На встрече с представителями ведущих российских СМИ руководитель по корпоративным финансам компании АЛРОСА Сергей Тахиев назвал ключевыми факторами роста высокий спрос на ювелирную продукцию и сокращение мировой добычи алмазов до 20% от уровней пятилетней давности.
Цены на бриллианты на мировом рынке находятся на многолетних минимумах, по данным Rapaport. Индекс цен для камней массой 1 карат на 1 ноября упал на 22% к той же дате 2023 г. и на 23% – с начала года и составил 4,62 пункта. Это самое низкое значение с января 2015 г. Тем не менее, увеличение спроса на алмазы ожидается вследствие сокращения их запасов у огранщиков в Индии, на которую приходится около 90% всей мировой огранки алмазов, а также корректировка производственных программ мировых алмазодобывающих компаний.
На вопрос о времени начала пополнения запасов Тахиев ответил, что это дело нескольких месяцев. Ожидается постепенная нормализация уровня запасов алмазов и бриллиантов по всей цепочке – от ограночного сектора до ритейла. Это должно стать драйвером для разворота цен на алмазно-бриллиантовую продукцию. Рост цен будет поддержан значительным объемом спроса на ювелирную продукцию и существенным – до 20% от уровней 2018–2019 гг. — снижением алмазодобывающих мощностей.
Как отметил Тахиев, снижение добычи, которое наблюдалось в последние годы в связи с естественным исчерпанием ресурсной базы в мире и растущая емкость рынка товаров класса люкс и ювелирной продукции, в частности, являются факторами, которые обеспечат рост цен на алмазную продукцию в долгосрочной перспективе.
Принимавшая участие во встрече Юлия Толстых, аналитик Альфа-Банка, высказала мнение, что основной риск замещения природных алмазов лабораторно выращенными (LGD) в ювелирной отрасли остался позади: оптовые цены на последние сейчас приблизились к ценам на муассаниты и цирконий, а дисконт к натуральным бриллиантам на оптовом рынке превышает 98%. По еe словам, «рынок расставил все на свои места, поместив искусственные камни в отдельную продуктовую нишу сырья для бижутерии».
Толстых оценивает потенциал дальнейшего восстановления цен на алмазное сырье в 50% от текущих уровней, так как «цены находятся под давлением в связи с избыточным уровнем запасов в системе», который, по еe словам, в течение ближайших трeх-четырех месяцев – придет в состояние равновесия.
В том числе, аналитик отметила динамику продаж и перспективы рынка в Китае, где за последний год после снятия ограничений, связанных с пандемией, существенно возросли покупки люксовых товаров, в том числе бриллиантовых украшений за пределами страны. Это, по еe мнению, тормозит восстановление продаж в материковом Китае, но, с другой стороны, способствует росту аналогичных показателей в тех странах, которые пользуются популярностью у китайских туристов, главным образом, в Японии.
«Разница в ценах (в Китае на 20% - 30% дороже), - отметила она, - ассортимент, новизна, подлинность и другие факторы привели к тому, что китайский спрос на предметы люкса географически сместился в другие регионы, оставаясь при этом сравнительно высоким. При этом потенциал роста спроса на ювелирные украшения с бриллиантами в самом Китае остается невероятно большим».
Значение азиатских рынков, подчеркнула Толстых, не только Китая и Индии, но и динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии и Персидского Залива – для участников алмазно-бриллиантовой торговли - будет все больше возрастать. Эти регионы имеют значительный потенциал роста в следующие 10–15 лет, с учетом их социо-культурных особенностей и роста благосостояния жителей. При этом, молодое поколение, до 40 лет, по разным исследованиям, предпочитает приобретать товары класса люкс, в первую очередь, брендовые товары. Компаниям ювелирного сегмента и алмазно-бриллиантовой отрасли в целом, советует она, следует формировать свои стратегии с учетом этих реалий.
2025 год
январь | февраль | март | апрель |
май | июнь | июль | август |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.