Почему попытка добиться наделения Минфина полномочиями и обязанностью развития сферы ДМДК - сегодня главная задача ювелиров

Раздел: Гильдия Ювелиров России
15 октября 2024 г.

На от­рас­ле­вом со­ве­ща­нии, про­шед­шем 25 сен­тяб­ря это­го го­да в ра­м­ках вы­став­ки Junwex, глав­ным во­про­сом бы­ло об­су­ж­де­ние бу­ду­ще­го всей юве­ли­р­ной от­рас­ли – есть ли шанс, что кро­ме бес­ко­неч­но­го уси­ле­ния кон­тро­ля и на­д­зо­ра го­су­дар­ство за­ду­ма­ет­ся и о раз­ви­тии сфе­ры ДМДК.

К со­жа­ле­нию, не все участ­ни­ки ры­н­ка во­о­ду­шев­ле­ны тем, что Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии все­рьез за­ин­те­ре­со­ва­лась стра­те­ги­че­ски­ми во­про­са­ми ре­гу­ли­ро­ва­ния от­рас­ли. Кто-то счи­та­ет, что эта по­пы­т­ка пе­ре­ло­мить го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку в сфе­ре ДМДК га­ран­ти­ро­ван­но об­ре­че­на на про­вал – ни­че­го из­ме­нить в во­про­се та­ко­го уро­в­ня у нас не­воз­мо­ж­но. Кто-то счи­та­ет, что луч­ше бы Гиль­дия не рас­пы­ля­ла уси­лия, а сно­ва и сно­ва кри­ча­ла бы про не­об­хо­ди­мость воз­вра­та для юве­ли­ров УСН и тре­бо­ва­ла бы от­ме­ны мар­ки­ро­в­ки.

Ес­ли не брать в рас­чет то, что и за­в­т­ра жизнь про­дол­жи­т­ся, на­вер­ное, бы­ло бы до­ста­точ­но бо­роть­ся лишь с тем те­ку­щим «з­лом», ко­то­рое вот се­го­д­ня уже на­кры­ло юве­ли­ров. Но за­в­т­ра не­пре­мен­но на­ста­нет. И что оно при­не­сет юве­ли­рам, за­ви­сит от то­го, оста­нет­ся ли пре­ж­ним тренд на уси­ле­ние кон­троль­но-­на­д­зор­ной де­я­тель­но­сти в го­сре­гу­ли­ро­ва­нии сфе­ры ДМДК, или ка­ким-то об­ра­зом уда­ст­ся его скор­рек­ти­ро­вать, смя­г­чить. Ина­че вы­жить на юве­ли­р­ном ры­н­ке со вре­ме­нем смо­гут толь­ко са­мые кру­п­ные иг­ро­ки. Да и то лишь до тех пор, по­ка их не на­ци­о­на­ли­зи­ру­ют за ка­кие-­ни­будь на­ру­ше­ни­я…

Вряд ли сто­ит на­по­ми­нать об уси­ле­нии вли­я­ния вне­ш­них фа­к­то­ров на все, что про­ис­хо­дит в эко­но­ми­ке на­шей стра­не. Во мно­гих сфе­рах с уче­том не­с­по­кой­но­го вре­ме­ни это пол­но­стью оправ­да­но. Фор­маль­но, кон­троль­но-­на­д­зор­ный ор­ган юве­ли­р­ной сфе­ры – Фе­де­раль­ная про­би­р­ная па­ла­та - не яв­ля­ет­ся си­ло­вой струк­ту­рой. Тем бо­лее, со­вер­шен­но ми­р­ные фун­к­ции у от­рас­ле­во­го ре­гу­ля­то­ра, Мин­фи­на Рос­сии. Од­на­ко лю­бая го­су­дар­ствен­ная струк­ту­ра дей­ству­ет стро­го со­глас­но то­му, что ей пред­пи­са­но за­ко­но­да­тель­ством.

За­ко­но­да­тель­ство пред­пи­са­ло Мин­фи­ну Рос­сии осу­ще­ств­лять фун­к­ции по вы­ра­бо­т­ке еди­ной го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки и нор­ма­тив­но-­пра­во­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию в сфе­ре пе­ре­ра­бо­т­ки и об­ра­ще­ния ДМ и ДК. К со­жа­ле­нию, из за­дач Мин­фи­на по раз­ра­бо­т­ке ак­тов в ча­сти про­из­вод­ства, пе­ре­ра­бо­т­ки и об­ра­ще­ния ДМДК бы­ли вы­ве­де­ны раз­ра­бо­т­ка ак­тов стра­те­ги­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния, а та­к­же за­да­чи фи­нан­со­вой, ин­но­ва­ци­он­ной, ин­фор­ма­ци­он­но-кон­суль­та­ци­он­ной под­дер­ж­ки субъ­ек­тов ры­н­ка, под­дер­ж­ки осу­ще­ств­ле­ния вне­ш­не­эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти.

Ес­ли ни­че­го не ме­нять, то Мин­фин Рос­сии бу­дет и даль­ше про­во­дить го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку в сфе­ре ДМДК, на­прав­лен­ную, как ему и пред­пи­са­но, лишь на все боль­шее уси­ле­ние кон­тро­ля и на­д­зо­ра. Т.е. Мин­фин бу­дет по-­пре­ж­не­му бо­роть­ся за бес­ко­неч­ное «о­бе­ле­ние» ры­н­ка, де-­фа­кто под­дер­жи­вая лишь не­об­хо­ди­мость вни­ма­ния к сфе­ре ДМДК си­ло­вых струк­тур, от­в­ле­кая их ре­сур­сы от бо­лее ва­ж­ных дел. И да­же не пы­та­ясь до­сти­гать ин­те­ре­сы эко­но­ми­ки го­су­дар­ства в со­б­лю­де­нии ба­лан­са ме­ж­ду кон­тро­лем и раз­ви­ти­ем сфе­ры, при­чем де­лая это в пол­ном со­о­т­вет­ствии с по­став­лен­ны­ми пе­ред Мин­фи­ном за­да­ча­ми!

Во­прос: ес­ли не са­мо юве­ли­р­ное со­об­ще­ство, не са­ми участ­ни­ки ры­н­ка, то кто дол­жен в этой си­ту­а­ции «бить в ко­ло­ко­ла»? Сле­г­ка при­тор­ма­жи­вать «ка­ток» кон­тро­ля и на­д­зо­ра в сфе­ре ДМДК поз­во­ля­ют уже су­ще­ству­ю­щие про­це­ду­ры ОРВ и «ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны», ко­то­ры­ми поль­зу­ет­ся Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии и дру­гие от­рас­ле­вые объ­е­ди­не­ния. Но без фун­да­мен­таль­ных из­ме­не­ний уста­но­вок для са­мо­го Мин­фи­на Рос­сии эти про­це­ду­ры все­г­да бу­дут лишь иг­рой в «шаг впе­ред, два ша­га на­зад», не в поль­зу ин­те­ре­сов участ­ни­ков от­рас­ли. И не в поль­зу ин­те­ре­сов эко­но­ми­ки го­су­дар­ства. Эти дей­ству­ю­щие про­це­ду­ры очень не­об­хо­ди­мы, но их точ­но не­до­ста­точ­но.

Мо­ж­но, ко­неч­но, сно­ва и сно­ва за­да­вать­ся во­про­сом, как же так по­лу­ча­ет­ся, что ГИИС ДМДК уже дав­но ра­бо­та­ет, а в по­яс­ни­тель­ной за­пис­ке оче­ред­но­го за­ко­но­про­ек­та (№ 658358-8, https://sozd.duma.gov.ru/bill/658358-8) ука­зы­ва­ет­ся, что «По дан­ным пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов, объ­ем не­ле­галь­но вве­зен­ных в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию дра­го­цен­ных ка­м­ней пре­вы­ша­ет в 82 ра­за объ­ем дра­го­цен­ных ка­м­ней, пра­во­мер­но ис­поль­зу­е­мых в ка­че­стве вста­вок в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях; объ­ем не­ле­галь­но­го обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий со­став­ля­ет око­ло 50%, дра­го­цен­ных ме­тал­лов око­ло 20%». Это как же так?

А так вот. Ведь ес­ли не ука­зать боль­шую до­лю не­ле­галь­но­го обо­ро­та, то и «о­бе­лять» ры­нок да­лее уже не за чем. А пла­нов у Мин­фи­на (и не толь­ко у Мин­фи­на) в этом на­прав­ле­нии – про­сто гро­мадье! Один лишь за­ко­но­про­ект, ожи­да­ю­щий 1-е чте­ние в Го­с­ду­ме, по сер­ти­фи­ка­ции всех дра­го­цен­ных ка­м­ней в обо­ро­те все­го тре­мя го­су­дар­ствен­ны­ми ла­бо­ра­то­ри­я­ми – это же це­лая ре­во­лю­ция на юве­ли­р­ном ры­н­ке. Че­го она бу­дет сто­ить всем участ­ни­кам ры­н­ка, от ма­ла до ве­ли­ка? Да­же при­ки­доч­но оце­нить стра­ш­но, учи­ты­вая се­го­д­ня­ш­ние оче­ре­ди в МРУ на мар­ки­ро­в­ку юве­ли­р­ных из­де­лий­…

С на­ло­га­ми на юве­ли­ров у Мин­фи­на то­же все ни­как не со­о­т­вет­ству­ет ин­те­ре­сам раз­ви­тия от­рас­ли, а зна­чит – ин­те­ре­сам эко­но­ми­ки. В ре­зуль­та­те от­ме­ны УСН у юве­ли­ров по пе­чаль­но зна­ме­ни­то­му за­ко­ну 47-ФЗ, ди­на­ми­ка ро­ста сбо­ра НДС со всех юве­ли­ров по дан­ным ФНС ока­за­лась удру­ча­ю­ще низ­кой: все­го-то +2,73% в 1-ом по­лу­го­дие 2024 го­да по срав­не­нию с тем же пе­ри­о­дом 2023 го­да. А сбо­ры НДС у ИП в юве­ли­р­ной сфе­ре и во­в­се упа­ли на 38,5%. И это при том, что зо­ло­то за этот пе­ри­од вы­рос­ло в це­не аж на 33,1%. Т.е. учи­ты­вая это, со­би­ра­е­мость НДС с юве­ли­ров не вы­ро­сла, а рух­ну­ла вниз! При этом ко­ли­че­ство субъ­ек­тов в от­рас­ли по­лу­го­дие к по­лу­го­дию со­кра­ти­лось на 40,64%. Вот он, пе­чаль­ный ре­зуль­тат ро­ста на­ло­го­вой на­груз­ки на участ­ни­ков ры­н­ка. Но Мин­фин не ви­но­ват – он же не от­ве­ча­ет за раз­ви­тие от­рас­ли!

Юве­ли­ры еще не­дав­но ис­пы­ты­ва­ли на­де­ж­ды на Мин­про­м­торг РФ. Од­на­ко про­ект «Пла­на ме­ро­при­я­тий (до­ро­ж­ная кар­та) по раз­ви­тию от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов» (https://cloud.mail.ru/public/RWUT/jykTTzBzx) про­де­мон­стри­ро­вал очень огра­ни­чен­ные на­ме­ре­ния Мин­про­м­тор­га в ре­гу­ли­ро­ва­нии сфе­ры ДМДК. Из 53 пун­к­тов пре­до­став­лен­но­го про­ек­та пла­на юве­ли­р­ной сфе­ре по­свя­ще­ны все­го три: пункт 49. «Раз­ви­тие спро­са и ин­те­ре­са к оте­че­ствен­ной юве­ли­р­ной про­дук­ции по­сред­ством ки­не­ма­то­гра­фа и иных ин­фор­ма­ци­он­но мас­со­вых ме­ро­при­я­тий», пункт 51. «От­ме­на тре­бо­ва­ния на­не­се­ния на юве­ли­р­ные из­де­лия, по­став­ля­е­мые на экс­порт, лю­бых иден­ти­фи­ка­ци­он­ных зна­ков, поз­во­ля­ю­щих опре­де­лить их рос­сий­ское про­ис­хо­ж­де­ние» и пункт 52. «В­не­сти кор­рек­ти­ро­в­ку в пе­р­ви­ч­ные до­ку­мен­ты ГИИС ДМДК и ГИС ФТС с це­лью их син­хро­ни­за­ции».

Не сле­ду­ет за­бы­вать: в Мин­про­м­тор­ге во­об­ще нет де­пар­та­мен­та, за­ни­ма­ю­ще­го­ся дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, а раз­ра­бо­т­ка про­ек­тов по ре­гу­ли­ро­ва­нию пе­ре­ра­бо­т­ки и об­ра­ще­ния ДМДК в лю­бом слу­чае оста­ет­ся за Мин­фи­ном Рос­сии. Так что стро­ить ка­кие-то стра­те­ги­че­ские пла­ны в сфе­ре ДМДК Мин­про­м­тор­гу РФ, не имея не­об­хо­ди­мо­го ин­стру­мен­та­рия воз­дей­ствия, про­сто бес­смыс­лен­но. Хо­тя бы ка­кую-­ни­будь ре­гу­ляр­ную по­мощь по­лу­чать от Мин­про­м­тор­га юве­ли­р­ной от­рас­ли - бу­дет уже до­сти­же­ни­ем. Но Мин­про­м­торг – это точ­но не па­на­цея для ре­ше­ния всех про­б­лем сфе­ры ДМДК.

У­чи­ты­вая вы­ше­из­ло­жен­ное, Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» пы­та­ет­ся воз­гла­вить край­не ва­ж­ную для юве­ли­р­ной от­рас­ли по­пы­т­ку пе­ре­ло­мить име­ю­щий­ся тренд на бес­ко­неч­ное «за­кру­чи­ва­ние га­ек» в сфе­ре ДМДК, об­ра­щая вни­ма­ние го­су­дар­ства на не­об­хо­ди­мость про­ти­во­по­став­ле­ния за­дач раз­ви­тия юве­ли­р­ной от­рас­ли уси­ле­нию кон­тро­ля.

Сей­час у юве­ли­р­но­го со­об­ще­ства по­яви­л­ся уни­каль­ный шанс: Минэко­но­мраз­ви­тия Рос­сии с 31 ок­тяб­ря по 2 но­яб­ря 2024 го­да в Ка­ли­нин­гра­де про­во­дит Форум кон­троль­ных ор­га­нов. При­чем 2 но­яб­ря, в пле­нар­ной сес­сии, ожи­да­ет­ся уча­стие За­ме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ - Ру­ко­во­ди­те­ля Ап­па­ра­та Пра­ви­тель­ства РФ Дми­т­рия Юрье­ви­ча Гри­го­рен­ко. Ку­ри­ру­ю­ще­го всю сфе­ру кон­тро­ля и на­д­зо­ра в Рос­сии.

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->