Физлица, работающие с драгоценными металлами и камнями, с осени смогут получить статус художника-ювелира. Речь преимущественно идет о мастерах-частниках, пишет «Российская газета». Подать заявление можно будет через «Госуслуги» или специализированную госинформсистему.
Требований к претенденту на статус несколько: например, он должен участвовать в профильных выставках и конкурсах и иметь не менее трех изготовленных вручную авторских изделий, прошедших опробование и государственное клеймение. Оценивать и присваивать статус будет спецкомиссия при Гохране России, куда войдут представители Минфина, Федеральной пробирной палаты и эксперты по культурным ценностям.
О том, нужен ли российским мастерам подобный статус, говорит исполнительный директор Гильдии ювелиров России Владимир Збойков:
Владимир Збойковисполнительный директор Гильдии ювелиров России:
«Для того чтобы производить ювелирные изделия или ими торговать, лицензии не требуется, вы просто учреждаете ООО или ЗАО, любое юрлицо или индивидуальный предприниматель, встаете на учет в Федеральной пробирной палате и работаете. Два года назад был принят 47-й ФЗ, в рамках этого 47-го ФЗ разрешили физическим лицам продавать слитки золота без НДС, параллельно ввели запрет для тех, кто и производит, и продает ювелирные изделия с применением всех специальных налоговых режимов, то есть УСН, патентная система попали под запрет. Тогда родилась эта идея — давайте сделаем художников, которые будут иметь возможность работать по упрощенной системе налогообложения и так далее, то есть хотя бы для части ювелиров вернем этот специальный налоговый режим. Но оказалось, что проект ни о чем, то есть создается якобы какая-то карта ювелиров, которых будет отбирать специальный художественный совет, и он должен быть от Гохрана и так далее. Чиновники, то есть, получается, рождают нечто типа статуса народного артиста, в данном случае народного ювелира. В условиях СССР было бы, наверное, неплохо, но сегодня мы все прекрасно понимаем, что то, художник заслуженный или не заслуженный, определяет не чиновник, а рынок. Если у него спрос будет, то у него будут покупать изделия, если нет, то и не будет. Я буду очень удивлен, если хотя бы какое-то количество художников-ювелиров у нас появится, потому что это никому не нужно».
Скептически к нововведению относится и председатель правления Ассоциации малого ювелирного бизнеса, владелец сети магазинов «Очень красивое серебро» Анна Романовская. По ее словам, у частных мастеров сейчас есть другие проблемы.
Анна Романовскаяпредседатель правления Ассоциации малого ювелирного бизнеса, владелец сети магазинов:
«Очень красивое серебро»«Для простого предпринимателя это ничем хорошим не грозит, это никак не повлияет на их жизнь. Чтобы стать свободным художником, нужно сначала зарегистрироваться как компания, юрлицо, сдать несколько изделий в апробирование, после это уже появится статус свободного художника. Минфин и Гохран теперь у нас решают, кто художник, а кто не художник. По мне, это бесполезная затея на каком-то высоком уровне, где у нас будут друг друга поздравлять и вручать друг другу различные статусы. Учитывая, что там будут, скорее всего, люди, приближенные к тем слоям общества, изделия они выпускают изначально уже по цене лакшери и эксклюзив, то есть простой ювелир, который делает для народа, скорее всего, туда не попадет. Когда от ювелиров приходят предложения, как отрасль развивать, это в упор не слышат, в верхах хотят отрасль исключительно регулировать и контролировать, поэтому ни о каком развитии отрасли речи не идет, тем более у нас нет никакого органа, структуры, которая отвечает за развитие. У нас есть только органы и структуры, которые отвечают за контроль, поэтому контроль ужесточается, работать становится все сложнее. Отсюда закрытие предприятий, маркировка, введение дополнительных административных нагрузок — это все сказывается на простом ювелире, который вместо того, чтобы изготавливать изделия, сидит и мучается с программным обеспечением, которое ему необходимо загрузить в свой компьютер».
Согласно опубликованному в начале года анализу BusinesStat, в 2023 году продажи ювелирных изделий премиум-класса в России составили 12,74 тысячи штук. Для сравнения: в 2021-м было реализовано более 62 тысяч таких изделий. Таким образом, за два года зафиксировано падение на уровне 80%.