Проверка организаций и ИП ювелирного сектора по финансовому мониторингу со стороны Прокуратуры РФ

Раздел: Власть
21 января 2025 г.

Тес­ля Еле­на

Пол­но­мо­чия Про­ку­ра­ту­ры не огра­ни­чи­ва­ют­ся по чис­лу и ви­ду лиц, под­ле­жа­щих про­вер­ке. Со­глас­но ст. 21 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 17 ян­ва­ря 1992 г. N 2202-I "О про­ку­ра­ту­ре Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и" пред­ме­том про­ку­рор­ско­го на­д­зо­ра яв­ля­ет­ся в том чис­ле ис­пол­не­ние за­ко­нов, дей­ству­ю­щих на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ор­га­на­ми управ­ле­ния и ру­ко­во­ди­те­ля­ми ко­м­мер­че­ских и не­ко­м­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций.

Ста­тьи 5 и 7.1 Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ со­дер­жат пе­ре­чень субъ­ек­тов, обя­за­н­ных ис­пол­нять нор­мы ан­тио­т­мы­воч­но­го за­ко­но­да­тель­ства. Все ука­за­н­ные субъ­ек­ты мо­гут под­вер­гать­ся про­вер­ке со сто­ро­ны Про­ку­ра­ту­ры РФ не­за­ви­си­мо от то­го, что их про­ве­ря­ют на­д­зор­ные ор­га­ны и Фе­де­раль­ная слу­ж­ба по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу. При этом та­кие про­вер­ки не вклю­ча­ют­ся в план, и ин­фор­ма­ция о них в от­кры­том до­сту­пе от­сут­ству­ет.

Что де­лать, ес­ли вы по­лу­чи­ли тре­бо­ва­ние Про­ку­ра­ту­ры РФ о пре­до­став­ле­нии до­ку­мен­тов и ин­фор­ма­ции по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу?

  1. Вни­ма­тель­но изу­чи­те спи­сок тре­бу­е­мых до­ку­мен­тов и оце­ни­те их на­ли­чие у вас.
  2. Про­верь­те пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля в це­лях ПОД/ФТ на со­о­т­вет­ствие дей­ству­ю­щим нор­мам за­ко­на на мо­мент пре­до­став­ле­ния в Про­ку­ра­ту­ру РФ и тре­бо­ва­ни­ям к ним, уста­но­в­лен­ным нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми.
  3. Уточ­ни­те у про­ве­ря­ю­ще­го, что име­ет­ся в ви­ду под тем или иным до­ку­мен­том, ес­ли в тре­бо­ва­нии со­дер­жи­т­ся раз­мы­тая фор­му­ли­ро­в­ка.
  4. Изу­чи­те все обя­за­н­но­сти, ко­то­рые дол­ж­ны ис­пол­нять­ся с ва­шей сто­ро­ны в со­о­т­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством сфе­ры ПОД/ФТ/ФРОМУ, что­бы от­ве­тить на все во­про­сы про­ве­ря­ю­ще­го при встре­че.
  5. Ес­ли в тре­бо­ва­нии не ука­зан пе­ри­од, за ко­то­рый про­ве­ря­ю­щий тре­бу­ет до­ку­мен­ты и ин­фор­ма­цию, уточ­ни­те у про­ве­ря­ю­ще­го по те­ле­фо­ну пе­ри­од про­вер­ки.
  6. Ес­ли вы со­м­не­ва­е­тесь в пра­виль­но­сти ор­га­ни­за­ции внут­рен­не­го кон­тро­ля и в со­о­т­вет­ствии до­ку­мен­тов нор­мам за­ко­но­да­тель­ства, об­ра­ти­тесь сна­ча­ла к спе­ци­а­ли­сту по ПОД/ФТ.
Спе­ци­а­лист по ПОД/ФТ:
  • про­ве­дет ана­лиз всех име­ю­щих­ся до­ку­мен­тов в ор­га­ни­за­ции или у ИП, вхо­дя­щих в пе­ре­чень ис­тре­бу­е­мых для про­вер­ки;
  • при не­об­хо­ди­мо­сти ис­пра­вит до­пу­щен­ные оши­б­ки в до­ку­мен­тах и ре­ко­мен­ду­ет под­го­то­вить не­до­ста­ю­щи­е;
  • про­ве­рит пра­виль­ность и пе­ри­о­ди­ч­ность от­чет­но­сти в Рос­фин­мо­ни­то­рин­г;
  • про­ве­дет по­дроб­ную кон­суль­та­цию о по­ряд­ке про­ве­де­ния про­вер­ки Про­ку­ра­ту­рой РФ;
  • под­го­то­вит от­вет­ствен­но­го со­труд­ни­ка или ру­ко­во­ди­те­ля к от­ве­там на ти­по­вые во­про­сы, ко­то­рые мо­жет за­да­вать про­ве­ря­ю­щий уст­но при пре­до­став­ле­нии до­ку­мен­то­в;
  • под­го­то­вит от­вет на тре­бо­ва­ние Про­ку­ра­ту­ры, со­дер­жа­щий пе­ре­чень всех до­ку­мен­тов и ин­фор­ма­цию по во­про­сам, по­став­лен­ным в за­про­се.

Ча­стые оши­б­ки, до­пус­ка­е­мые пред­при­ни­ма­те­ля­ми при про­вер­ке со сто­ро­ны Про­ку­ра­ту­ры РФ

По­след­ствия в ви­де ад­ми­ни­стра­тив­но­го на­ка­за­ния про­ис­хо­дят ча­ще все­го по сле­ду­ю­щим при­чи­нам:

Пре­до­став­ле­ние не­пол­но­го​ па­ке­та до­ку­мен­тов по при­чи­не не­по­ни­ма­ния фор­му­ли­ро­в­ки, из­ло­жен­ной в тре­бо­ва­нии.

На­при­мер, в пе­реч­не ис­тре­бу­е­мых до­ку­мен­тов, как пра­ви­ло, со­дер­жи­т­ся тре­бо­ва­ние пре­до­ста­вить до­ку­мен­ты, под­твер­ж­да­ю­щие про­хо­ж­де­ние со­труд­ни­ка­ми обу­че­ния. Под этим тре­бо­ва­ни­ем сто­ит по­ни­мать не толь­ко до­ку­мент, под­твер­ж­да­ю­щий про­хо­ж­де­ние обу­че­ния (це­ле­вой ин­струк­таж по ПОД/ФТ и по­вы­ше­ние уро­в­ня зна­ний) спе­ци­аль­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом, но и до­ку­мен­ты, под­твер­ж­да­ю­щие про­хо­ж­де­ние все­ми со­труд­ни­ка­ми ор­га­ни­за­ции ввод­но­го и до­пол­ни­тель­но­го ин­струк­та­жа.
Ес­ли вы не фи­к­си­ро­ва­ли факт про­хо­ж­де­ния со­труд­ни­ка­ми обу­че­ния в це­лях ПОД/ФТ/ФРОМУ, или фи­к­си­ро­ва­ли, но не пре­до­ста­ви­ли на про­вер­ку под­твер­ж­да­ю­щие до­ку­мен­ты, бу­дет вы­яв­ле­но на­ру­ше­ние в ча­сти осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля.
То же ка­са­ет­ся и рас­про­стра­нен­но­го за­б­лу­ж­де­ния о том, что ес­ли в ор­га­ни­за­ции нет со­труд­ни­ков кро­ме ди­рек­то­ра или ИП ра­бо­та­ет один, то до­ку­мен­ты по обу­че­нию со­став­лять нет не­об­хо­ди­мо­сти. Од­на­ко нор­ма­тив­ные ак­ты сфе­ры ПОД/ФТ/ФРОМУ не со­дер­жат ис­клю­че­ний о том, что един­ствен­ный со­труд­ник или пред­при­ни­ма­тель не дол­ж­ны фи­к­си­ро­вать факт сво­е­го обу­че­ния при из­ме­не­нии за­ко­но­да­тель­ства или при утвер­ж­де­нии пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля.

Не зна­ние обя­за­н­но­стей по ПОД/ФТ при­во­дит к то­му, что при опро­се про­ве­ря­ю­щим ру­ко­во­ди­те­ля и от­вет­ствен­но­го со­труд­ни­ка, по­след­ние не мо­гут от­ве­тить пра­виль­но на во­про­сы о по­ряд­ке ис­пол­не­ния обя­за­н­но­стей.

На­при­мер, о по­ряд­ке пре­до­став­ле­ния ин­фор­ма­ции в Рос­фин­мо­ни­то­ринг, пе­ри­о­ди­ч­но­сти пре­до­став­ле­ния ин­фор­ма­ции или о при­чи­нах не­пре­до­став­ле­ния, обос­но­ван­ных нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми.

Пре­до­став­ле­ние пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля в це­лях ПОД/ФТ в ре­да­к­ции не ак­ту­аль­ной на ​­да­ту пре­до­став­ле­ния.

Про­ку­ра­ту­ра все­г­да го­то­ви­т­ся к про­вер­кам в сфе­ре ПОД/ФТ/ФРОМУ и про­ве­ря­ю­щий пред­ва­ри­тель­но изу­ча­ет из­ме­не­ния в за­ко­но­да­тель­ство, всту­пив­шие в си­лу за про­ве­ря­е­мый им пе­ри­од. Пред­став­лен­ные на про­вер­ку ПВК бу­дут про­а­на­ли­зи­ро­ва­ны на их со­о­т­вет­ствие дей­ству­ю­щим нор­мам и со­б­лю­де­ние сро­ков утвер­ж­де­ния пра­вил в но­вой ре­да­к­ции.

Пре­до­став­ле­ние до­ку­мен­тов, офор­м­лен­ных за­д­ним чис­лом без уче­та дей­ству­ю­ще­го за­ко­но­да­тель­ства и спе­ци­аль­ных тре­бо­ва­ний к сро­кам их из­да­ния.

На­при­мер, в ор­га­ни­за­ции от­сут­ство­вал при­каз о на­з­на­че­нии спе­ци­аль­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца, от­вет­ствен­но­го за ре­а­ли­за­цию пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля в це­лях ПОД/ФТ/ФРОМУ. На про­вер­ку был пред­став­лен при­каз, под­го­то­в­лен­ный за­д­ним чис­лом с ука­за­ни­ем да­ты в 2022 го­ду. Од­на­ко обу­че­ние в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа спе­ци­аль­ное дол­ж­но­ст­ное ли­цо про­хо­ди­ло толь­ко в 2023 го­ду и не мо­г­ло быть на­з­на­че­но на дол­ж­ность до про­хо­ж­де­ния обу­че­ния. По ре­зуль­та­там про­вер­ки ор­га­ни­за­ция по­лу­чи­ла не толь­ко про­тест про­ку­ро­ра на при­каз, пред­став­ле­ние об устра­не­нии на­ру­ше­ний, но и ад­ми­ни­стра­тив­ное про­из­вод­ство по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Мы опи­са­ли толь­ко не­ко­то­рые оши­б­ки.

Ес­ли вы не уве­ре­ны на 100%, что пра­виль­но и в пол­ной ме­ре ис­пол­ня­е­те тре­бо­ва­ния за­ко­на, ре­ко­мен­ду­ем пред­ва­ри­тель­но об­ра­тить­ся за кон­суль­та­ци­ей экс­пе­р­та или со­про­во­ж­де­ни­ем про­вер­ки.

Ка­кие до­ку­мен­ты не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить в от­вет на пред­став­ле­ние про­ку­ро­ра в слу­чае вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний в ча­сти ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля?

По ре­зуль­та­там про­вер­ки Про­ку­ра­ту­рой вы­но­си­т­ся пред­став­ле­ние об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний за­ко­но­да­тель­ства сфе­ры ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Пред­став­ле­ние дол­ж­но быть рас­смо­т­ре­но ру­ко­во­ди­те­лем ор­га­ни­за­ции или пред­при­ни­ма­те­лем в при­сут­ствии про­ве­ря­ю­ще­го. Для рас­смо­т­ре­ния пред­став­ле­ния не­об­хо­ди­мо уве­до­мить про­ве­ря­ю­ще­го о ме­сте, да­те и вре­ме­ни рас­смо­т­ре­ния. По ито­гам рас­смо­т­ре­ния пред­став­ле­ния со­став­ля­ет­ся про­то­кол (как пра­ви­ло на­ру­ши­те­лем са­мо­сто­я­тель­но за­ра­нее со­став­ля­ет­ся про­то­кол, от­ра­жа­ю­щий ре­зуль­тат рас­смо­т­ре­ния пред­став­ле­ния по всем во­про­сам). В от­вет на пред­став­ле­ние не­об­хо­ди­мо пре­до­ста­вить ин­фор­ма­цию о ме­рах, при­ня­тых в це­лях устра­не­ния на­ру­ше­ний и не­до­пу­ще­ния их в бу­ду­щем. Ес­ли вы­яв­ле­ны со­труд­ни­ки, по чьей ви­не бы­ло до­пу­ще­но на­ру­ше­ние, они при­в­ле­ка­ют­ся к дис­ци­п­ли­нар­ной от­вет­ствен­но­сти в со­о­т­вет­ствие с ТК РФ. При­каз о при­ме­не­нии дис­ци­п­ли­нар­но­го взыс­ка­ния дол­жен быть при­ло­жен к от­ве­ту на пред­став­ле­ние.

По­дроб­нее с при­ме­ром за­про­са Про­ку­ра­ту­ры >>

[ 115fz.pro ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->