Ювелирная промышленность России

В последние годы российская ювелирная промышленность отметила значительный рост, однако предстоящее присоединение к ВТО может радикально изменить ситуацию, отобрав у российских предпринимателей контроль над некоторыми стратегическими областями в производстве ювелирных изделий.

В отличие от СССР, где 25 заводов удовлетворяли спрос на ювелирные изделия, в России в конце 2003 г работало 6500 предприятий, специализирующихся на производстве ювелирных изделий всех видов. Для того, чтобы заниматься подобной деятельностью, российские предприятия должны получить от властей лицензию и специальную регистрацию. В последние годы число предприятий, специализирующихся на производстве ювелирных изделий, увеличивается в год в среднем на 15-17%. Ювелирная российская промышленность разделена на предприятия, которые производят изделия из драгоценных металлов (золото, серебро, платина и палладий) и с камнями (драгоценными, полудрагоценными и синтетическими), а также из других материалов на художественных промыслах.

Набольший ассортимент составляют ювелирные изделия для женщин (кольца, цепи, серьги, браслеты, подвески и т.д.). На втором месте находятся столовые приборы (серебро и серебро с позолотой). Список замыкают сувениры различного вида. В России существует два "горячих" периода: пик продаж ювелирных изделий отмечается два раза в год, в период, предшествующий Новому Году и Рождеству и в период, предшествующий 8 марта, женскому дню. В эти периоды происходит 80% продаж. В 2003 г. в России официально была зарегистрирована продажа ювелирных изделий на сумму 1,5 миллиарда долларов. Главными "игроками" на российском рынке ювелирных изделий являются компания "Алмаз-Холдинг", которая контролирует бывшие советские ювелирные заводы в Красном Селе, Костроме, Орле, а так же завод "Топаз" в Костроме и группа "Адамас", которой среди прочих принадлежит ювелирный завод в Москве.

В 2003 г. производство ювелирных изделий в России увеличилось на 30%, в то время как 15% предприятий удалось удвоить производство. Для изготовления ювелирных изделий российские предприятия в 2003 г. потребили 45 тонн золота, т.е. на 15 тонн больше по сравнению со среднегодовым потреблением в ювелирной промышленности СССР.

Рост производства сопровождался все более обостряющейся конкуренцией между российскими и иностранными производителями. Внутренний российский рынок насыщен, и спрос российских потребителей, учитывая актуальную емкость рынка, удовлетворен.

Стабильный рост, который продемонстрировала ювелирная отрасль России в последние годы, повлиял на разделение компаний на производящие и торгующие. Кроме этого производственный сектор разделен на три основные области, включающие в себя:
- предприятия, использующие для собственной продукции камни первой группы (бриллианты, рубины, сапфиры и изумруды);
- предприятия, специализирующиеся на обработке золота;
- предприятия, работающие в основном с серебром.
Уменьшается количество крупных предприятий, в то время, как растет количество мелких.

Ювелирные изделия с бриллиантами доминируют в торговле. Производство ювелирных изделий из золота растет на 30% ежегодно. Рост цены золота в январе 2004 г почти не повлиял на спрос ювелирных изделий в России. Это случилось, так как российское правительство помогло ювелирам, отменив налог с продаж и НДС на изделия, предприняв меры, которые позволили уменьшить на 10% стоимость большей части изделий.

Предприятия, специализирующиеся на производстве ювелирных изделий с бриллиантами показали меньший рост, составляющий 22-23% в год. 95% бриллиантов, используемых на российских заводах, приходят из Якутии (Алроса-Саха), в то время, как 2-3% производится на северном Урале и в Архангельской области.
Производство ювелирных изделий из серебра растет с ритмом 15% в год, прежде всего благодаря увеличению импорта в Россию: в 1999-2003 г. на российском рынке доля импортной продукции из серебра возросла с 25% до 35%.

Спрос ювелирных изделий из платины и палладия в России очень ограничен. В момент, когда в 2002 г. в России были произведены 30 миллионов золотых и серебряных ювелирных изделий, количество украшений из платиноидов едва ли составило более 20000 штук. Ситуация парадоксальна. Россия — один из самых крупных производителей платиноидов в мире, группа Норильск-Никель в настоящее время производит 50% палладия и 14% платины. И, несмотря на это, основными производителями ювелирных изделий из платиноидов являются США и Япония. Это происходит, так как абсолютное большинство российских предприятий не имеет оборудования, необходимого для производства подобных ювелирных изделий. Кроме того, российские производители не имеют доступа к технологии пайки ювелирных изделий из платины и палладия. Припои для сварки платиноидов, которые доступны российским производителям, работают при низких температурах, которые не позволяют производить технологически сложные и художественные ювелирные изделия. Наконец, спрос тормозится высокими ценами на украшения из платины.

Основными странами, официально экспортирующими ювелирные изделия в Россию, являются:
- Италия
- Германия
- Китай
- Таиланд
- Индия

Но в то время, когда экспорт из Италии и Германии проходит через систему таможенного контроля, азиатский экспорт происходит посредством "челноков" и часто по тайным путям, трудным для контроля. По оценке независимых экспертов "серый" импорт ювелирных изделий в Россию сравним или даже превышает официальный импорт. Огромное производство украшений в Китае, Таиланде и Индии, которое достигает нескольких сотен тысяч тонн в год, и прозрачные границы способствуют росту незаконного рынка ювелирных изделий и камней. Но даже официально импортированные из юго-восточной Азии в Россию ювелирные изделия стоят меньше, чем аналогичная российская продукция. После преодоления всех таможенных процедур цена импортированного ювелирного изделия вырастает на 47%, в то время, как на прилавках магазинов цена увеличивается на 200%. Но даже и после этих "трансформаций" азиатская продукция остается конкурентоспособной с украшениями "made in Russia". Цена же импортированных итальянских ювелирных изделий с учетом всех процедур поднимается на запретный уровень.

Импортируемые изделия составляют 30% от общей массы продаваемых в России ювелирных изделий. Другими словами, импортные украшения начинают диктовать свои правила российскому рынку. 2004-2005 годы станут особенно тяжелыми для ювелирной промышленности России. Рост производства ювелирных изделий (23% в год) отстает от роста импорта (2-3 раза). Однако ситуация для российских станет катастрофической после вступления России в ВТО, запланированное на 2005 г.

Российское правительство должно отменить защитные меры (среди которых и квоты на импорт), которые до сих пор защищали интересы российских производств. Азиатские производители победят российских коллег в отношении цена/качество. Другая проблема связана с тем фактом, что Россия не производит технологического оборудования для ювелирной отрасли. Наконец, отсутствуют школы дизайна ювелирных изделий.
Бытует утверждение, что после вступления России в ВТО 70% российских производств будет вынуждено исчезнуть с рынка. Для того, чтобы противостоять увеличению импорта, российские производители расширяют кооперацию с заводами юго-восточной Азии, которые получают из России сырье (металл и камни) и возвращают готовую продукцию.

Newsletter dai mercati CSI

Архив выпусков

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->