Российский рынок драгоценных камней ожидают худшие времена

Раздел: Гильдия Ювелиров России
06 июня 2024 г.

В Го­су­дар­ствен­ную ду­му вне­сен за­ко­но­про­ект, спо­соб­ный ра­ди­каль­ным об­ра­зом (в худ­шую сто­ро­ну) из­ме­нить обо­рот дра­го­цен­ных ка­м­ней и са­мым силь­ным об­ра­зом по­в­ли­ять на всю юве­ли­р­ную от­расль. Ко­ли­че­ствен­но оце­ни­вать воз­мо­ж­ные ре­зуль­та­ты всту­п­ле­ния в си­лу дан­ных из­ме­не­ний от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства по­ка ра­но, т.к. мно­гие но­вел­лы яв­ля­ют­ся, ве­ро­ят­но, лишь сво­е­об­раз­ной «пре­лю­ди­ей» пе­ред еще бо­лее се­рьез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства. Мо­жет быть, их и не бу­дет (что ма­ло­ве­ро­ят­но). Но ес­ли по­сле­ду­ю­щих но­велл не бу­дет, то утра­ти­т­ся смысл ны­не рас­смат­ри­ва­е­мо­го за­ко­но­про­ек­та – для че­го-то ведь он вне­сен…

Юве­ли­р­но­му ры­н­ку оста­ет­ся лишь на­де­ять­ся, что этот за­ко­но­про­ект так ни­ко­г­да и не ста­нет за­ко­ном.

А­на­лиз про­ек­та № 636635-8 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции»

https://sozd.duma.gov.ru/bill/636635-8#bh_histras

1. Со­о­т­вет­ствие за­яв­лен­ных це­лей раз­ра­бо­т­ки за­ко­но­про­ек­та ин­те­ре­сам раз­ви­тия сфе­ры ДМДК и уве­ли­че­нию де­я­тель­но­сти, свя­за­н­ной с глу­бо­кой пе­ре­ра­бо­т­ки сы­рья

Це­ли раз­ра­бо­т­ки и при­ня­тия за­ко­но­про­ек­та из­ло­же­ны в По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к про­ек­ту. В пе­р­вом аб­за­це ука­за­но, что за­ко­но­про­ект раз­ра­бо­тан в це­лях уси­ле­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за об­ра­ще­ни­ем дра­го­цен­ных ка­м­ней. В то же вре­мя, из тек­ста за­ко­но­про­ек­та сле­ду­ет, что он ка­са­ет­ся та­к­же и обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

В По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке обос­но­ва­ние не­об­хо­ди­мо­сти при­ня­тия за­ко­но­про­ек­та обу­слав­ли­ва­ет­ся воз­ни­к­но­ве­ни­ем си­ту­а­ций, при ко­то­рых при­сва­и­ва­е­мые ха­ра­к­те­ри­сти­ки од­них и тех же дра­го­цен­ных ка­м­ней при сер­ти­фи­ка­ции от­ли­ча­ют­ся в раз­ных част­ных ла­бо­ра­то­ри­ях и та­ким об­ра­зом про­ис­хо­дит пред­на­ме­рен­ное за­вы­ше­ни­е/­за­ни­же­ние ха­ра­к­те­ри­стик дра­го­цен­ных ка­м­ней, а та­к­же ле­га­ли­за­ция не­учтен­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней на внут­рен­нем ры­н­ке, что на­но­сит ущерб эко­но­ми­че­ской без­о­пас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Дан­ное утвер­ж­де­ние яв­ля­ет­ся пол­но­стью оши­боч­ным по сле­ду­ю­щим ос­но­ва­ни­ям.

1.1. В про­цес­се сер­ти­фи­ка­ции экс­перт-­ге­м­мо­лог опре­де­ля­ет ха­ра­к­те­ри­сти­ки дра­го­цен­ных ка­м­ней, вклю­ча­ю­щие та­кие ва­ж­ней­шие па­ра­мет­ры, вли­я­ю­щие на сто­и­мость дра­го­цен­ных ка­м­ней, как цвет, чи­сто­та, на­ли­чие и спо­соб их об­ла­го­ра­жи­ва­ния. Од­на­ко ни в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ни в ка­кой-­ли­бо иной стра­не ми­ра, не про­из­во­ди­т­ся ин­стру­мен­таль­ных сред­ств, поз­во­ля­ю­щих до­ста­точ­но точ­но опре­де­лять цвет и чи­сто­ту ка­м­ня – эти па­ра­мет­ры все­г­да опре­де­ля­ют­ся субъ­ек­тив­но, в луч­шем слу­чае – при ви­зу­аль­ном срав­не­нии экс­пе­р­том ис­сле­ду­е­мо­го ка­м­ня с не­ким эта­лон­ным об­раз­цом. При этом на­ли­чие и спо­соб об­ла­го­ра­жи­ва­ния ка­м­ней во всех слу­ча­ях яв­ля­ет­ся про­цес­сом про­ве­де­ния мно­го­пла­но­вых ис­сле­до­ва­ний, та­к­же в от­сут­ствие ин­стру­мен­таль­ных сред­ств, поз­во­ля­ю­щих по­лу­чить од­но­з­на­ч­ный ре­зуль­тат. Бо­лее то­го, да­же про­ис­хо­ж­де­ние ис­сле­ду­е­мо­го ка­м­ня (при­род­ный или син­те­ти­че­ский) экс­пе­р­ты-­ге­м­мо­ло­ги опре­де­ля­ют в ре­зуль­та­те ис­сле­до­ва­ний и с опре­де­лен­ной ве­ро­ят­но­стью, т.к. су­ще­ству­ю­щие при­бо­ры не во всех слу­ча­ях поз­во­ля­ют га­ран­ти­ро­вать ре­зуль­тат.

Та­ким об­ра­зом, учи­ты­вая все­г­да субъ­ек­тив­ный ха­ра­к­тер опре­де­ле­ния ха­ра­к­те­ри­стик дра­го­цен­ных ка­м­ней и тот факт, что ито­го­вое за­клю­че­ние яв­ля­ет­ся не по­ка­за­ни­ем то­го или ино­го при­бо­ра, а все­г­да – ко­м­плек­сом раз­но­об­раз­ных ис­сле­до­ва­ний, спра­вед­ли­во утвер­ж­дать, что ха­ра­к­те­ри­сти­ки дра­го­цен­ных ка­м­ней, уста­но­в­лен­ные раз­ли­ч­ны­ми экс­пе­р­та­ми-­ге­м­мо­ло­га­ми, да­же име­ю­щи­ми са­мую вы­со­кую ква­ли­фи­ка­цию, все­г­да мо­гут иметь опре­де­лен­ный раз­брос. Это обы­ч­ная ми­ро­вая пра­к­ти­ка, при­су­щая ра­бо­те са­мых со­вре­мен­ных и ав­то­ри­тет­ных ге­м­мо­ло­ги­че­ских ла­бо­ра­то­рий.

1.2. Пред­на­ме­рен­ное за­вы­ше­ни­е/­за­ни­же­ние ха­ра­к­те­ри­стик дра­го­цен­ных ка­м­ней экс­пе­р­та­ми-­ге­м­мо­ло­га­ми воз­мо­ж­но, как и не­че­ст­ное вы­пол­не­ние ра­бот и ока­за­ние услуг в лю­бом сек­то­ре эко­но­ми­ки. Но нет ни­ка­ких ос­но­ва­ний счи­тать, что не­чи­сто­п­ло­т­ные экс­пе­р­ты-­ге­м­мо­ло­ги ра­бо­та­ют ис­клю­чи­тель­но в част­ных ла­бо­ра­то­ри­ях и не­че­ст­ных со­труд­ни­ков не мо­жет быть в го­су­дар­ствен­ном сек­то­ре.

1.3. Воз­ни­к­но­ве­ние «ле­га­ли­за­ции не­учтен­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней на внут­рен­нем ры­н­ке, на­но­ся­щим ущерб эко­но­ми­че­ской без­о­пас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» вслед­ствие не­од­но­з­на­ч­но­сти опре­де­ле­ния ха­ра­к­те­ри­стик дра­го­цен­ных ка­м­ней в про­цес­се их сер­ти­фи­ка­ции не­воз­мо­ж­но в при­н­ци­пе (а имен­но о про­цес­се сер­ти­фи­ка­ции дра­го­цен­ных ка­м­ней идет речь в По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке).

Де­ло в том, что сер­ти­фи­ка­ции под­ле­жат толь­ко те дра­го­цен­ные ка­м­ни, ко­то­рые пред­на­з­на­че­ны для ре­а­ли­за­ции фи­зи­че­ским ли­цам в не­о­прав­лен­ном ви­де, т.е. не бу­дучи вмон­ти­ро­ван­ны­ми в юве­ли­р­ные из­де­лия. До­ля та­ких дра­го­цен­ных ка­м­ней (ре­а­ли­зу­е­мых вне со­ста­ва юве­ли­р­ных из­де­лий) край­не ма­ла и со­став­ля­ет не бо­лее до­лей од­но­го про­цен­та от всех об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, на­хо­дя­щих­ся в обо­ро­те. Зло­у­мы­ш­лен­ни­ку го­раз­до вы­год­нее опра­вить не­учтен­ный дра­го­цен­ный ка­мень в со­став юве­ли­р­но­го из­де­лия, и не вы­пол­няя ка­кой-­ли­бо сер­ти­фи­ка­ции дра­го­цен­но­го ка­м­ня сво­бод­но это из­де­лие ре­а­ли­зо­вать.

Е­ди­ни­ч­ные слу­чаи по­яв­ле­ния на ры­н­ке не­учтен­ных, но сер­ти­фи­ци­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней в не­о­прав­лен­ном со­сто­я­нии яв­ля­ют­ся эк­зо­ти­че­ски­ми и они ни­как не спо­соб­ны на­не­сти ущерб эко­но­ми­че­ской без­о­пас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Ва­ж­но от­ме­тить, что сер­ти­фи­кат дра­го­цен­но­го ка­м­ня для по­тре­би­те­ля (в­не за­ви­си­мо­сти от то­го, на­сколь­ко точ­но ука­за­ны ре­аль­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки дра­го­цен­но­го ка­м­ня) ни в ко­ей сте­пе­ни не га­ран­ти­ру­ет по­тре­би­те­лю воз­мо­ж­но­сти ре­а­ли­за­ции дан­но­го ка­м­ня на вто­ри­ч­ном ры­н­ке из-­за его пра­к­ти­че­ско­го от­сут­ствия. Ни ску­п­ки, ни ло­м­бар­ды, ни иные участ­ни­ки ры­н­ка не го­то­вы при­об­ре­тать у фи­зи­че­ских лиц не­о­прав­лен­ные сер­ти­фи­ци­ро­ван­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни по ра­зу­м­ным це­нам, т.к. у них нет воз­мо­ж­но­сти их по­сле­ду­ю­щей ре­а­ли­за­ции из-­за от­сут­ствия спро­са у дру­гих участ­ни­ков ры­н­ка. Т.е. на пра­к­ти­ке сер­ти­фи­кат дра­го­цен­но­го ка­м­ня ни­сколь­ко не за­щи­ща­ет ин­те­ре­сы по­ку­па­те­ля, но яв­ля­ет­ся ва­ж­ным ин­стру­мен­том эф­фек­тив­но­го мар­ке­тин­га для про­дав­ца на пе­р­ви­ч­ном ры­н­ке. При этом не­ко­то­рые не­из­бе­ж­ные не­точ­но­сти ука­за­н­ных в сер­ти­фи­ка­те ха­ра­к­те­ри­стик дра­го­цен­но­го ка­м­ня ни­как не сни­жа­ют цен­но­сти сер­ти­фи­ка­та как ин­стру­мен­та мар­ке­тин­га и про­дви­же­ния дан­но­го то­ва­ра.

На­ли­чие упо­ми­на­е­мых в По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке 190 юри­ди­че­ских лиц или ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, ак­кре­ди­то­ван­ных в со­о­т­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об ак­кре­ди­та­ции в на­ци­о­наль­ной си­сте­ме ак­кре­ди­та­ции для вы­пол­не­ния ра­бот по сер­ти­фи­ка­ции – это со­в­сем не­м­но­го при уче­те ко­ли­че­ства на­се­ле­ния в го­су­дар­стве и раз­ме­ров тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Ва­ж­но от­ме­тить, что ока­зы­вая услу­ги на­се­ле­нию, эти част­ные ла­бо­ра­то­рии кон­ку­ри­ру­ют ме­ж­ду со­бой, поз­во­ляя гра­ж­да­нам вы­яс­нить су­щ­ность име­ю­ще­го­ся у них дра­го­цен­но­го ка­м­ня ли­бо с ми­ни­маль­ны­ми за­тра­та­ми (об­ра­ща­ясь к ма­ло­из­ве­ст­ным ла­бо­ра­то­ри­ям), ли­бо – с ма­к­си­маль­ной на­де­ж­но­стью ди­а­г­но­сти­ки, при об­ра­ще­нии к се­рьез­но ос­на­щен­ным ис­сле­до­ва­тель­ским цен­трам. А от­сут­ствие из­бы­точ­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния дан­но­го сек­то­ра со сто­ро­ны го­су­дар­ства поз­во­ля­ет да­же луч­шим част­ным ла­бо­ра­то­ри­ям ока­зы­вать на­се­ле­нию и юри­ди­че­ским ли­цам услу­ги по сер­ти­фи­ци­ро­ва­нию дра­го­цен­ных ка­м­ней на уро­в­не цен, су­ще­ствен­но бо­лее низ­ких по срав­не­нию с ана­ло­ги­ч­ны­ми за­ру­бе­ж­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми.

Да­лее, в По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке да­ет­ся обос­но­ва­ние на­де­ле­нию Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пол­но­мо­чи­я­ми по опре­де­ле­нию пе­реч­ня дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней, про­дук­ции из них. Дан­ная пред­ла­га­е­мая нор­ма гру­бо про­ти­во­ре­чит дру­гой нор­ме то­го же са­мо­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях»: в Ста­тье 1 за­ко­на уже при­ве­ден пе­ре­чень как дра­го­цен­ных ме­тал­лов, так и дра­го­цен­ных ка­м­ней:

- дра­го­цен­ные ме­тал­лы - зо­ло­то, се­ре­бро, пла­ти­на и ме­тал­лы пла­ти­но­вой груп­пы (пал­ла­дий, ири­дий, ро­дий, ру­те­ний и ос­мий). Дра­го­цен­ные ме­тал­лы мо­гут на­хо­дить­ся в лю­бом со­сто­я­нии, ви­де, в том чис­ле в са­мо­род­ном и аф­фи­ни­ро­ван­ном ви­де, а та­к­же в сы­рье, спла­вах, по­лу­фаб­ри­ка­тах, про­мы­ш­лен­ных про­дук­тах, хи­ми­че­ских со­е­ди­не­ни­ях, юве­ли­р­ных и дру­гих из­де­ли­ях, мо­не­тах, ло­ме и от­хо­дах про­из­вод­ства и по­треб­ле­ни­я;

- дра­го­цен­ные ка­м­ни - при­род­ные ал­ма­зы, изу­мру­ды, ру­би­ны, са­п­фи­ры и алек­сан­д­ри­ты, а та­к­же при­род­ный же­м­чуг в сы­ром (е­сте­ствен­ном) и об­ра­бо­тан­ном ви­де. К дра­го­цен­ным ка­м­ням при­рав­ни­ва­ют­ся уни­каль­ные ян­тар­ные об­ра­зо­ва­ния в по­ряд­ке, уста­нав­ли­ва­е­мом Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Не яв­ля­ют­ся дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми ма­те­ри­а­лы ис­кус­ствен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, об­ла­да­ю­щие ха­ра­к­те­ри­сти­ка­ми (свой­ства­ми) дра­го­цен­ных ка­м­ней.

Та­ким об­ра­зом, воз­ни­ка­ет про­ти­во­по­став­ле­ние в од­ном и том же за­ко­не двух ана­ло­ги­ч­ных по су­ще­ству норм, что не­до­пу­сти­мо.

Исто­ри­че­ски сло­жив­ший­ся пе­ре­чень дра­го­цен­ных ка­м­ней, при­ве­ден­ный в Ста­тье 1 дан­но­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на, в при­н­ци­пе не­до­пу­сти­мо рас­ши­рять в усло­ви­ях су­ще­ству­ю­щей кон­фи­гу­ра­ции за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней. В от­ли­чие от ми­ро­вой пра­к­ти­ки, в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции гра­ж­дан­ский обо­рот дра­го­цен­ных ка­м­ней для фи­зи­че­ских лиц огра­ни­чен обо­ро­том лишь сер­ти­фи­ци­ро­ван­ных об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней. На­ру­ше­ние уста­но­в­лен­но­го по­ряд­ка обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней же­ст­ко ка­ра­ет­ся по ст. 191 УК РФ (в­клю­чая да­же хра­не­ние). В то же вре­мя, воз­мо­ж­ное рас­ши­ре­ние пе­реч­ня дра­го­цен­ных ка­м­ней не­из­бе­ж­но при­ве­дет к то­му, что ра­нее недра­го­цен­ные ка­м­ни, на­хо­дя­щи­е­ся в соб­ствен­но­сти ты­сяч фи­зи­че­ских лиц в ви­де ми­не­ра­ло­ги­че­ских кол­лек­ци­он­ных об­раз­цов, не­воль­но ока­жут­ся вне пра­во­во­го по­ля вплоть до по­па­да­ния их вла­дель­цев в ста­тус пре­сту­п­ни­ков.

Кро­ме то­го, рас­ши­ре­ние спис­ка дра­го­цен­ных ка­м­ней при­ве­дет к не­об­хо­ди­мо­сти ука­зы­вать участ­ни­кам ры­н­ка в ГИИС ДМДК их ха­ра­к­те­ри­сти­ки, что бес­смыс­лен­но с ры­ноч­ной точ­ки зре­ния, т.к. ре­аль­ная ры­ноч­ная це­на ны­не по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней го­раз­до боль­ше за­ви­сит не от ка­че­ства этих ка­м­ней (их ха­ра­к­те­ри­стик), а от те­ку­щей конъ­юн­к­ту­ры, мо­ды на ры­н­ке, тор­го­вой по­ли­ти­ки, ав­то­ри­те­та и ста­ту­са кон­крет­но­го про­дав­ца и т.д.

В то же вре­мя, не­об­хо­ди­мость вне­се­ния в ГИИС ДМДК ха­ра­к­те­ри­стик по­лу­дра­го­цен­ных на на­сто­я­щий мо­мент ка­м­ней не при­но­ся поль­зы ры­н­ку, силь­но уве­ли­чит из­дер­ж­ки участ­ни­ков ры­н­ка на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний, за­мет­но сни­зив об­щую про­из­во­ди­тель­ность тру­да в от­рас­ли.

Что ка­са­ет­ся воз­мо­ж­но­сти из­ме­не­ния пе­реч­ня дра­го­цен­ных ме­тал­лов, то ни­ка­ких по­тен­ци­аль­ных воз­мо­ж­но­стей кор­рек­ти­ро­в­ки дан­но­го пе­реч­ня не про­смат­ри­ва­ет­ся в при­н­ци­пе.

Та­ким об­ра­зом, По­яс­ни­тель­ная за­пис­ка не де­мон­стри­ру­ет обос­но­ван­ной по­треб­но­сти на­де­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пол­но­мо­чи­я­ми по опре­де­ле­нию пе­реч­ня дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней, про­дук­ции из них.

По­яс­ни­тель­ная за­пис­ка не при­во­дит ни­ка­ких обос­но­ва­ний сле­ду­ю­щим но­вел­лам за­ко­но­про­ек­та:

- на­де­ле­нии Мин­фи­на Рос­сии фун­к­ци­ей по опре­де­ле­нию пе­реч­ня до­ку­мен­тов по стан­дар­ти­за­ции, уста­нав­ли­ва­ю­щих тре­бо­ва­ния к дра­го­цен­ным ме­тал­лам, дра­го­цен­ным ка­м­ням, про­дук­ции из них, пе­реч­ня до­ку­мен­тов по стан­дар­ти­за­ции, со­дер­жа­щих пра­ви­ла и ме­то­ды ис­сле­до­ва­ний (ис­пы­та­ний) и из­ме­ре­ний, вклю­чая пра­ви­ла от­бо­ра об­раз­цов, не­об­хо­ди­мые для осу­ще­ств­ле­ния под­твер­ж­де­ния со­о­т­вет­стви­я;

- на­де­ле­нии Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты пол­но­мо­чи­я­ми по под­твер­ж­де­нию со­о­т­вет­ствия клас­си­фи­ка­ци­он­ных ха­ра­к­те­ри­стик дра­го­цен­ных ка­м­ней, дра­го­цен­ных ка­м­ней, про­дук­ции из ни­х;

- на­де­ле­нии су­деб­но-­экс­пе­р­т­ных учре­ж­де­ний Ми­ню­ста Рос­сии и Го­хра­на Рос­сии пол­но­мо­чи­я­ми по под­твер­ж­де­нию со­о­т­вет­ствия клас­си­фи­ка­ци­он­ных ха­ра­к­те­ри­стик дра­го­цен­ных ка­м­ней.

При этом По­яс­ни­тель­ная за­пис­ка не со­дер­жит ва­ж­но­го разъ­яс­не­ния о том, для че­го дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни вы­во­дят­ся из сфе­ры тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния (из-­под дей­ствия Фе­де­раль­ный за­кон «О тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии» от 27.12.2002 N 184-ФЗ). В то же вре­мя, ес­ли изъ­ять дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни из-­под дей­ствия тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, рас­сы­па­ет­ся про­цесс со­з­да­ния но­вых стан­дар­тов и со­вер­шен­ство­ва­ния те­ку­щих.

Пе­ре­чис­лен­ные вы­ше го­су­дар­ствен­ные струк­ту­ры не­из­бе­ж­но бу­дут со­з­да­вать стан­дар­ты ис­хо­дя из сво­е­го по­ни­ма­ния и сво­их ин­те­ре­сов, без при­в­ле­че­ния всех сто­рон, в том чис­ле – участ­ни­ков ры­н­ка, и та­кие стан­дар­ты с вы­со­кой сте­пе­нью ве­ро­ят­но­сти не бу­дут до­ста­точ­но ко­м­пе­тен­т­ны­ми.

В то же вре­мя, стан­дар­ты на дра­го­цен­ные ка­м­ни су­ще­ству­ют не толь­ко для це­лей их сер­ти­фи­ка­ции. Стан­дар­ты ре­гла­мен­ти­ру­ют сор­ти­ро­в­ку, огран­ку ка­м­ней, уста­нав­ли­ва­ют раз­ли­ч­ные тре­бо­ва­ния. Те­ку­щие стан­дар­ты бы­ли раз­ра­бо­та­ны в со­о­т­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми к раз­ра­бо­т­ке стан­дар­тов, с уча­сти­ем ор­га­ни­за­ций, боль­шо­го чис­ла экс­пе­р­тов, всех участ­ни­ков ры­н­ка.

2. Со­о­т­вет­ствие за­яв­лен­ных рас­хо­дов, свя­за­н­ных с при­ня­ти­ем за­ко­но­про­ек­та, ожи­да­ни­ям участ­ни­ков ры­н­ка ДМДК

В По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке ука­зы­ва­ет­ся, что при­ня­тие и ре­а­ли­за­ция пред­ла­га­е­мых за­ко­но­про­ек­том ре­ше­ний не по­тре­бу­ет до­пол­ни­тель­ных рас­хо­дов, по­кры­ва­е­мых за счет средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та и бюд­же­тов субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Это да­ле­ко не так. Не пред­став­ле­ны рас­че­ты оцен­ки за­трат из бюд­жет­ных средств на со­з­да­ние и ос­на­ще­ние го­су­дар­ствен­ных ла­бо­ра­то­рий. Эти су­м­мы, с уче­том сло­ж­но­сти не­об­хо­ди­мо­го обо­ру­до­ва­ния, не мо­гут быть не­з­на­чи­тель­ны­ми.

От­сут­ству­ет при­ве­де­ние оцен­ки, ка­кое ко­ли­че­ство дра­го­цен­ных ка­м­ней пред­по­ла­га­ет­ся еже­год­но сер­ти­фи­ци­ро­вать в дан­ных ла­бо­ра­то­ри­ях.

Но, глав­ное, не при­ве­де­ны ожи­да­е­мые до­пол­ни­тель­ные за­тра­ты участ­ни­ков ры­н­ка за вы­пол­не­ние та­кой сер­ти­фи­ка­ции.

Д­ля юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за­ко­но­про­ект не­сет вы­со­кие ри­с­ки то­го, что впо­след­ствии мо­жет быть при­ня­то ре­ше­ние о сер­ти­фи­ка­ции об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней не толь­ко в слу­чае их по­сле­ду­ю­щей ре­а­ли­за­ции фи­зи­че­ским ли­цам вне со­ста­ва юве­ли­р­ных из­де­лий, но и в слу­чае их по­сле­ду­ю­ще­го ис­поль­зо­ва­ния в про­из­вод­стве юве­ли­р­ных из­де­лий. По­доб­ное рас­ши­ре­ние объ­е­мов сер­ти­фи­ка­ции не толь­ко эко­но­ми­че­ски не­це­ле­со­об­раз­но (се­бе­сто­и­мость опре­де­ле­ния под­лин­но­сти и ха­ра­к­те­ри­стик мел­ких и не­до­ро­гих ка­м­ней мо­жет сто­ить боль­ше са­мих этих ка­м­ней), но и не­сти ри­с­ки пол­но­го кол­ла­п­са юве­ли­р­ной от­рас­ли из-­за по­яв­ле­ния сверх­д­лин­ных сро­ков вы­пол­не­ния этой сер­ти­фи­ка­ции все­го тре­мя за­пла­ни­ро­ван­ны­ми за­ко­но­про­ек­том ла­бо­ра­то­ри­я­ми.

О­со­бен­но рез­ко воз­рас­та­ют ри­с­ки кол­ла­п­са юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти Рос­сии в слу­чае рас­ши­ре­ния спис­ка дра­го­цен­ных ка­м­ней, со­про­во­ж­да­ю­ще­го­ся не­из­бе­ж­ной не­об­хо­ди­мо­стью вне­се­ния их ха­ра­к­те­ри­стик в ГИИС ДМДК.

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->