия вырастает на 47%, в то время, как на прилавках магазинов цена увеличивается на 200%. Но даже и после этих "трансформаций" азиатская продукция остается конкурентоспособной с украшениями "made in Russia". Цена же импортированных итальянских ювелирных изделий с учетом всех процедур поднимается на запретный уровень. Импортируемые изделия составляют 30% от общей массы продаваемых в России ювелирных изделий. Другими словами, импортные украшения начинают диктовать свои правила российскому рынку. 2004-2005 годы станут особенно тяжелыми для ювелирной промышленности России. Рост производства ювелирных изделий (23% в год) отстает от роста импорта (2-3 раза). Однако ситуация для российских станет катастрофической после вступления России в ВТО, запланированное на 2005 г. Российское правительство должно отменить защитные меры (среди которых и квоты на импорт), которые до сих пор защищали интересы российских производств. Азиатские производители победят российских коллег в отношении цена/качество. Другая проблема связана с тем фактом, что Россия не производит технологического оборудования для ювелирной отрасли. Наконец, отсутствуют школы дизайна ювелирных изделий.
|
Newsletter dai mercati CSI