Российский рынок драгоценных камней ожидают худшие времена

Раздел: Гильдия Ювелиров России
06 июня 2024 г.

В Го­су­дар­ствен­ную ду­му вне­сен за­ко­но­про­ект, спо­соб­ный ра­ди­каль­ным об­ра­зом (в худ­шую сто­ро­ну) из­ме­нить обо­рот дра­го­цен­ных ка­м­ней и са­мым силь­ным об­ра­зом по­в­ли­ять на всю юве­ли­р­ную от­расль. Ко­ли­че­ствен­но оце­ни­вать воз­мо­ж­ные ре­зуль­та­ты всту­п­ле­ния в си­лу дан­ных из­ме­не­ний от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства по­ка ра­но, т.к. мно­гие но­вел­лы яв­ля­ют­ся, ве­ро­ят­но, лишь сво­е­об­раз­ной «пре­лю­ди­ей» пе­ред еще бо­лее се­рьез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства. Мо­жет быть, их и не бу­дет (что ма­ло­ве­ро­ят­но). Но ес­ли по­сле­ду­ю­щих но­велл не бу­дет, то утра­ти­т­ся смысл ны­не рас­смат­ри­ва­е­мо­го за­ко­но­про­ек­та – для че­го-то ведь он вне­сен…

Юве­ли­р­но­му ры­н­ку оста­ет­ся лишь на­де­ять­ся, что этот за­ко­но­про­ект так ни­ко­г­да и не ста­нет за­ко­ном.

А­на­лиз про­ек­та № 636635-8 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции»

https://sozd.duma.gov.ru/bill/636635-8#bh_histras

1. Со­о­т­вет­ствие за­яв­лен­ных це­лей раз­ра­бо­т­ки за­ко­но­про­ек­та ин­те­ре­сам раз­ви­тия сфе­ры ДМДК и уве­ли­че­нию де­я­тель­но­сти, свя­за­н­ной с глу­бо­кой пе­ре­ра­бо­т­ки сы­рья

Це­ли раз­ра­бо­т­ки и при­ня­тия за­ко­но­про­ек­та из­ло­же­ны в По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к про­ек­ту. В пе­р­вом аб­за­це ука­за­но, что за­ко­но­про­ект раз­ра­бо­тан в це­лях уси­ле­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за об­ра­ще­ни­ем дра­го­цен­ных ка­м­ней. В то же вре­мя, из тек­ста за­ко­но­про­ек­та сле­ду­ет, что он ка­са­ет­ся та­к­же и обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

В По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке обос­но­ва­ние не­об­хо­ди­мо­сти при­ня­тия за­ко­но­про­ек­та обу­слав­ли­ва­ет­ся воз­ни­к­но­ве­ни­ем си­ту­а­ций, при ко­то­рых при­сва­и­ва­е­мые ха­ра­к­те­ри­сти­ки од­них и тех же дра­го­цен­ных ка­м­ней при сер­ти­фи­ка­ции от­ли­ча­ют­ся в раз­ных част­ных ла­бо­ра­то­ри­ях и та­ким об­ра­зом про­ис­хо­дит пред­на­ме­рен­ное за­вы­ше­ни­е/­за­ни­же­ние ха­ра­к­те­ри­стик дра­го­цен­ных ка­м­ней, а та­к­же ле­га­ли­за­ция не­учтен­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней на внут­рен­нем ры­н­ке, что на­но­сит ущерб эко­но­ми­че­ской без­о­пас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Дан­ное утвер­ж­де­ние яв­ля­ет­ся пол­но­стью оши­боч­ным по сле­ду­ю­щим ос­но­ва­ни­ям.

1.1. В про­цес­се сер­ти­фи­ка­ции экс­перт-­ге­м­мо­лог опре­де­ля­ет ха­ра­к­те­ри­сти­ки дра­го­цен­ных ка­м­ней, вклю­ча­ю­щие та­кие ва­ж­ней­шие па­ра­мет­ры, вли­я­ю­щие на сто­и­мость дра­го­цен­ных ка­м­ней, как цвет, чи­сто­та, на­ли­чие и спо­соб их об­ла­го­ра­жи­ва­ния. Од­на­ко ни в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ни в ка­кой-­ли­бо иной стра­не ми­ра, не про­из­во­ди­т­ся ин­стру­мен­таль­ных сред­ств, поз­во­ля­ю­щих до­ста­точ­но точ­но опре­де­лять цвет и чи­сто­ту ка­м­ня – эти па­ра­мет­ры все­г­да опре­де­ля­ют­ся субъ­ек­тив­но, в луч­шем слу­чае – при ви­зу­аль­ном срав­не­нии экс­пе­р­том ис­сле­ду­е­мо­го ка­м­ня с не­ким эта­лон­ным об­раз­цом. При этом на­ли­чие и спо­соб об­ла­го­ра­жи­ва­ния ка­м­ней во всех слу­ча­ях яв­ля­ет­ся про­цес­сом про­ве­де­ния мно­го­пла­но­вых ис­сле­до­ва­ний, та­к­же в от­сут­ствие ин­стру­мен­таль­ных сред­ств, поз­во­ля­ю­щих по­лу­чить од­но­з­на­ч­ный ре­зуль­тат. Бо­лее то­го, да­же про­ис­хо­ж­де­ние ис­сле­ду­е­мо­го ка­м­ня (при­род­ный или син­те­ти­че­ский) экс­пе­р­ты-­ге­м­мо­ло­ги опре­де­ля­ют в ре­зуль­та­те ис­сле­до­ва­ний и с опре­де­лен­ной ве­ро­ят­но­стью, т.к. су­ще­ству­ю­щие при­бо­ры не во всех слу­ча­ях поз­во­ля­ют га­ран­ти­ро­вать ре­зуль­тат.

Та­ким об­ра­зом, учи­ты­вая все­г­да субъ­ек­тив­ный ха­ра­к­тер опре­де­ле­ния ха­ра­к­те­ри­стик дра­го­цен­ных ка­м­ней и тот факт, что ито­го­вое за­клю­че­ние яв­ля­ет­ся не по­ка­за­ни­ем то­го или ино­го при­бо­ра, а все­г­да – ко­м­плек­сом раз­но­об­раз­ных ис­сле­до­ва­ний, спра­вед­ли­во утвер­ж­дать, что ха­ра­к­те­ри­сти­ки дра­го­цен­ных ка­м­ней, уста­но­в­лен­ные раз­ли­ч­ны­ми экс­пе­р­та­ми-­ге­м­мо­ло­га­ми, да­же име­ю­щи­ми са­мую вы­со­кую ква­ли­фи­ка­цию, все­г­да мо­гут иметь опре­де­лен­ный раз­брос. Это обы­ч­ная ми­ро­вая пра­к­ти­ка, при­су­щая ра­бо­те са­мых со­вре­мен­ных и ав­то­ри­тет­ных ге­м­мо­ло­ги­че­ских ла­бо­ра­то­рий.

1.2. Пред­на­ме­рен­ное за­вы­ше­ни­е/­за­ни­же­ние ха­ра­к­те­ри­стик дра­го­цен­ных ка­м­ней экс­пе­р­та­ми-­ге­м­мо­ло­га­ми воз­мо­ж­но, как и не­че­ст­ное вы­пол­не­ние ра­бот и ока­за­ние услуг в лю­бом сек­то­ре эко­но­ми­ки. Но нет ни­ка­ких ос­но­ва­ний счи­тать, что не­чи­сто­п­ло­т­ные экс­пе­р­ты-­ге­м­мо­ло­ги ра­бо­та­ют ис­клю­чи­тель­но в част­ных ла­бо­ра­то­ри­ях и не­че­ст­ных со­труд­ни­ков не мо­жет быть в го­су­дар­ствен­ном сек­то­ре.

1.3. Воз­ни­к­но­ве­ние «ле­га­ли­за­ции не­учтен­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней на внут­рен­нем ры­н­ке, на­но­ся­щим ущерб эко­но­ми­че­ской без­о­пас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» вслед­ствие не­од­но­з­на­ч­но­сти опре­де­ле­ния ха­ра­к­те­ри­стик дра­го­цен­ных ка­м­ней в про­цес­се их сер­ти­фи­ка­ции не­воз­мо­ж­но в при­н­ци­пе (а имен­но о про­цес­се сер­ти­фи­ка­ции дра­го­цен­ных ка­м­ней идет речь в По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке).

Де­ло в том, что сер­ти­фи­ка­ции под­ле­жат толь­ко те дра­го­цен­ные ка­м­ни, ко­то­рые пред­на­з­на­че­ны для ре­а­ли­за­ции фи­зи­че­ским ли­цам в не­о­прав­лен­ном ви­де, т.е. не бу­дучи вмон­ти­ро­ван­ны­ми в юве­ли­р­ные из­де­лия. До­ля та­ких дра­го­цен­ных ка­м­ней (ре­а­ли­зу­е­мых вне со­ста­ва юве­ли­р­ных из­де­лий) край­не ма­ла и со­став­ля­ет не бо­лее до­лей од­но­го про­цен­та от всех об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, на­хо­дя­щих­ся в обо­ро­те. Зло­у­мы­ш­лен­ни­ку го­раз­до вы­год­нее опра­вить не­учтен­ный дра­го­цен­ный ка­мень в со­став юве­ли­р­но­го из­де­лия, и не вы­пол­няя ка­кой-­ли­бо сер­ти­фи­ка­ции дра­го­цен­но­го ка­м­ня сво­бод­но это из­де­лие ре­а­ли­зо­вать.

Е­ди­ни­ч­ные слу­чаи по­яв­ле­ния на ры­н­ке не­учтен­ных, но сер­ти­фи­ци­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней в не­о­прав­лен­ном со­сто­я­нии яв­ля­ют­ся эк­зо­ти­че­ски­ми и они ни­как не спо­соб­ны на­не­сти ущерб эко­но­ми­че­ской без­о­пас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Ва­ж­но от­ме­тить, что сер­ти­фи­кат дра­го­цен­но­го ка­м­ня для по­тре­би­те­ля (в­не за­ви­си­мо­сти от то­го, на­сколь­ко точ­но ука­за­ны ре­аль­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки дра­го­цен­но­го ка­м­ня) ни в ко­ей сте­пе­ни не га­ран­ти­ру­ет по­тре­би­те­лю воз­мо­ж­но­сти ре­а­ли­за­ции дан­но­го ка­м­ня на вто­ри­ч­ном ры­н­ке из-­за его пра­к­ти­че­ско­го от­сут­ствия. Ни ску­п­ки, ни ло­м­бар­ды, ни иные участ­ни­ки ры­н­ка не го­то­вы при­об­ре­тать у фи­зи­че­ских лиц не­о­прав­лен­ные сер­ти­фи­ци­ро­ван­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни по ра­зу­м­ным це­нам, т.к. у них нет воз­мо­ж­но­сти их по­сле­ду­ю­щей ре­а­ли­за­ции из-­за от­сут­ствия спро­са у дру­гих участ­ни­ков ры­н­ка. Т.е. на пра­к­ти­ке сер­ти­фи­кат дра­го­цен­но­го ка­м­ня ни­сколь­ко не за­щи­ща­ет ин­те­ре­сы по­ку­па­те­ля, но яв­ля­ет­ся ва­ж­ным ин­стру­мен­том эф­фек­тив­но­го мар­ке­тин­га для про­дав­ца на пе­р­ви­ч­ном ры­н­ке. При этом не­ко­то­рые не­из­бе­ж­ные не­точ­но­сти ука­за­н­ных в сер­ти­фи­ка­те ха­ра­к­те­ри­стик дра­го­цен­но­го ка­м­ня ни­как не сни­жа­ют цен­но­сти сер­ти­фи­ка­та как ин­стру­мен­та мар­ке­тин­га и про­дви­же­ния дан­но­го то­ва­ра.

На­ли­чие упо­ми­на­е­мых в По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке 190 юри­ди­че­ских лиц или ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, ак­кре­ди­то­ван­ных в со­о­т­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об ак­кре­ди­та­ции в на­ци­о­наль­ной си­сте­ме ак­кре­ди­та­ции для вы­пол­не­ния ра­бот по сер­ти­фи­ка­ции – это со­в­сем не­м­но­го при уче­те ко­ли­че­ства на­се­ле­ния в го­су­дар­стве и раз­ме­ров тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Ва­ж­но от­ме­тить, что ока­зы­вая услу­ги на­се­ле­нию, эти част­ные ла­бо­ра­то­рии кон­ку­ри­ру­ют ме­ж­ду со­бой, поз­во­ляя гра­ж­да­нам вы­яс­нить су­щ­ность име­ю­ще­го­ся у них дра­го­цен­но­го ка­м­ня ли­бо с ми­ни­маль­ны­ми за­тра­та­ми (об­ра­ща­ясь к ма­ло­из­ве­ст­ным ла­бо­ра­то­ри­ям), ли­бо – с ма­к­си­маль­ной на­де­ж­но­стью ди­а­г­но­сти­ки, при об­ра­ще­нии к се­рьез­но ос­на­щен­ным ис­сле­до­ва­тель­ским цен­трам. А от­сут­ствие из­бы­точ­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния дан­но­го сек­то­ра со сто­ро­ны го­су­дар­ства поз­во­ля­ет да­же луч­шим част­ным ла­бо­ра­то­ри­ям ока­зы­вать на­се­ле­нию и юри­ди­че­ским ли­цам услу­ги по сер­ти­фи­ци­ро­ва­нию дра­го­цен­ных ка­м­ней на уро­в­не цен, су­ще­ствен­но бо­лее низ­ких по срав­не­нию с ана­ло­ги­ч­ны­ми за­ру­бе­ж­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми.

Да­лее, в По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке да­ет­ся обос­но­ва­ние на­де­ле­нию Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пол­но­мо­чи­я­ми по опре­де­ле­нию пе­реч­ня дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней, про­дук­ции из них. Дан­ная пред­ла­га­е­мая нор­ма гру­бо про­ти­во­ре­чит дру­гой нор­ме то­го же са­мо­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях»: в Ста­тье 1 за­ко­на уже при­ве­ден пе­ре­чень как дра­го­цен­ных ме­тал­лов, так и дра­го­цен­ных ка­м­ней:

- дра­го­цен­ные ме­тал­лы - зо­ло­то, се­ре­бро, пла­ти­на и ме­тал­лы пла­ти­но­вой груп­пы (пал­ла­дий, ири­дий, ро­дий, ру­те­ний и ос­мий). Дра­го­цен­ные ме­тал­лы мо­гут на­хо­дить­ся в лю­бом со­сто­я­нии, ви­де, в том чис­ле в са­мо­род­ном и аф­фи­ни­ро­ван­ном ви­де, а та­к­же в сы­рье, спла­вах, по­лу­фаб­ри­ка­тах, про­мы­ш­лен­ных про­дук­тах, хи­ми­че­ских со­е­ди­не­ни­ях, юве­ли­р­ных и дру­гих из­де­ли­ях, мо­не­тах, ло­ме и от­хо­дах про­из­вод­ства и по­треб­ле­ни­я;

- дра­го­цен­ные ка­м­ни - при­род­ные ал­ма­зы, изу­мру­ды, ру­би­ны, са­п­фи­ры и алек­сан­д­ри­ты, а та­к­же при­род­ный же­м­чуг в сы­ром (е­сте­ствен­ном) и об­ра­бо­тан­ном ви­де. К дра­го­цен­ным ка­м­ням при­рав­ни­ва­ют­ся уни­каль­ные ян­тар­ные об­ра­зо­ва­ния в по­ряд­ке, уста­нав­ли­ва­е­мом Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Не яв­ля­ют­ся дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми ма­те­ри­а­лы ис­кус­ствен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, об­ла­да­ю­щие ха­ра­к­те­ри­сти­ка­ми (свой­ства­ми) дра­го­цен­ных ка­м­ней.

Та­ким об­ра­зом, воз­ни­ка­ет про­ти­во­по­став­ле­ние в од­ном и том же за­ко­не двух ана­ло­ги­ч­ных по су­ще­ству норм, что не­до­пу­сти­мо.

Исто­ри­че­ски сло­жив­ший­ся пе­ре­чень дра­го­цен­ных ка­м­ней, при­ве­ден­ный в Ста­тье 1 дан­но­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на, в при­н­ци­пе не­до­пу­сти­мо рас­ши­рять в усло­ви­ях су­ще­ству­ю­щей кон­фи­гу­ра­ции за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней. В от­ли­чие от ми­ро­вой пра­к­ти­ки, в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции гра­ж­дан­ский обо­рот дра­го­цен­ных ка­м­ней для фи­зи­че­ских лиц огра­ни­чен обо­ро­том лишь сер­ти­фи­ци­ро­ван­ных об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней. На­ру­ше­ние уста­но­в­лен­но­го по­ряд­ка обо­ро­та дра­го­цен­ных ка­м­ней же­ст­ко ка­ра­ет­ся по ст. 191 УК РФ (в­клю­чая да­же хра­не­ние). В то же вре­мя, воз­мо­ж­ное рас­ши­ре­ние пе­реч­ня дра­го­цен­ных ка­м­ней не­из­бе­ж­но при­ве­дет к то­му, что ра­нее недра­го­цен­ные ка­м­ни, на­хо­дя­щи­е­ся в соб­ствен­но­сти ты­сяч фи­зи­че­ских лиц в ви­де ми­не­ра­ло­ги­че­ских кол­лек­ци­он­ных об­раз­цов, не­воль­но ока­жут­ся вне пра­во­во­го по­ля вплоть до по­па­да­ния их вла­дель­цев в ста­тус пре­сту­п­ни­ков.

Кро­ме то­го, рас­ши­ре­ние спис­ка дра­го­цен­ных ка­м­ней при­ве­дет к не­об­хо­ди­мо­сти ука­зы­вать участ­ни­кам ры­н­ка в ГИИС ДМДК их ха­ра­к­те­ри­сти­ки, что бес­смыс­лен­но с ры­ноч­ной точ­ки зре­ния, т.к. ре­аль­ная ры­ноч­ная це­на ны­не по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней го­раз­до боль­ше за­ви­сит не от ка­че­ства этих ка­м­ней (их ха­ра­к­те­ри­стик), а от те­ку­щей конъ­юн­к­ту­ры, мо­ды на ры­н­ке, тор­го­вой по­ли­ти­ки, ав­то­ри­те­та и ста­ту­са кон­крет­но­го про­дав­ца и т.д.

В то же вре­мя, не­об­хо­ди­мость вне­се­ния в ГИИС ДМДК ха­ра­к­те­ри­стик по­лу­дра­го­цен­ных на на­сто­я­щий мо­мент ка­м­ней не при­но­ся поль­зы ры­н­ку, силь­но уве­ли­чит из­дер­ж­ки участ­ни­ков ры­н­ка на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний, за­мет­но сни­зив об­щую про­из­во­ди­тель­ность тру­да в от­рас­ли.

Что ка­са­ет­ся воз­мо­ж­но­сти из­ме­не­ния пе­реч­ня дра­го­цен­ных ме­тал­лов, то ни­ка­ких по­тен­ци­аль­ных воз­мо­ж­но­стей кор­рек­ти­ро­в­ки дан­но­го пе­реч­ня не про­смат­ри­ва­ет­ся в при­н­ци­пе.

Та­ким об­ра­зом, По­яс­ни­тель­ная за­пис­ка не де­мон­стри­ру­ет обос­но­ван­ной по­треб­но­сти на­де­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пол­но­мо­чи­я­ми по опре­де­ле­нию пе­реч­ня дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней, про­дук­ции из них.

По­яс­ни­тель­ная за­пис­ка не при­во­дит ни­ка­ких обос­но­ва­ний сле­ду­ю­щим но­вел­лам за­ко­но­про­ек­та:

- на­де­ле­нии Мин­фи­на Рос­сии фун­к­ци­ей по опре­де­ле­нию пе­реч­ня до­ку­мен­тов по стан­дар­ти­за­ции, уста­нав­ли­ва­ю­щих тре­бо­ва­ния к дра­го­цен­ным ме­тал­лам, дра­го­цен­ным ка­м­ням, про­дук­ции из них, пе­реч­ня до­ку­мен­тов по стан­дар­ти­за­ции, со­дер­жа­щих пра­ви­ла и ме­то­ды ис­сле­до­ва­ний (ис­пы­та­ний) и из­ме­ре­ний, вклю­чая пра­ви­ла от­бо­ра об­раз­цов, не­об­хо­ди­мые для осу­ще­ств­ле­ния под­твер­ж­де­ния со­о­т­вет­стви­я;

- на­де­ле­нии Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты пол­но­мо­чи­я­ми по под­твер­ж­де­нию со­о­т­вет­ствия клас­си­фи­ка­ци­он­ных ха­ра­к­те­ри­стик дра­го­цен­ных ка­м­ней, дра­го­цен­ных ка­м­ней, про­дук­ции из ни­х;

- на­де­ле­нии су­деб­но-­экс­пе­р­т­ных учре­ж­де­ний Ми­ню­ста Рос­сии и Го­хра­на Рос­сии пол­но­мо­чи­я­ми по под­твер­ж­де­нию со­о­т­вет­ствия клас­си­фи­ка­ци­он­ных ха­ра­к­те­ри­стик дра­го­цен­ных ка­м­ней.

При этом По­яс­ни­тель­ная за­пис­ка не со­дер­жит ва­ж­но­го разъ­яс­не­ния о том, для че­го дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни вы­во­дят­ся из сфе­ры тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния (из-­под дей­ствия Фе­де­раль­ный за­кон «О тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии» от 27.12.2002 N 184-ФЗ). В то же вре­мя, ес­ли изъ­ять дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни из-­под дей­ствия тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, рас­сы­па­ет­ся про­цесс со­з­да­ния но­вых стан­дар­тов и со­вер­шен­ство­ва­ния те­ку­щих.

Пе­ре­чис­лен­ные вы­ше го­су­дар­ствен­ные струк­ту­ры не­из­бе­ж­но бу­дут со­з­да­вать стан­дар­ты ис­хо­дя из сво­е­го по­ни­ма­ния и сво­их ин­те­ре­сов, без при­в­ле­че­ния всех сто­рон, в том чис­ле – участ­ни­ков ры­н­ка, и та­кие стан­дар­ты с вы­со­кой сте­пе­нью ве­ро­ят­но­сти не бу­дут до­ста­точ­но ко­м­пе­тен­т­ны­ми.

В то же вре­мя, стан­дар­ты на дра­го­цен­ные ка­м­ни су­ще­ству­ют не толь­ко для це­лей их сер­ти­фи­ка­ции. Стан­дар­ты ре­гла­мен­ти­ру­ют сор­ти­ро­в­ку, огран­ку ка­м­ней, уста­нав­ли­ва­ют раз­ли­ч­ные тре­бо­ва­ния. Те­ку­щие стан­дар­ты бы­ли раз­ра­бо­та­ны в со­о­т­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми к раз­ра­бо­т­ке стан­дар­тов, с уча­сти­ем ор­га­ни­за­ций, боль­шо­го чис­ла экс­пе­р­тов, всех участ­ни­ков ры­н­ка.

2. Со­о­т­вет­ствие за­яв­лен­ных рас­хо­дов, свя­за­н­ных с при­ня­ти­ем за­ко­но­про­ек­та, ожи­да­ни­ям участ­ни­ков ры­н­ка ДМДК

В По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке ука­зы­ва­ет­ся, что при­ня­тие и ре­а­ли­за­ция пред­ла­га­е­мых за­ко­но­про­ек­том ре­ше­ний не по­тре­бу­ет до­пол­ни­тель­ных рас­хо­дов, по­кры­ва­е­мых за счет средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та и бюд­же­тов субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Это да­ле­ко не так. Не пред­став­ле­ны рас­че­ты оцен­ки за­трат из бюд­жет­ных средств на со­з­да­ние и ос­на­ще­ние го­су­дар­ствен­ных ла­бо­ра­то­рий. Эти су­м­мы, с уче­том сло­ж­но­сти не­об­хо­ди­мо­го обо­ру­до­ва­ния, не мо­гут быть не­з­на­чи­тель­ны­ми.

От­сут­ству­ет при­ве­де­ние оцен­ки, ка­кое ко­ли­че­ство дра­го­цен­ных ка­м­ней пред­по­ла­га­ет­ся еже­год­но сер­ти­фи­ци­ро­вать в дан­ных ла­бо­ра­то­ри­ях.

Но, глав­ное, не при­ве­де­ны ожи­да­е­мые до­пол­ни­тель­ные за­тра­ты участ­ни­ков ры­н­ка за вы­пол­не­ние та­кой сер­ти­фи­ка­ции.

Д­ля юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за­ко­но­про­ект не­сет вы­со­кие ри­с­ки то­го, что впо­след­ствии мо­жет быть при­ня­то ре­ше­ние о сер­ти­фи­ка­ции об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней не толь­ко в слу­чае их по­сле­ду­ю­щей ре­а­ли­за­ции фи­зи­че­ским ли­цам вне со­ста­ва юве­ли­р­ных из­де­лий, но и в слу­чае их по­сле­ду­ю­ще­го ис­поль­зо­ва­ния в про­из­вод­стве юве­ли­р­ных из­де­лий. По­доб­ное рас­ши­ре­ние объ­е­мов сер­ти­фи­ка­ции не толь­ко эко­но­ми­че­ски не­це­ле­со­об­раз­но (се­бе­сто­и­мость опре­де­ле­ния под­лин­но­сти и ха­ра­к­те­ри­стик мел­ких и не­до­ро­гих ка­м­ней мо­жет сто­ить боль­ше са­мих этих ка­м­ней), но и не­сти ри­с­ки пол­но­го кол­ла­п­са юве­ли­р­ной от­рас­ли из-­за по­яв­ле­ния сверх­д­лин­ных сро­ков вы­пол­не­ния этой сер­ти­фи­ка­ции все­го тре­мя за­пла­ни­ро­ван­ны­ми за­ко­но­про­ек­том ла­бо­ра­то­ри­я­ми.

О­со­бен­но рез­ко воз­рас­та­ют ри­с­ки кол­ла­п­са юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти Рос­сии в слу­чае рас­ши­ре­ния спис­ка дра­го­цен­ных ка­м­ней, со­про­во­ж­да­ю­ще­го­ся не­из­бе­ж­ной не­об­хо­ди­мо­стью вне­се­ния их ха­ра­к­те­ри­стик в ГИИС ДМДК.

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->