Запасы физического золота в российских банках в конце 2024 года резко сократились и оказались меньше 40 тонн, следует из расчетов РБК на основе данных Центробанка. Согласно статистике, на 1 января 2025 года на счетах, на которых отражаются остатки в драгоценных металлах и камнях, было 325,4 млрд руб. С учетом цен на аффинированное золото на ту же отчетную дату в кредитных организациях хранилось 38,1 т этого металла — вдвое меньше, чем осенью 2023-го, когда был достигнут трехлетний максимум.
Объем золота на 1 января стал самым низким с июля 2022 года. Тогда, на фоне кризиса и санкций, российские банки увеличили объем экспортных операций с золотом: они продавали драгметалл в интересах своих клиентов — золотопромышленников и аффинажных заводов, писал РБК. После достижения локальных минимумов запасы золота на балансах кредитных организаций в основном росли: это было связано с увеличением добычи, а также с восстановлением объемов торговли драгметаллами внутри и за пределами России после санкций против крупнейших банков, работающих с физическим золотом.
По данным ЦБ, за 2024 год в денежном выражении остатки на счетах учета драгоценных металлов сократились на 23,6%. В пересчете на физическое золото спад более ощутимый — 46,4%, или более 33 т. Такого резкого снижения запасов не наблюдалось с 2020 года — тогда на фоне кризиса и пандемии объем драгоценных металлов в российских банках в пересчете на золото уменьшился на 34,5 т.
колько российских банков оперируют физическим золотом, неизвестно — в отчетности кредитных организаций теперь нет выделенного счета для учета остатков в драгоценных металлах и камнях. До февраля 2022 года среди лидеров по этому параметру были Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, банк «Открытие», Совкомбанк и Промсвязьбанк.
Традиционно крупные банки оперируют физическим золотом в интересах крупных клиентов — золотопромышленников и аффинажных заводов. Кредитные организации могут учитывать металл на своем балансе перед его продажей контрагентам таких компаний, в том числе за рубежом.
В начале февраля в эфире телеканала РБК глава Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба отмечал, что в 2024 году падения добычи золота в стране не произошло. Точные данные он не раскрыл, сославшись на то, что они непубличные. Говоря о поставках за рубеж, Кашуба подтвердил, что «золотые потоки уходят на Азиатский континент» — в Китай, Гонконг, ОАЭ. Объем экспортных операций он также не раскрыл.
В отношениях банков и золотопромышленников в 2024 году ничего не поменялось, сказал Кашуба, отвечая на вопрос РБК, может ли продолжительное снижение остатков физического золота на балансе банков отражать изменение их работы с производителями.
«Мы не уменьшаем объем отношений с золотодобытчиками, мы его наращиваем», — сказал РБК первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов. По его словам, сокращение запасов золота в банках возникло из-за особенностей раскрытия отчетности.
«После цикла повышения ставки и возникновения спреда в стоимости привлечения пассивов (ставки привлечения находятся выше ключевой. — РБК) банкам выгоднее наращивать оборачиваемость золота. То есть закупка и продажа золота клиенту должны происходить быстрее, срок удержания золота на балансе сокращается. Соответственно, когда в период ускоренной оборачиваемости мы смотрим на остатки только на отчетную дату, без оборотов внутри месяца, происходит оптическое уменьшение — кажется, что золота стало меньше, но это не так», — пояснил топ-менеджер.
Источник РБК в банке из топ-50, который проводит операции с золотом, подтвердил, что объемы сделок с заводами и добывающими предприятиями не упали, но высокая ключевая ставка повлияла на поведение клиентов. «Это связано с высокой ключевой ставкой Банка России и, соответственно, дорогими деньгами на рынке. Вместо кредитных средств клиенты предпочитают использовать собственные, продавая золото с металлических счетов», — сказал собеседник РБК.
Активность клиентов подогрел и рост цен на золото, добавляет вице-президент Ланта-банка Ирина Лозинская: «На фоне высоких ставок и максимально привлекательных цен на золото часть компаний считали целесообразным реализовывать золото со счетов, а часть свободных денежных средств размещали на депозитах». Она отмечает, что золотые слитки также активно продавали клиенты-физлица для «фиксации прибыли на максимальных уровнях цен».