Два крупнейших алмазодобытчика, которые в этом году столкнулись не только с плохой рыночной конъюнктурой, но и с уникальными проблемами, транслируют рынку диаметрально противоположную повестку. По мнению De Beers, находящейся под давлением процесса реструктуризации материнской Anglo American, происходит смена приоритетов: рынок более не идет за предложением и как никогда зависим от спроса. Для его поддержания необходимо сократить предложение и скоординировано работать по продвижению натуральных камней и их происхождения (разумеется, нероссийского). АЛРОСА, которая в этом году могла испытать ограничения сбыта из-за санкций, напротив, демонстрирует уверенность в незыблемости спроса и уповает на неизбежность скорого оживления под влиянием здоровых фундаментальных факторов.
Скрывается ли за этой разницей негибкость одной из сторон или речь не более чем о «словесных интервенциях», ясно, что кризис алмазного рынка требует новых подходов от ключевых участников отрасли. Этот кризис можно объяснять сочетанием ряда неприятных факторов, но важным отличием от предыдущих является его затяжной характер. И хотя перспективы будущего роста кажутся вероятными многим инвесторам, знакомым с цикличностью сырьевых рынков, восстановление может затянуться. К концу 2024 года гиганты алмазодобычи, несмотря на позитивные сигналы от ритейла США и Индии, обнаружили неспособность поддерживать дальше цены и загрузку мощностей. De Beers, которая дважды сократила производственный прогноз, перенесла один из сайтов и предоставила беспрецедентные поблажки сайтхолдерам, не смогла предотвратить радикальное снижение цен. А у АЛРОСА не получилось уберечь часть персонала, добычу и инвестиции в проекты роста от сокращений в рамках заявленной в конце года программы оптимизации.
Позиция АЛРОСА заключается в том, что хорошие фундаментальные факторы способствуют оживлению торговли в течение нескольких ближайших месяцев и переходу рынка в состояние дефицита в 2025 году.
"Сейчас гранильный сектор находится в состоянии высвобождения запасов. Скорее всего, это займет один-два-три месяца, может быть, чуть больше», - говорил в сентябре начальник управления корпоративных финансов и IR АЛРОСА Сергей Тахиев.
Добыча алмазов после избыточного предложения в 2015-17 гг сократилась на 20%, до 116 млн карат, и стабилизировалась на уровне ниже спроса, отмечал представитель АЛРОСА. В ближайшие 10 лет объем предложения будет в районе 110-120 млн карат, это на 10% ниже 10-летнего среднего потребления рынка.
Спрос оценивается в 125-130 млн карат и, по оценке АЛРОСА, остается сильным. "Проблема не в конечном спросе - с конечным спросом все отлично. Фундаментально рынок очень здоровый и сильный", - заверял Тахиев, опираясь на прогнозы по росту спроса на luxury-продукцию в ближайшие 5-6 лет на 40% за счет развивающихся рынков.
Последние несколько лет потребление бриллиантовых украшений в мире росло вместе с мировым ВВП на 1,5 – 3% ежегодно, и достигло рекордных значений около $80-82 млрд, приводил данные начальник управления АЛРОСА. Рынок алмазов по стоимости соответствует 18% объема рынка ювелирных украшений (около $17 млрд). Средние темпы роста продаж ювелирных изделий в 2023-24 гг в США были на 45% выше доковидного уровня 2019 года.
Средний чек в ритейле продолжает увеличиваться для конечного потребителя, заметил Тахиев. Число состоятельных людей с активами выше $1 млн, которые выступают основными потребителями ювелирной продукции, удваивается каждые 10 лет. Важно, что этот рост идет в основном со стороны развивающихся стран, что нивелирует риск возможных санкционных ограничений для АЛРОСА, считает Тахиев.
Сокращение спроса на алмазы со стороны огранщиков в 2023 году и в течение большей части 2024 года вызвано, по оценке АЛРОСА, в первую очередь ростом ставок, который вынудил эту отрасль избавляться от запасов и сокращать закупки, чтобы вернуть кредиты банкам. Резкий рост стоимости фондирования в 2023 году (с 6% до 11-18%) способствовал распродаже накопленных огранщиками запасов и отказу от приобретения алмазного сырья.
При этом падение спроса в Китае непоказательно, полагает представитель АЛРОСА, так как речь о переориентации покупок китайских потребителей, преимущественно туристов, в Японию и Южную Корею. Там китайцам выгоднее приобретать luxury-продукцию, пользуясь выгодным обменным курсом и преимуществами duty free.
Сейчас в системе осталось 20-30 млн карат избыточных запасов, что почти вдвое ниже уровня прошлого года и эквивалентно 2,5 месяцам поставок. "Как только нормализуется уровень запасов, процесс снова начинает нормально работать", - пояснил Тахиев. Он считает, что огранщики уже подходят к уровню, приемлемому для возобновления закупки камней.
О признаках оживления торговли на фоне сокращения уровня запасов бриллиантов у огранщиков и снижения предложения алмазного сырья еще в начале сентября заявил Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий Индии (Gem & Jewellery Export Promotion Council, GJEPC).
В августе продажи были устойчивыми, отражая возросшую уверенность потребителей и позитивный тренд на рынке, а цены в некоторых дефицитных категориях выросли, заявил GJEPC. Участники отрасли оптимизировали производственные мощности и озаботились сокращением задолженности. К сентябрю запасы бриллиантов значительно сократились: это указывает на то, что предложение стало больше соответствовать спросу, обеспечивая основу для стабилизации цен. Поток алмазного сырья ограничен, то есть новое производство бриллиантов останется сдержанным, снижая риск избыточного предложения, отмечал глава GJEPC Випул Шах.
Снижение реальных цен на алмазы (стоимости импорта в Индию, а не индекса, учитывающего спекулятивную составляющую), по оценке АЛРОСА, было в период низкого спроса не таким сильным: уровень цен в 2023 году был выше, чем в благополучных для отрасли 2017-18 гг. В реальном выражении цены на алмазы в этом году снизились на 3-4%, в прошлом году снижение было 15%-м.
Со вступлением рынка на территорию дефицита, как прогнозирует Тахиев, дисбаланс будет корректироваться через цену. Ритейл примет это повышение цен, так как у него выросла маржа, отрасль увеличила число магазинов и вложилась в маркетинг, а объемы продаж нужно поддерживать на должном уровне, считает представитель АЛРОСА.
Между тем, в моменте рынок пока преподносит оптимистам холодный душ. В начале декабря De Beers в ходе последней в этом году торговой сессии пришлось снизить цены более чем на 10% по всему ассортименту, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники (De Beers эту информацию не комментирует). Эта исторически самая значительная коррекция стала первой в этом году, и она похоже на капитуляцию, так как «дочка» Anglo American избегала этого всеми силами, предоставляя клиентом гибкость в покупках и право отказа. Даже после резкого снижения, цены на алмазы De Beers остаются все еще выше вторичного рынка, сообщили источники Bloomberg. Снизив цены, De Beers отказалась от части поблажек, которые предоставила сайтхолдерам ранее.
Пока один крупнейший алмазодобытчик – по крайней мере публично - выражает уверенность в стабильности спроса, другой заявляет о кардинальном переломе доминировавшего на алмазном рынке тренда supply comes first.
Ранее рынок был ориентирован на предложение, однако теперь приоритетом является именно спрос, заявил CEO De Beers Эл Кук в начале декабря в беседе с Эданом Голаном на конференции FACETS 2024.
«Спрос должен опережать предложение. Нет смысла производить что-то, что не потребуется. Поэтому мы должны работать сильнее, чтобы создать этот спрос. Не воспринимайте спрос как должное. (Don't take demand for granted)», - заявил Кук, предостерегая отрасль от самоуспокоенности.
Отрасль должна сплотиться и заново стимулировать спрос, считает Кук. Для этого De Beers намерена возобновить масштабные инвестиции в видовой маркетинг, продвигая не столько бренды, сколько натуральные бриллианты как категорию. Также Кук анонсировал более глубокое партнерство со странами-производителями в Африке, что означает инвестиции в устойчивое развитие для поддержания доверия потребителей, все более озабоченных происхождением бриллиантов и социальным вкладом добычи. С начала 2025 года De Beers внедрит технологии отслеживания, которые позволят покупателям идентифицировать источник происхождения любого бриллианта от 0,5 карата. De Beers также хочет основать более тесное партнерство с частью своих сайтхолдеров, чтобы увеличить долю бриллиантов в своих продажах, не расширяя при этом собственные гранильные мощности. По мнению Кука, это позволит максимизировать выручку, так как бриллианты, произведенные из алмазов Ботсваны, Намибии и ЮАР, должны получить премиальный статус, с учетом высокого качества, технологичности добычи и вклада в экономику этих стран.
Несмотря на транслируемые публично ожидания восстановления торговли, АЛРОСА не осталась в стороне от довлеющей над сектором необходимостью оптимизации. В конце ноября глава компании Павел Маринычев заявил о том, что компания может приостановить производство на наименее рентабельных участках в 2025 году, а также сокращает издержки на персонал на 10%, высвобождая часть сотрудников.
"Отрасль сейчас переживает кризис. Этот кризис достаточно глубокий. Уже второй года подряд мы фиксируем снижение цен. Мы находимся в периоде, когда вынуждены заниматься оптимизационными мероприятиями, смотреть за своими расходами и снижать свои затраты", - констатировал Маринычев.
«Это [оптимизация] не может не отразиться и на объеме алмазодобычи, который мы можем себе позволить снизить в 2025 году, чтобы не нарушать стратегию отработки наших месторождений. Отдельные менее рентабельные участки могут быть подвержены приостановке в этот кризисный период", - сказал он. При рыночном восстановлении АЛРОСА рассчитывает быстро нарастить свои производственные мощности и "работать традиционно".
Также АЛРОСА уменьшит активность в освоении крупнейших инвестпроектов, к которым относится восстановление рудника "Мир" (проект "Мир Глубокий") и потенциальное строительство рудника на трубке «Юбилейная», заявил Маринычев.
Добыча АЛРОСА в прошлом году составляла 34,6 млн карат и в этом году, согласно прогнозам руководства, не должна была сокращаться.
В 2020 году на фоне падения спроса на алмазы во время пандемии АЛРОСА планировала сократить добычу на 6% к принятому ранее производственному плану, произведя 32 млн карат вместо 34,2 млн карат. Компания на несколько месяцев приостанавливала работу на своем активе в Архангельской области "Севералмаз", а также на руднике "Айхал" и карьере "Заря" Айхальского ГОКа. Руды этих месторождений отличаются низким содержанием алмазов, а активы уступают по рентабельности остальным предприятиям компании. Рассматривался также радикальный вариант корректировки добычи до 26 млн карат ежегодно, но после оживления торговли в конце 2020 года АЛРОСА постепенно вернула все активы в строй.
Хотя бриллианты завоевывают популярность в индийском ритейле, позволяя этой стране компенсировать слабость Китая и обойти его, в индийской огранке пока не видно признаков оживления.
Импорт алмазов в Индию в третьем квартале, согласно статистике GJEPC, упал на 32% в годовом сравнении, до $2,36 млрд. Это самый низкий уровень с начала пандемии 2020 года. Экспорт бриллиантов из страны упал на 23%, до $3,24 млрд, что является пятилетним минимумом.
Второй год подряд пауза в работе индийской огранки на Дивали превысит традиционные 21 день. В этом году вместо 15 ноября фабрики возвращаются к полной производительности только в первую неделю декабря.
Бывший президент Surat Diamond Association (SDA) и ветеран индустрии Динеш Навадия считает, что ситуация сейчас отличается в худшую сторону от кризиса 2008 года, когда спрос на бриллианты сохранялся. «Мы никогда не видели такой рецессии», - говорит он.
По его оценке, основным фактором является геополитика: российско-украинский и израильско-палестинский конфликты. Чтобы преодолеть финансовые проблемы, индийские фабрики сократили производство бриллиантов, предоставив своим работникам два или три дня отдыха в неделю вместе обычного одного. Решить глобальные проблемы, сказывающиеся на отрасли, возможно, получится у избранного президента США Дональда Трампа, считает Навадия.
Кризис на алмазном рынке заставил алмазодобытчиков сокращать предложение, чтобы ускорить процесс дестокинга.
De Beers дважды сокращала прогноз по добыче, в итоге подтвердив годовой ориентир по производству 23 – 26 млн карат, что на 28% ниже уровня 2023 года, но она оценивает возможности его сокращения. В августе De Beers отменила свою регулярную торговую сессию, отложив продажи на более поздний срок в этом году. Продажи De Beers упали более чем на 70% г/г в третьем квартале, так как компания перенесла даты сайтов из-за негативной рыночной конъюнктуры и провела всего одну торговую сессию против трех за аналогичный квартал 2023 года. Производство в третьем квартале упало на 25% г/г на фоне слабого спроса и высоких запасов в midstream. De Beers признает, что уровень запасов остается выше нормального уровня и ожидает затяжного восстановления.
Джошуа Фридман из Rapaport обращает внимание также на объявление De Beers своим сайтхолдерам о том, что их контракты не будут продлены после 2025 года. Вероятно, в ходе следующего контрактного периода, который начнется в январе 2026 года, число сайтхолдеров (сейчас их более 60) сократится. Это отражает не только увеличение с 25% до 50% доли сырья, принадлежащая государственной компании Ботсваны Okavango Diamond, но и то, что De Beers ощущает затяжной характер периода низкого спроса и, как следствие, пониженных объемов производства, считает Фридман.
Petra Diamonds отменила тендер, который должен был состояться в августе-сентябре, заявив, что хочет поддержать шаги, предпринятые крупными производителями для ограничения поставок в этот период слабого спроса. Rio Tinto перенесла тендер по алмазам своего единственного действующего месторождения Diavik, сославшись на снижение объемов добычи. Okavango также отменила свои тендеры в ноябре и декабре.
АЛРОСА с весны 2022 года не раскрывает объемы продаж, но ряд заявлений свидетельствуют о том, что компания, несмотря на все особенности работы под санкциями, продолжает осторожно относиться к поставкам. Россия как участник мирового рынка алмазов придерживается традиционного принципа "price-over-volume", заявил замминистра финансов РФ Алексей Моисеев. Этот подход предполагает ограничение предложения ради поддержки цен. В условиях переизбытка предложения на текущем рынке, по мнению Минфина, это необходимо в общих интересах восстановления отрасли в 2025 году и позволит обеспечить стабильные цены.
Другим элементом этой политики, по логике Минфина, являются закупки алмазов АЛРОСА в Госфонд, которым распоряжается Гохран, имеющий успешный опыт реализации таких сделок после 2008-09 гг, когда закупка на $1 млрд позволила не останавливать производство. В этом году первая закупка, объемы который держатся в секрете, состоялась в марте; еще одна прошла в ноябре, но не ясно, идет ли речь об уникальных камнях, которые Гохран приобретает по закону, либо более широком ассортименте.
В то же время, готовность впервые после 2012 года задействовать для поддержки АЛРОСА серьезные ресурсы из бюджетного лимита Гохрана (в этом году, по словам Моисеева, на приобретение драгкамней и драгметаллов может быть потрачено $1,55 млрд), может свидетельствовать как о затруднениях с продажами, так и о будущем образовании «навеса» над рынком. Гохран, одно из подразделений отвечающего за наполнение бюджета Минфина, как правило, стремится сохранить только уникальные камни, а более широкий ассортимент не преминет продать, воспользовавшись удачной конъюнктурой.
По оценке Пола Зимниски, глобальное производство алмазов в этом году упадет до 105 млн карат, то есть самого низкого уровня с 1995 года. Хотя сокращение поставок на рынок - это только одна сторона уравнения, сейчас это единственный верный путь для индустрии, считает он. По мнению Зимниски, меры приведут к значительному сокращению запасов в 2025 году, способствуя росту прибыльности и уверенности для возвращения к торговле.
По мнению Зимниски, хотя значительное улучшение цены не ожидается ранее 2025 года, долгосрочные перспективы рынка тесно связаны с ростом численности населения и благосостояния и расширением доли среднего класса.
Эта классическая точка зрения, и ее апологетам остается утешать себя тем, что активность набирающей силу категории потребителей (zillenials, Millennials + Gen Z) позволит оживить торговлю, несмотря на все злоключения, произошедшие в течение последних лет с натуральными бриллиантами как категорией и объектом интереса.
2025 год
январь | февраль | март | апрель |
май | июнь | июль | август |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.