ГИИС ДМДК внедрена, но пока далека от совершенства

Раздел: Недра
12 марта 2025 г.

Лу­ня­шин П.Д., гор­ный ин­же­нер

В це­лях со­вер­шен­ство­ва­ния учeта Пра­ви­тель­ство Рос­сии при­ня­ло По­ста­но­в­ле­ние от 26 фев­ра­ля 2021 г. № 270 «О не­ко­то­рых во­про­сах кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах это­го обо­ро­та», ко­то­рым бы­ли опре­де­ле­ны Пра­ви­ла фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния го­су­дар­ствен­ной ин­те­гри­ро­ван­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах это­го обо­ро­та — ГИИС ДМДК.

За­ко­но­да­тель­но со­з­да­ние ГИИС ДМДК бы­ло за­кре­п­ле­но Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 20.06.2020 г. №188-ФЗ. Цель со­з­да­ния — по­лу­че­ние, об­ра­бо­т­ка, хра­не­ние и пре­до­став­ле­ние ин­фор­ма­ции о про­ис­хо­ж­де­нии и об об­ра­ще­нии ДМДК и из­де­лий из них, а та­к­же кон­троль и ор­га­ни­за­ция спе­ци­аль­но­го уче­та, а про­ще го­во­ря, обес­пе­че­ние про­сле­жи­ва­е­мо­сти ДМДК. Та­к­же пре­ду­смо­т­ре­но фор­ми­ро­ва­ние ана­ли­ти­че­ской ин­фор­ма­ции о со­сто­я­нии от­рас­ли ДМДК. Со­глас­но дей­ству­ю­щим Пра­ви­лам, пе­р­ви­ч­ный ввод в обо­рот ми­не­раль­но­го сы­рья и про­дук­тов его пе­ре­ра­бо­т­ки в ГИИС ДМДК пре­ду­смат­ри­вал­ся при их пе­р­ви­ч­ной пе­ре­да­че дру­го­му ли­цу, то есть спла­ва До­ре, шли­хо­во­го зо­ло­та или са­мо­род­ков. По­ня­тие «о­бо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов» озна­ча­ет со­во­ку­п­ность гра­ж­дан­ско-­пра­во­вых сде­лок, не­по­сред­ствен­но свя­за­н­ных с ре­ги­стра­ци­ей пе­ре­хо­да пра­ва соб­ствен­но­сти на дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни и иных иму­ще­ствен­ных прав.

Сле­ду­ет та­к­же рас­ши­ф­ро­вать по­ня­тие «Ми­не­раль­ное сы­рьe при до­бы­че зо­ло­та», ко­то­рое вклю­ча­ет до­бы­тые из недр ру­ды ко­рен­ных ме­сто­ро­ж­де­ний, пе­с­ки рос­сы­п­ных ме­сто­ро­ж­де­ний, ру­ды и пе­с­ки тех­но­ген­ных ме­сто­ро­ж­де­ний, а та­к­же про­дук­ты их пе­ре­ра­бо­т­ки (кон­цен­тра­ты, шли­хо­вое зо­ло­то и пла­ти­на, сплав До­ре, ка­то­д­ный ме­талл и ци­н­ко­вые оса­д­ки).

Пер­во­на­чаль­но Пра­ви­ла­ми фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния ГИИС ДМДК не бы­ло пре­ду­смо­т­ре­но пред­став­ле­ние в ГИИС ДМДК ин­фор­ма­ции о до­бы­том ми­не­раль­ном сы­рье, со­дер­жа­щем дра­го­цен­ные ме­тал­лы. Од­на­ко Мин­фин пред­ло­жил вне­сти из­ме­не­ния в По­ста­но­в­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ № 270, ко­то­рые пол­но­стью ме­ня­ют дан­ный под­ход. Раз­ра­бо­т­чи­ком ак­та пред­ло­же­но вво­дить в обо­рот ми­не­раль­ное сы­рье с мо­мен­та его до­бы­чи.

Во-­пе­р­вых, та­кой под­ход про­ти­во­ре­чит по­ло­же­ни­ям дей­ству­ю­щих Пра­вил фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния ГИИС ДМДК.

Во-в­то­рых, пред­ла­га­е­мая ме­ра при­ве­дет к не­по­силь­ной на­груз­ке на от­чeт­ность зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­тий.

В-тре­тьих, в си­лу спе­ци­фи­ки тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов до­бы­чи, пред­ла­га­е­мая к вво­ду в ГИИС ДМДК ин­фор­ма­ция не бу­дет яв­лять­ся объ­ек­тив­ной и до­сто­вер­ной.

Это сле­ду­ет из то­го, что по­гре­ш­но­сти под­счeта за­па­сов для руд­ных ме­сто­ро­ж­де­ний, со­глас­но раз­ли­ч­ным оцен­кам и нор­ма­тив­ным до­ку­мен­там, для ка­те­го­рии С1 со­став­ля­ет ±40%, а для ка­те­го­рии С2 — ±60%. Из-­за это­го уро­вень оцен­ки со­дер­жа­ния зо­ло­та за вы­че­том по­терь в «ми­не­раль­ном сы­рье» ни­ко­г­да не бу­дет со­о­т­вет­ство­вать точ­но­му опре­де­ле­нию.

Вы­со­кие по­гре­ш­но­сти ис­ход­ной ин­фор­ма­ции не поз­во­лят по­вы­сить про­сле­жи­ва­е­мость це­поч­ки про­из­вод­ства дра­г­ме­тал­лов, а рас­чет­ные све­де­ния о до­бы­том ми­не­раль­ном сы­рье, со­дер­жа­щем дра­го­цен­ные ме­тал­лы, за вы­че­том по­терь дра­го­цен­ных ме­тал­лов при из­в­ле­че­нии ми­не­раль­но­го сы­рья из не­др, не бу­дут не­сти объ­ек­тив­ную ин­фор­ма­цию, что, в ко­неч­ном ито­ге, ‎ при­ве­дет к не­на­д­ле­жа­ще­му фун­к­ци­о­ни­ро­ва­нию ГИИС ДМДК.

При этом дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством пре­ду­смо­т­ре­на от­вет­ствен­ность ‎­за не­до­сто­вер­ные све­де­ния о фа­к­ти­че­ском рас­хо­де дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней или не­пред­став­ле­ние ин­фор­ма­ции, пре­ду­смо­т­рен­ной за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях, в ГИИС ДМДК ‎­на всех эта­пах это­го обо­ро­та.

При об­су­ж­де­нии нор­ма­тив­но­го ак­та со­вер­шен­но не бы­ла учте­на по­зи­ция зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­тий и Ми­ни­стер­ства эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, спе­ци­а­ли­сты ко­то­ро­го про­ве­ли тща­тель­ный ана­лиз пред­ло­же­ний Мин­фи­на и да­ли от­ри­ца­тель­ное за­клю­че­ние. По­ра­жа­ет без­зу­бое мне­ние Ми­ни­стер­ства при­ро­ды и эко­ло­гии, ко­то­рые со­гла­си­лись с пред­ло­же­ни­я­ми Мин­фи­на. Оче­вид­но, что го­то­ви­ли та­кое за­клю­че­ние спе­ци­а­ли­сты, далeкие от про­б­лем зо­ло­то­до­бы­чи и не по­ни­ма­ю­щие при­б­ли­жен­ный ха­ра­к­тер и ве­ли­чи­ну по­гре­ш­но­стей дан­ных раз­вед­ки. А спе­ци­а­ли­сты Де­пар­та­мен­та ме­тал­лур­гии и ма­те­ри­а­лов Мин­про­м­тор­га, от­вет­ствен­ные за сфе­ру до­бы­чи дра­го­цен­ных ме­тал­лов, к оцен­ке ре­гу­ли­ру­ю­ще­го воз­дей­ствия про­ек­та нор­ма­тив­но­го ак­та во­об­ще НЕ ПРИВЛЕКАЛИСЬ.

Мо­ж­но от­ме­тить, что со­вер­шен­но не за­тро­ну­той в ГИИС ДМДК оста­лась те­ма про­сле­жи­ва­ния кон­фис­ко­ван­ной про­дук­ции, со­дер­жа­щей дра­го­цен­ные ме­тал­лы: ор­га­ны пра­во­по­ряд­ка (МВД, ФСБ) не во­в­ле­че­ны в си­сте­му учeта. В Рос­сии нет еди­ной си­сте­мы фи­к­са­ции и от­чeт­но­сти изъ­я­той у на­ру­ши­те­лей про­дук­ции. А это как ми­ни­мум со­т­ни ки­ло­гра­м­мов зо­ло­та. Тео­ре­ти­че­ски кон­фис­ко­ван­ный ме­талл дол­жен по­сту­пать в ГОХРАН, но до этой ор­га­ни­за­ции до­хо­дит да­ле­ко не вся кон­фис­ко­ван­ная про­дук­ция. Есте­ствен­но, вво­дить дан­ные о кон­фис­ка­те ор­га­ны пра­во­по­ряд­ка не бу­дут — им на­до за­ре­ги­стри­ро­вать­ся и со­з­дать си­сте­му, ко­то­рая не вхо­дит в их струк­ту­ры, да и спе­ци­а­ли­стов у них нет. Так что из ГИИС ДМДК вы­па­да­ет опре­делeн­ная часть обо­ро­та дра­г­ме­тал­лов.

Объ­е­динeн­ная ста­ти­сти­ка вы­яв­лен­ных хи­ще­ний зо­ло­та в Рос­сии не пред­на­з­на­че­на для ши­ро­ко­го поль­зо­ва­ния, но по мно­го­чис­лен­ным пуб­ли­ка­ци­ям в ин­тер­не­те и СМИ мо­ж­но су­дить, что те­не­вой обо­рот толь­ко по вы­яв­лен­ным слу­ча­ям оце­ни­ва­ет­ся зна­чи­тель­ны­ми ци­ф­ра­ми. Так, в 1999 г. в Ма­га­дан­ской об­ла­сти ор­га­на­ми пра­во­по­ряд­ка бы­ло кон­фис­ко­ва­но 269 кг зо­ло­та, в Крас­но­яр­ском крае в 2014 г. — 110 кг, в 2015 г. в За­бай­каль­ском крае изъ­я­ли 28 кг зо­ло­та, в Рес­пуб­ли­ке Са­ха (Я­ку­тия) — 41 кг дра­го­цен­но­го ме­тал­ла. Но в це­лом ча­ще все­го за­дер­жи­ва­ют не­боль­шие пар­тии, ко­то­рые по­том скла­ды­ва­ют­ся в со­т­ни ки­ло­гра­м­мов. Из­ве­ст­но, что за 1998–2016 гг. в Ма­га­дан­ской об­ла­сти у не­ле­га­лов кон­фис­ко­ва­но 710 кг зо­ло­та, в Крас­но­яр­ском крае за 2010–2016 гг. — 212 кг.

Но эти ци­ф­ры мер­к­нут пе­ред по­гре­ш­но­стя­ми уче­та дра­г­ме­тал­лов на Ко­лы­м­ском аф­фи­на­ж­ном за­во­де (КАЗ) — в 2013 г. ока­за­лось, что за­вод за­дол­жал пред­при­я­ти­ям свы­ше 2 тонн зо­ло­та и 16 тонн се­ре­бра, ко­то­рые бук­валь­но ис­па­ри­лись с ба­лан­са КАЗа. Про­пав­шая в Ма­га­дан­ской об­ла­сти про­дук­ция по­чти на 4 млрд руб­лей не бы­ла воз­вра­ще­на по­тер­пе­в­шим, а за­вод был за­крыт.

В це­лом, ГИИС ДМДК мо­г­ла бы стать эф­фек­тив­ным ин­стру­мен­том кон­тро­ля, од­на­ко по­ка она не охва­ты­ва­ет всю це­поч­ку обо­ро­та зо­ло­та. Улуч­ше­ние си­сте­мы тре­бу­ет учeта мне­ний всех за­ин­те­ре­со­ван­ных сто­рон и спе­ци­а­ли­стов, зна­ко­мых с во­про­са­ми по­гре­ш­но­стей раз­вед­ки и оцен­ки за­па­сов зо­ло­та. Без это­го ГИИС ДМДК мо­жет пре­вра­тить­ся в до­ро­го­сто­я­щую пу­стую фор­маль­но­сть.


[ zolotodb.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->