Reuters сообщает, что Anglo American (AAL. L) рассматривает возможность проведения IPO для De Beers с листингом в Лондоне. Anglo владеет 85% акций De Beers, а 15% принадлежат правительству Ботсваны, где расположены крупнейшие алмазные рудники. Сама De Beers сейчас находится в откровенно плохом состоянии — ее EBITDA в 2023 году снизилась с $1,417 млрд до $72 млн, а выручка от продаж алмазов упала до $3,6 млрд с $6 млрд годом ранее. В феврале 2024 года Anglo объявила о списании балансовой стоимости De Beers на $1,6 млрд, а сегодня этот актив оценивается его владельцем в $7,6 млрд. Стоит напомнить, что в 2011 году Anglo выкупила 40% акций De Beers у семьи Оппенгеймеров за $5,1 млрд, увеличив свою долю до 85%. Не говоря уже о том, что тринадцать лет назад De Beers оценивалась в 12,75 миллиарда долларов. Снижение стоимости активов на 40% за относительно короткий период является впечатляющим «достижением», особенно учитывая долларовую инфляцию.
Трудно определить, какая доля этого «успеха» обусловлена объективными проблемами на алмазном рынке, а какая – ошибками в корпоративном управлении. Однако очевидно, что запуск IPO с текущими показателями неэффективен с точки зрения нормального бизнеса. Такое решение может быть продиктовано не желанием развивать актив, а скорее желанием продать его как можно быстрее по низкой цене. Вполне возможно, что избавление от проблемной De Beers усилит позиции Anglo в переговорах по слияниям и поглощениям, так как выручка от размещения акций пойдет на баланс Anglo, что, несомненно, сделает его более привлекательным. Сама De Beers не получит от IPO ни цента на развитие, а все ее многочисленные проблемы переложат на плечи новых акционеров.
В настоящее время неизвестно, какая часть акций De Beers будет использована для IPO и будет ли Ботсвана участвовать в этом процессе. Но если предположение о том, что Anglo хочет избавиться от De Beers до предстоящей сделки по слиянию и поглощению, верно, то, скорее всего, речь идет обо всех 85% акций. В этом случае Ботсвана вряд ли откажется от своей доли, так как административный ресурс, который она постоянно и успешно использует, с лихвой компенсирует недостающие ей доли для достижения блокирующего пакета, обеспечивая тот уровень контроля над алмазной компанией, которого требует правительство африканской страны. В то же время для IPO влияние правительства Ботсваны на принятие решений в De Beers является очевидным негативом, снижающим привлекательность актива для потенциальных инвесторов, так как примирение корпоративных и государственных интересов неоднократно превращалось в болезненные и затяжные дискуссии, в ходе которых De Beers неоднократно приходилось уступать позиции.
Учитывая, что время для IPO явно неблагоприятное, любые надежды на то, что в результате акции в свободном обращении будет повышена инвестиционная привлекательность De Beers, кажутся иллюзорными. В 21 веке алмазным компаниям не очень везло на фондовом рынке. Акции Petra Diamonds Limited (PDLMF) упали почти в 100 раз с момента их листинга на Лондонской фондовой бирже, а акции Gem Diamonds Limited (GMDMF) упали более чем в десять раз. АЛРОСА провела IPO на Московской бирже в 2013 году, собрав чуть более $1,3 млрд, при этом сама компания получила только $0,16 млрд, которые пошли на погашение долга. Финальная цена размещения составила ₽35 или $1,1 за акцию. Сегодня АК «АЛРОСА» (ОАО) Они стоят $0,88 за штуку, что на 20% меньше первоначальной цены размещения. Конечно, хотя причины снижения рыночной капитализации этих компаний различны, тот факт, что выход на биржу существенно не повысил их инвестиционную привлекательность, является установленным фактом. Стоит отметить, что De Beers провела делистинг с Йоханнесбургской фондовой биржи в 2001 году, завершив свою 108-летнюю историю в качестве публичной компании.
Самый интригующий вопрос, касающийся будущего De Beers, заключается в том, кто станет новым владельцем этой легендарной компании. Этой загадочной фигуре предстоит решить несколько нетривиальных задач, с которыми до сих пор не справились традиционные игроки алмазного рынка, в том числе менеджмент Anglo. - Как заинтересовать новые поколения потребителей природными бриллиантами?
- Как выиграть маркетинговую дуэль против LGD (Lab-Grown Diamonds)?
- Что делать с российскими подсанкционными бриллиантами и драгоценными камнями? Новому владельцу De Beers придется давать конструктивные ответы на эти вопросы, так как без таких ответов покупка просто теряет смысл — зачем вкладываться в явно падающий консервативный актив, когда есть много привлекательных альтернатив, от зеленой энергетики до искусственного интеллекта?
Если принять оценку De Beers Anglo в $7,6 млрд, то стоимость 85%-й доли составит $6,46 млрд. В нынешних условиях это может быть несколько завышено, но давайте возьмем за ориентир. На первый взгляд, это не такая уж большая сумма для контроля над уникальной компанией с историческим брендом. Но проблема в том, что эту сумму нужно дополнить маркетинговой стратегией, которая могла бы «перевернуть шахматную доску», создав образ бриллианта, кардинально отличающийся от нынешнего и более созвучный представлениям и ценностям новых поколений, которые будут жить в эпоху обостряющихся и ускоряющихся конфликтов всех видов и уровней — от национальных до этических. Драма и конфликт, заложенные в истории природных алмазов и драгоценных камней, должны стать основными маркетинговыми драйверами, обеспечивающими привлечение новой потребительской аудитории и использующими естественное (и единственное) преимущество природных алмазов перед LGD, у которых нет такой истории. Очевидно, что при такой концепции развития автоматически решается вопрос о любых «конфликтных» природных алмазах. Без такой радикальной смены маркетинговой парадигмы рынок природных алмазов будет по-прежнему успешно поглощаться LGD и сталкиваться с растущим давлением со стороны российского демпинга.
Какой покупатель мог бы реализовать такую программу? Вряд ли на эту роль подошли бы «роскошные дома и суверенные фонды из стран Персидского залива». Инвестор с гораздо более серьезной мотивацией нужен, да и вариантов, скорее всего, не так много. В свое время семья Оппенгеймеров сочла возможным заключить союз с СССР. Нельзя отрицать, что этот парадоксальный союз коммунистической диктатуры, «авангарда демократии» и апартеида обеспечивал поступательное и устойчивое развитие алмазного рынка на протяжении полувека. Это ценный исторический опыт, который может быть актуален и сегодня. При этом не имеет значения, как называются номинальные участники IPO, представляют ли они Персидский залив или Глобальный Юг; Опыт ООО «Сити энд Вест Ист» можно легко учесть и творчески развить. Но важен конечный бенефициар, для которого существование алмазного рынка так же жизненно важно, как и для опускающейся на дно De Beers.
Конечно, появление аффилированного с Россией инвестора на IPO De Beers сейчас кажется маловероятным, но за последние пару лет многие события, ранее считавшиеся таковыми, уже произошли.