На отраслевом совещании, прошедшем 25 сентября этого года в рамках выставки Junwex, главным вопросом было обсуждение будущего всей ювелирной отрасли – есть ли шанс, что кроме бесконечного усиления контроля и надзора государство задумается и о развитии сферы ДМДК.
К сожалению, не все участники рынка воодушевлены тем, что Гильдия ювелиров России всерьез заинтересовалась стратегическими вопросами регулирования отрасли. Кто-то считает, что эта попытка переломить государственную политику в сфере ДМДК гарантированно обречена на провал – ничего изменить в вопросе такого уровня у нас невозможно. Кто-то считает, что лучше бы Гильдия не распыляла усилия, а снова и снова кричала бы про необходимость возврата для ювелиров УСН и требовала бы отмены маркировки.
Если не брать в расчет то, что и завтра жизнь продолжится, наверное, было бы достаточно бороться лишь с тем текущим «злом», которое вот сегодня уже накрыло ювелиров. Но завтра непременно настанет. И что оно принесет ювелирам, зависит от того, останется ли прежним тренд на усиление контрольно-надзорной деятельности в госрегулировании сферы ДМДК, или каким-то образом удастся его скорректировать, смягчить. Иначе выжить на ювелирном рынке со временем смогут только самые крупные игроки. Да и то лишь до тех пор, пока их не национализируют за какие-нибудь нарушения…
Вряд ли стоит напоминать об усилении влияния внешних факторов на все, что происходит в экономике нашей стране. Во многих сферах с учетом неспокойного времени это полностью оправдано. Формально, контрольно-надзорный орган ювелирной сферы – Федеральная пробирная палата - не является силовой структурой. Тем более, совершенно мирные функции у отраслевого регулятора, Минфина России. Однако любая государственная структура действует строго согласно тому, что ей предписано законодательством.
Законодательство предписало Минфину России осуществлять функции по выработке единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере переработки и обращения ДМ и ДК. К сожалению, из задач Минфина по разработке актов в части производства, переработки и обращения ДМДК были выведены разработка актов стратегического планирования, а также задачи финансовой, инновационной, информационно-консультационной поддержки субъектов рынка, поддержки осуществления внешнеэкономической деятельности.
Если ничего не менять, то Минфин России будет и дальше проводить государственную политику в сфере ДМДК, направленную, как ему и предписано, лишь на все большее усиление контроля и надзора. Т.е. Минфин будет по-прежнему бороться за бесконечное «обеление» рынка, де-факто поддерживая лишь необходимость внимания к сфере ДМДК силовых структур, отвлекая их ресурсы от более важных дел. И даже не пытаясь достигать интересы экономики государства в соблюдении баланса между контролем и развитием сферы, причем делая это в полном соответствии с поставленными перед Минфином задачами!
Вопрос: если не само ювелирное сообщество, не сами участники рынка, то кто должен в этой ситуации «бить в колокола»? Слегка притормаживать «каток» контроля и надзора в сфере ДМДК позволяют уже существующие процедуры ОРВ и «регуляторной гильотины», которыми пользуется Гильдия ювелиров России и другие отраслевые объединения. Но без фундаментальных изменений установок для самого Минфина России эти процедуры всегда будут лишь игрой в «шаг вперед, два шага назад», не в пользу интересов участников отрасли. И не в пользу интересов экономики государства. Эти действующие процедуры очень необходимы, но их точно недостаточно.
Можно, конечно, снова и снова задаваться вопросом, как же так получается, что ГИИС ДМДК уже давно работает, а в пояснительной записке очередного законопроекта (№ 658358-8, https://sozd.duma.gov.ru/bill/658358-8) указывается, что «По данным правоохранительных органов, объем нелегально ввезенных в Российскую Федерацию драгоценных камней превышает в 82 раза объем драгоценных камней, правомерно используемых в качестве вставок в ювелирных изделиях; объем нелегального оборота ювелирных изделий составляет около 50%, драгоценных металлов около 20%». Это как же так?
А так вот. Ведь если не указать большую долю нелегального оборота, то и «обелять» рынок далее уже не за чем. А планов у Минфина (и не только у Минфина) в этом направлении – просто громадье! Один лишь законопроект, ожидающий 1-е чтение в Госдуме, по сертификации всех драгоценных камней в обороте всего тремя государственными лабораториями – это же целая революция на ювелирном рынке. Чего она будет стоить всем участникам рынка, от мала до велика? Даже прикидочно оценить страшно, учитывая сегодняшние очереди в МРУ на маркировку ювелирных изделий…
С налогами на ювелиров у Минфина тоже все никак не соответствует интересам развития отрасли, а значит – интересам экономики. В результате отмены УСН у ювелиров по печально знаменитому закону 47-ФЗ, динамика роста сбора НДС со всех ювелиров по данным ФНС оказалась удручающе низкой: всего-то +2,73% в 1-ом полугодие 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023 года. А сборы НДС у ИП в ювелирной сфере и вовсе упали на 38,5%. И это при том, что золото за этот период выросло в цене аж на 33,1%. Т.е. учитывая это, собираемость НДС с ювелиров не выросла, а рухнула вниз! При этом количество субъектов в отрасли полугодие к полугодию сократилось на 40,64%. Вот он, печальный результат роста налоговой нагрузки на участников рынка. Но Минфин не виноват – он же не отвечает за развитие отрасли!
Ювелиры еще недавно испытывали надежды на Минпромторг РФ. Однако проект «Плана мероприятий (дорожная карта) по развитию отрасли драгоценных металлов» (https://cloud.mail.ru/public/RWUT/jykTTzBzx) продемонстрировал очень ограниченные намерения Минпромторга в регулировании сферы ДМДК. Из 53 пунктов предоставленного проекта плана ювелирной сфере посвящены всего три: пункт 49. «Развитие спроса и интереса к отечественной ювелирной продукции посредством кинематографа и иных информационно массовых мероприятий», пункт 51. «Отмена требования нанесения на ювелирные изделия, поставляемые на экспорт, любых идентификационных знаков, позволяющих определить их российское происхождение» и пункт 52. «Внести корректировку в первичные документы ГИИС ДМДК и ГИС ФТС с целью их синхронизации».
Не следует забывать: в Минпромторге вообще нет департамента, занимающегося драгоценными камнями, а разработка проектов по регулированию переработки и обращения ДМДК в любом случае остается за Минфином России. Так что строить какие-то стратегические планы в сфере ДМДК Минпромторгу РФ, не имея необходимого инструментария воздействия, просто бессмысленно. Хотя бы какую-нибудь регулярную помощь получать от Минпромторга ювелирной отрасли - будет уже достижением. Но Минпромторг – это точно не панацея для решения всех проблем сферы ДМДК.
Учитывая вышеизложенное, Ассоциация «Гильдия ювелиров России» пытается возглавить крайне важную для ювелирной отрасли попытку переломить имеющийся тренд на бесконечное «закручивание гаек» в сфере ДМДК, обращая внимание государства на необходимость противопоставления задач развития ювелирной отрасли усилению контроля.
Сейчас у ювелирного сообщества появился уникальный шанс: Минэкономразвития России с 31 октября по 2 ноября 2024 года в Калининграде проводит Форум контрольных органов. Причем 2 ноября, в пленарной сессии, ожидается участие Заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ Дмитрия Юрьевича Григоренко. Курирующего всю сферу контроля и надзора в России.