Цикл лекций «От барокко к историзму: эпохи, стили, мастера...»

Раздел: Выставки
30 сентября 2024 г.

Ци­кл вклю­ча­ет три лек­ции, по­свя­щен­ные изу­че­нию при­н­ци­пов фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия сти­лей, кон­це­п­ций, си­м­во­ли­ки, форм укра­ше­ний и пред­ме­тов де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ства в ев­ро­пей­ском юве­ли­р­ном ис­кус­стве: от эпо­хи ба­ро­к­ко до кон­ца XIX ве­ка. Мы про­сле­дим, как по­в­ли­я­ли на юве­ли­р­ное ис­кус­ство эко­но­ми­че­ские, по­ли­ти­че­ские, ре­ли­ги­оз­ные, куль­тур­ные со­бы­тия, Ве­ли­кие гео­гра­фи­че­ские от­кры­тия, ка­кую ва­ж­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии но­вых форм, си­м­во­ли­ки укра­ше­ний иг­ра­ла мо­да и ка­ко­ва бы­ла роль ли­ч­но­сти в дра­ма­ти­ч­ных ис­то­ри­ях, свя­за­н­ных с ми­ром дра­го­цен­ных укра­ше­ний.

На­ча­ло всех ме­ро­при­я­тий в 18:30 в Бе­ло­ко­лон­ном за­ле Шу­ва­ло­в­ско­го двор­ца.

Опи­са­ние цик­ла

22 ок­тяб­ря, 18:30 — Лек­ция «Ев­ро­пей­ское юве­ли­р­ное ис­кус­ство эпо­хи ба­ро­к­ко»

При­шед­ший на сме­ну Ре­нес­сан­су стиль ба­ро­к­ко с его го­ло­во­кру­жи­тель­ной ди­на­ми­кой, от­ка­зом от пра­вил и норм, соч­ным и яр­ким вы­ра­зи­тель­ным язы­ком, ори­ен­ти­ро­вал­ся на из­мен­чи­вость и сло­ж­ность форм, иг­ру смыс­лов, кра­сок и фа­к­тур в юве­ли­р­ном ис­кус­стве. Это бы­ло вре­мя фор­ми­ро­ва­ния но­вых эс­те­ти­че­ских и ху­до­же­ствен­ных пред­став­ле­ний в де­ко­ра­тив­ном и юве­ли­р­ном ис­кус­стве, по­яв­ле­ния но­вых ти­пов, форм, си­м­во­ли­ки укра­ше­ний. Эти но­ва­ции рас­смат­ри­ва­ют­ся в лек­ции в кон­тек­сте де­я­тель­но­сти на­и­бо­лее зна­чи­мых ев­ро­пей­ских юве­ли­р­ных цен­тров и ма­сте­ров эпо­хи ба­ро­к­ко.

29 ок­тяб­ря, 18:30 — Лек­ция «От ро­кай­ля к ам­пи­ру: юве­ли­р­ное ис­кус­ство XVIII – нач. XIX вв.»

XVIII сто­ле­тие — га­лан­т­ный век и эпо­ха Про­све­ще­ния, по­ро­ж­да­ют два ос­но­в­ных сти­ля – ро­ко­ко и клас­си­цизм. Чув­ствен­ный и из­мен­чи­вый ро­кайль пред­по­чи­та­ет не­до­ска­за­н­ность и не­за­вер­шен­но­сть, эк­зо­ти­ку и ле­г­ко­вес­но­сть. Этот стиль в юве­ли­р­ном ис­кус­стве свя­зан с фор­ми­ро­ва­ни­ем тен­ден­ций на­ту­ра­лиз­ма, даль­ней­шим раз­ви­ти­ем огран­ки бри­л­ли­ан­та и рас­цве­та ак­сес­су­а­ров, как ат­ри­бу­та «га­лан­т­но­го ве­ка». Но уже во вто­рой по­ло­ви­не сто­ле­тия из­ме­не­ние эс­те­ти­че­ских и ху­до­же­ствен­ных пред­по­чте­ний в куль­ту­ре ока­за­ло не­по­сред­ствен­ное вли­я­ние и на юве­ли­р­ное ис­кус­ство. Это вы­ли­лось в увле­че­ние иде­а­ла­ми ан­ти­ч­но­сти и Про­све­ще­ния, по­яв­ле­ние в юве­ли­р­ном де­ле но­вых форм, тех­ник, ма­те­ри­а­лов, фор­ми­ро­ва­ние кон­це­п­ции па­мят­ных укра­ше­ний. Стро­гий и упо­ря­до­чен­ный клас­си­цизм про­хо­дит путь от пе­ре­осмыс­ле­ния ан­ти­ч­но­го на­сле­дия к им­пе­р­ско­му сти­лю ам­пир, со­з­дав­ше­му ве­ли­ко­ле­п­ную де­ко­ра­цию во­ен­ным по­бе­дам и ве­ли­чию вла­сти На­по­лео­на.

5 но­яб­ря, 18:30 — Лек­ция «От ам­пи­ра к ис­то­риз­му: ев­ро­пей­ское юве­ли­р­ное ис­кус­ство вто­рой по­ло­ви­ны XIX в.»

В XIX сто­ле­тии бег вре­ме­ни уско­ря­ет­ся, и сме­на сти­ли­сти­че­ских на­прав­ле­ний в юве­ли­р­ном ис­кус­стве про­ис­хо­дит ди­на­ми­ч­нее, сло­ж­нее и ха­о­ти­ч­нее. Вслед за ро­ман­тиз­мом с его по­бе­дой чув­ства над ра­з­у­мом, увле­че­ни­ем фан­та­сти­че­ски­ми мо­ти­ва­ми, пра­к­ти­че­ски все ев­ро­пей­ские стра­ны охва­ты­ва­ет ин­те­рес к про­ш­ло­му, фор­ми­руя стиль ис­то­ризм. Ху­до­ж­ни­ки, ра­бо­та­ю­щие в этом на­прав­ле­ния, иг­ра­ют с эс­те­ти­кой ушед­ших эпох, по­ро­ж­дая быст­ро сме­ня­ю­щие друг дру­га «нео-­сти­ли». Фор­ми­ро­ва­ние но­вых ху­до­же­ствен­ных и сти­ли­сти­че­ских кон­це­п­ций эпо­хи ис­то­риз­ма в юве­ли­р­ном ис­кус­стве ис­сле­ду­ет­ся в кон­тек­сте са­мых раз­ли­ч­ных вли­я­ний – от на­уч­ных идей до при­чуд мо­ды той эпо­хи.

Лек­тор: Га­ли­на Ни­ко­ла­ев­на Га­б­ри­эль, кан­ди­дат ис­кус­ство­ве­де­ния, член Ас­со­ци­а­ции ис­кус­ство­ве­дов и кри­ти­ков, член Со­ю­за ху­до­ж­ни­ков Рос­сии.


[ fabergemuseum.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->