Луняшин П.Д., горный инженер
В целях совершенствования учeта Правительство России приняло Постановление от 26 февраля 2021 г. № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота», которым были определены Правила функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота — ГИИС ДМДК.Законодательно создание ГИИС ДМДК было закреплено Федеральным законом от 20.06.2020 г. №188-ФЗ. Цель создания — получение, обработка, хранение и предоставление информации о происхождении и об обращении ДМДК и изделий из них, а также контроль и организация специального учета, а проще говоря, обеспечение прослеживаемости ДМДК. Также предусмотрено формирование аналитической информации о состоянии отрасли ДМДК. Согласно действующим Правилам, первичный ввод в оборот минерального сырья и продуктов его переработки в ГИИС ДМДК предусматривался при их первичной передаче другому лицу, то есть сплава Доре, шлихового золота или самородков. Понятие «оборот драгоценных металлов» означает совокупность гражданско-правовых сделок, непосредственно связанных с регистрацией перехода права собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни и иных имущественных прав.
Следует также расшифровать понятие «Минеральное сырьe при добыче золота», которое включает добытые из недр руды коренных месторождений, пески россыпных месторождений, руды и пески техногенных месторождений, а также продукты их переработки (концентраты, шлиховое золото и платина, сплав Доре, катодный металл и цинковые осадки).
Первоначально Правилами функционирования ГИИС ДМДК не было предусмотрено представление в ГИИС ДМДК информации о добытом минеральном сырье, содержащем драгоценные металлы. Однако Минфин предложил внести изменения в Постановление Правительства РФ № 270, которые полностью меняют данный подход. Разработчиком акта предложено вводить в оборот минеральное сырье с момента его добычи.
Во-первых, такой подход противоречит положениям действующих Правил функционирования ГИИС ДМДК.
Во-вторых, предлагаемая мера приведет к непосильной нагрузке на отчeтность золотодобывающих предприятий.
В-третьих, в силу специфики технологических процессов добычи, предлагаемая к вводу в ГИИС ДМДК информация не будет являться объективной и достоверной.
Это следует из того, что погрешности подсчeта запасов для рудных месторождений, согласно различным оценкам и нормативным документам, для категории С1 составляет ±40%, а для категории С2 — ±60%. Из-за этого уровень оценки содержания золота за вычетом потерь в «минеральном сырье» никогда не будет соответствовать точному определению.
Высокие погрешности исходной информации не позволят повысить прослеживаемость цепочки производства драгметаллов, а расчетные сведения о добытом минеральном сырье, содержащем драгоценные металлы, за вычетом потерь драгоценных металлов при извлечении минерального сырья из недр, не будут нести объективную информацию, что, в конечном итоге, приведет к ненадлежащему функционированию ГИИС ДМДК.
При этом действующим законодательством предусмотрена ответственность за недостоверные сведения о фактическом расходе драгоценных металлов и драгоценных камней или непредставление информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, в ГИИС ДМДК на всех этапах этого оборота.
При обсуждении нормативного акта совершенно не была учтена позиция золотодобывающих предприятий и Министерства экономического развития, специалисты которого провели тщательный анализ предложений Минфина и дали отрицательное заключение. Поражает беззубое мнение Министерства природы и экологии, которые согласились с предложениями Минфина. Очевидно, что готовили такое заключение специалисты, далeкие от проблем золотодобычи и не понимающие приближенный характер и величину погрешностей данных разведки. А специалисты Департамента металлургии и материалов Минпромторга, ответственные за сферу добычи драгоценных металлов, к оценке регулирующего воздействия проекта нормативного акта вообще НЕ ПРИВЛЕКАЛИСЬ.
Можно отметить, что совершенно не затронутой в ГИИС ДМДК осталась тема прослеживания конфискованной продукции, содержащей драгоценные металлы: органы правопорядка (МВД, ФСБ) не вовлечены в систему учeта. В России нет единой системы фиксации и отчeтности изъятой у нарушителей продукции. А это как минимум сотни килограммов золота. Теоретически конфискованный металл должен поступать в ГОХРАН, но до этой организации доходит далеко не вся конфискованная продукция. Естественно, вводить данные о конфискате органы правопорядка не будут — им надо зарегистрироваться и создать систему, которая не входит в их структуры, да и специалистов у них нет. Так что из ГИИС ДМДК выпадает определeнная часть оборота драгметаллов.
Объединeнная статистика выявленных хищений золота в России не предназначена для широкого пользования, но по многочисленным публикациям в интернете и СМИ можно судить, что теневой оборот только по выявленным случаям оценивается значительными цифрами. Так, в 1999 г. в Магаданской области органами правопорядка было конфисковано 269 кг золота, в Красноярском крае в 2014 г. — 110 кг, в 2015 г. в Забайкальском крае изъяли 28 кг золота, в Республике Саха (Якутия) — 41 кг драгоценного металла. Но в целом чаще всего задерживают небольшие партии, которые потом складываются в сотни килограммов. Известно, что за 1998–2016 гг. в Магаданской области у нелегалов конфисковано 710 кг золота, в Красноярском крае за 2010–2016 гг. — 212 кг.
Но эти цифры меркнут перед погрешностями учета драгметаллов на Колымском аффинажном заводе (КАЗ) — в 2013 г. оказалось, что завод задолжал предприятиям свыше 2 тонн золота и 16 тонн серебра, которые буквально испарились с баланса КАЗа. Пропавшая в Магаданской области продукция почти на 4 млрд рублей не была возвращена потерпевшим, а завод был закрыт.
В целом, ГИИС ДМДК могла бы стать эффективным инструментом контроля, однако пока она не охватывает всю цепочку оборота золота. Улучшение системы требует учeта мнений всех заинтересованных сторон и специалистов, знакомых с вопросами погрешностей разведки и оценки запасов золота. Без этого ГИИС ДМДК может превратиться в дорогостоящую пустую формальность.