Николай Маргаритов в интервью журналу «Бюджет» рассказал о ситуации на рынке драгметаллов и трендах отрасли

Раздел: Власть
18 апреля 2024 г.

В 2022 го­ду был под­пи­сан за­кон, от­ме­ня­ю­щий при по­ку­п­ке сли­т­ков из дра­го­цен­ных ме­тал­лов НДС в раз­ме­ре 20%. Как это по­в­ли­я­ло на си­ту­а­цию на ры­н­ке и трен­ды от­рас­ли се­год­ня, про­ко­м­мен­ти­ро­вал за­ме­сти­тель ди­рек­то­ра Де­пар­та­мен­та го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней Мин­фи­на Рос­сии Ни­ко­лай Алек­се­е­вич Мар­га­ри­тов. В част­но­сти, он рас­ска­зал о том, как ме­ня­ет­ся сто­и­мость дра­го­цен­ных ме­тал­лов на фо­не сан­к­ций и эко­но­ми­че­ской тур­бу­лен­т­но­сти.

— Ни­ко­лай Алек­се­е­вич, ка­ким об­ра­зом сан­к­ции по­в­ли­я­ли на ры­нок дра­г­ме­тал­лов? Нас­коль­ко боль­шим спро­сом поль­зу­ет­ся зо­ло­то как ин­ве­сти­ци­он­ный ак­тив у гра­ж­дан на­шей стра­ны?

— На фо­не сан­к­ций, вве­ден­ных не­дру­же­ствен­ны­ми го­су­дар­ства­ми в от­но­ше­нии рос­сий­ских бан­ков и дра­го­цен­ных ме­тал­лов, за­мо­роз­ки ча­сти зо­ло­то­ва­лют­ных ре­зер­вов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а та­к­же при­о­ста­но­в­ле­ния со сто­ро­ны Лон­дон­ской ас­со­ци­а­ции ры­н­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов (LMBA) ста­ту­са Good Delivery в от­но­ше­нии рос­сий­ских аф­фи­на­ж­ных за­во­дов ли­к­вид­ность оте­че­ствен­но­го зо­ло­та рез­ко упа­ла. На до­лю внут­рен­не­го ры­н­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (ю­ве­ли­р­ное про­из­вод­ство, ин­ве­сти­ци­он­ные сли­т­ки и мо­не­ты, про­мы­ш­лен­ное про­из­вод­ство) в усло­ви­ях не­з­на­чи­тель­ных объ­е­мов за­ку­п­ки зо­ло­та Бан­ком Рос­сии при­хо­ди­лось око­ло 20 про­цен­тов от еже­год­но про­из­во­ди­мо­го объ­е­ма зо­ло­та (о­ко­ло 350 тонн). Не­вос­тре­бо­ван­ный объ­ем про­из­ве­ден­но­го дра­го­цен­но­го ме­тал­ла ре­а­ли­зо­вы­вал­ся на вне­ш­нем ры­н­ке, ос­но­в­ны­ми экс­пор­те­ра­ми яв­ля­лись ко­м­мер­че­ские бан­ки.

С­ме­на ма­к­ро­эко­но­ми­че­ских усло­вий фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния рос­сий­ской от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов по­слу­жи­ла им­пуль­сом для раз­ви­тия внут­рен­не­го ры­н­ка. В це­лях де­дол­ла­ри­за­ции рос­сий­ской эко­но­ми­ки, а та­к­же уве­ли­че­ния до­ли по­треб­ле­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов внут­ри стра­ны с 1 мар­та 2022 го­да опе­ра­ции по ре­а­ли­за­ции бан­ка­ми дра­го­цен­ных ме­тал­лов в сли­т­ках фи­зи­че­ским ли­цам осво­бо­ж­де­ны от об­ло­же­ния НДС.

Это ре­ше­ние по­тре­бо­ва­ло вне­се­ния из­ме­не­ний в ряд нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов. Так, для со­вер­шен­ство­ва­ния ме­ха­низ­ма про­да­жи и по­ку­п­ки ин­ве­сти­ци­он­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми и кре­ди­т­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми в Фе­де­раль­ный за­кон от 26 мар­та 1998 го­да № 41‑ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» вве­де­но по­ня­тие «ин­ве­сти­ци­он­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы». Пра­ви­тель­ство РФ на­де­ле­но пол­но­мо­чи­я­ми по уста­но­в­ле­нию тре­бо­ва­ний к ин­ве­сти­ци­он­ным дра­го­цен­ным ме­тал­лам и по­ряд­ку их обо­ро­та. Со­о­т­вет­ству­ю­щий про­ект по­ста­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ, под­го­то­в­лен­ный Мин­фи­ном Рос­сии пре­ду­смат­ри­ва­ет не­сколь­ко ва­ж­ных но­во­вве­де­ний. А имен­но:

  • опре­де­ля­ет тре­бо­ва­ния к ин­ве­сти­ци­он­ным дра­го­цен­ным ме­тал­лам и по­ря­док их обо­ро­та;
  • воз­мо­ж­ность сда­чи сли­т­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов в ор­га­ни­за­ции, име­ю­щие ли­цен­зии на ску­п­ку юве­ли­р­ных и дру­гих из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней (ра­нее дей­ство­вал за­прет на ску­п­ку аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов);
  • воз­мо­ж­ность ди­стан­ци­он­ной про­да­жи ин­ве­сти­ци­он­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов, их ре­а­ли­за­ции по до­го­во­рам ко­мис­сии или аген­т­ским до­го­во­рам.

Эти но­во­вве­де­ния на­прав­ле­ны на фор­ми­ро­ва­ние ос­нов ин­ве­сти­ци­он­но­го обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Спрос на но­вый ин­ве­сти­ци­он­ный ме­ха­низм до­стиг в 2022 го­ду ре­кор­д­ных по­ка­за­те­лей — фи­зи­че­ским ли­цам бы­ло ре­а­ли­зо­ва­но свы­ше 100 тонн зо­ло­та в сли­т­ках, то­г­да как в 2020–2021 го­дах объ­ем за­ку­пок со­став­лял око­ло пя­ти тонн в год.

Од­на­ко нель­зя не об­ра­тить вни­ма­ние на ряд про­б­лем, су­ще­ствен­но за­мед­ля­ю­щих раз­ви­тие ры­н­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Так, в пе­р­вое вре­мя по­с­ле вне­се­ния из­ме­не­ний в На­ло­го­вый ко­декс в ча­сти упла­ты НДС бан­ко­в­ский спред был сли­ш­ком вы­сок. На­при­мер, в не­ко­то­рых бан­ках раз­ни­ца ме­ж­ду це­ной про­да­жи и це­ной об­рат­ной по­ку­п­ки зо­ло­та до­сти­га­ла 30 про­цен­тов, что на 10 про­цен­тов боль­ше, чем раз­мер от­ме­нен­но­го НДС. По­доб­ная раз­ни­ца зна­чи­тель­но сни­жа­ла при­в­ле­ка­тель­ность зо­ло­та как ин­ве­сти­ци­он­но­го ин­стру­мен­та, по­сколь­ку да­же для без­у­бы­точ­но­сти вло­же­ния его це­на дол­ж­на бы­ла вы­рас­ти вдвое.

Си­ту­а­ция с вы­со­ким бан­ко­в­ским спре­дом со­хра­ня­ет­ся и се­год­ня, по­сколь­ку на дан­ный мо­мент раз­ни­ца ме­ж­ду це­ной по­ку­п­ки и про­да­жи со­став­ля­ет при­мер­но 10–12 про­цен­тов. По­тен­ци­аль­ным ре­ше­ни­ем про­б­ле­мы яв­ля­ет­ся уве­ли­че­ние кон­ку­рен­ции на ры­н­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов, что поз­во­лит по­вы­сить ли­к­вид­ность ры­н­ка зо­ло­та в Рос­сии. При­ня­тие упо­мя­ну­то­го ра­нее про­ек­та по­ста­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ поз­во­лит уве­ли­чить чис­ло участ­ни­ков ры­н­ка, име­ю­щих пра­во при­об­ре­тать у фи­зи­че­ских лиц дра­го­цен­ные ме­тал­лы, что в ра­м­ках здо­ро­вой кон­ку­рен­ции при­ве­дет к улуч­ше­нию усло­вий для фи­зи­че­ских лиц.

— Как сей­час ме­ня­ет­ся от­но­ше­ние рос­си­ян к со­хра­не­нию ак­ти­вов в дра­го­цен­ных ме­тал­лах? Как это вли­я­ет на фи­нан­со­вые про­цес­сы?

— Мин­фин Рос­сии ожи­да­ет со­хра­не­ния вы­со­ко­го спро­са на сли­т­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов в 2024 го­ду. Про­г­ноз­ная це­на на зо­ло­то от ми­ро­вых ана­ли­ти­ков ры­н­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов пре­вы­ша­ет 2100 дол­ла­ров США за трой­скую ун­цию. Это, не­со­м­нен­но, де­ла­ет дан­ный ак­тив до­ста­точ­но при­в­ле­ка­тель­ным. Кро­ме то­го, рас­ши­ря­ет­ся пе­ре­чень участ­ни­ков сек­то­ра ин­ве­сти­ци­он­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов. В 2023 го­ду воз­мо­ж­ность про­да­жи зо­ло­та без НДС пре­до­став­ле­на аф­фи­на­ж­ным за­во­дом и AO «Гознак», что спо­соб­ству­ет улуч­ше­нию кон­ку­рен­т­ных усло­вий на ры­н­ке.

Од­на­ко есть не­сколь­ко труд­но­стей, не поз­во­ля­ю­щих пол­но­стью удо­в­ле­тво­рить име­ю­щий­ся спрос и сде­лать ин­ве­сти­ро­ва­ние в дра­го­цен­ные ме­тал­лы бо­лее до­сту­п­ным. Клю­че­вая про­б­ле­ма — от­сут­ствие раз­ветв­лен­ной се­ти сбы­та. Бе­з­усло­в­но, кру­п­ней­шие бан­ки стра­ны име­ют от­де­ле­ния на тер­ри­то­рии всех субъ­ек­тов РФ, но для опе­ра­ций с зо­ло­том тре­бу­ет­ся со­о­т­вет­ству­ю­щее обо­ру­до­ва­ние и тех­ни­че­ские спе­ци­а­ли­сты. Боль­шин­ство обо­ру­до­ван­ных на­д­ле­жа­щих об­ра­зом от­де­ле­ний бан­ков рас­по­ло­же­ны в цен­траль­ной ча­сти Рос­сии, из-­за че­го ин­ве­сти­ро­ва­ние в дра­го­цен­ные ме­тал­лы про­б­ле­ма­ти­ч­но для жи­те­лей дру­гих ре­ги­о­нов.

И­мен­но по этой при­чи­не в ра­м­ках ра­нее упо­мя­ну­то­го про­ек­та пра­ви­тель­ствен­но­го по­ста­но­в­ле­ния рас­смат­ри­ва­ет­ся воз­мо­ж­ность ре­а­ли­за­ции дра­го­цен­ных ме­тал­лов по до­го­во­рам ко­мис­сии или аген­т­ским до­го­во­рам. Та­ким об­ра­зом, в слу­чае при­ня­тия пред­ла­га­е­мой ини­ци­а­ти­вы гра­ж­да­не смо­гут при­об­ре­тать сли­т­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов, на­при­мер в роз­ни­ч­ных юве­ли­р­ных се­тях на­пря­мую от про­из­во­ди­те­лей.

В­ме­сте с тем к ре­ше­нию дан­ной про­б­ле­мы сто­ит под­хо­дить ко­м­плекс­но. Соз­да­вая воз­мо­ж­ность для при­об­ре­те­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, не­об­хо­ди­мо обес­пе­чить ме­ха­низ­мы для их об­рат­но­го вы­ку­па. Мин­фин Рос­сии тща­тель­но от­сле­жи­ва­ет и ана­ли­зи­ру­ет за­ру­бе­ж­ную пра­к­ти­ку по это­му во­про­су. Из на­и­бо­лее пе­р­с­пе­к­тив­ных идей сле­ду­ет вы­де­лить со­з­да­ние сер­ти­фи­ци­ро­ван­ных об­мен­ных пун­к­тов, ко­то­рые мо­г­ли бы по ана­ло­гии с ва­лю­той при­об­ре­тать и про­да­вать сли­т­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов у фи­зи­че­ских лиц.

По­ла­га­ем, что та­кой ко­м­плекс­ный под­ход по обес­пе­че­нию ли­к­вид­но­сти внут­рен­не­го ры­н­ка зо­ло­та поз­во­лит не толь­ко со­з­дать аль­тер­на­тив­ный ме­ха­низм сбе­ре­же­ния на­ко­п­ле­ний гра­ж­дан в усло­ви­ях не­о­пре­де­лен­но­сти и во­ла­тиль­но­сти ры­н­ков, но и сни­зить объ­е­мы вы­во­зи­мо­го зо­ло­та фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми с тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. В на­сто­я­щий мо­мент пра­вом Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за не пре­ду­смо­т­ре­ны огра­ни­че­ния по вы­во­зу фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми дра­го­цен­ных ме­тал­лов для ли­ч­но­го поль­зо­ва­ния с та­мо­жен­ной тер­ри­то­рии ЕАЭС. Бо­лее то­го, не су­ще­ству­ют кри­те­рии от­не­се­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов к то­ва­рам для ли­ч­но­го поль­зо­ва­ния по сто­и­мо­ст­но­му и (и­ли) ко­ли­че­ствен­но­му (ве­со­во­му) при­з­на­ку. Это поз­во­ля­ет ис­поль­зо­вать су­ще­ству­ю­щие ме­ха­низ­мы в це­лях бес­кон­троль­но­го вы­во­за зо­ло­та с тер­ри­то­рии Рос­сии.

Го­су­дар­ства — чле­ны ЕАЭС ис­поль­зу­ют раз­ли­ч­ные ме­ха­низ­мы для ре­ше­ния дан­ной про­б­ле­мы. Так, на­при­мер, в Рес­пуб­ли­ке Ка­за­х­стан вве­ден за­прет на вы­воз аф­фи­ни­ро­ван­но­го зо­ло­та и ин­ве­сти­ци­он­ных мо­нет из зо­ло­та и се­ре­бра.

— Исто­ри­че­ски Рос­сия до­ста­точ­но ак­тив­на в на­ко­п­ле­нии зо­ло­то­го за­па­са, как это по­мо­га­ет под­дер­жать эко­но­ми­ку стра­ны? Из­ме­ни­лась ли се­го­д­ня по­зи­ция го­су­дар­ства по от­но­ше­нию к зо­ло­ту?

— Рос­сия дей­стви­тель­но все­г­да бы­ла ак­тив­на в на­ко­п­ле­нии зо­ло­то­го за­па­са. При­чи­ны это­му раз­ные. На­при­мер, в кон­це XIX — на­ча­ле ХХ ве­ков стре­ми­тель­ный рост зо­ло­то­го за­па­са про­и­зо­шел по при­чи­не пе­ре­хо­да Рос­сий­ской им­пе­рии на зо­ло­той стан­дарт в ре­зуль­та­те де­не­ж­ной ре­фор­мы под ру­ко­вод­ством ми­ни­ст­ра фи­нан­сов Рос­сий­ской им­пе­рии С. Ю. Ви­т­те. В со­вет­ский пе­ри­од зо­ло­той за­пас иг­рал ва­ж­ней­шую роль с точ­ки зре­ния эко­но­ми­че­ской без­о­пас­но­сти. В го­ды пе­ре­строй­ки про­да­жа зо­ло­то­го за­па­са под­дер­жи­ва­ла эко­но­ми­ку по­с­ле рез­ко­го па­де­ния цен на нефть на ми­ро­вом ры­н­ке в 1986 го­ду.

Как из­ве­ст­но, зо­ло­то­ва­лют­ные ре­зер­вы — это фи­нан­со­вая по­ду­ш­ка без­о­пас­но­сти, ко­то­рая поз­во­ля­ет про­во­дить эф­фек­тив­ное де­не­ж­но-кре­ди­т­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние. Это вы­со­ко­ли­к­вид­ные ак­ти­вы, один из клю­че­вых по­ка­за­те­лей устой­чи­во­сти го­су­дар­ства к кре­ди­т­ным ри­с­кам. Зо­ло­то­ва­лют­ные ре­зер­вы поз­во­ля­ют про­во­дить опе­ра­ции на ва­лют­ном ры­н­ке в це­лях ста­би­ли­за­ции кур­са руб­ля, яв­ля­ют­ся га­ран­том го­су­дар­ствен­ных обя­за­тельств — кре­ди­тов или об­ли­га­ций. Кро­ме то­го, слу­жат ин­стру­мен­том ди­вер­си­фи­ка­ции ре­зер­вов стра­ны в усло­ви­ях про­во­ди­мо­го кур­са де­ва­лю­ти­за­ции.

В 2023 го­ду цен­тро­бан­ки раз­ных стран ми­ра ку­пи­ли в со­во­ку­п­но­сти 1037 тонн зо­ло­та. Этот по­ка­за­тель сви­де­тель­ству­ет о со­хра­не­нии вы­со­ко­го спро­са пре­ды­ду­щих лет, но не до­тя­нул до ре­кор­да, уста­но­в­лен­но­го в 2022 го­ду (1082 тон­ны)

Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция по объ­е­мам зо­ло­та в зо­ло­то­ва­лют­ных ре­зер­вах за­ни­ма­ет пя­тое ме­сто в ми­ре. Вме­сте с тем сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние, что в по­след­нее вре­мя те­м­пы при­об­ре­те­ния зо­ло­та Бан­ком Рос­сии сни­жа­ют­ся. Цен­траль­ный банк мо­ти­ви­ру­ет это тем, что на­ко­п­ле­ние зо­ло­та в зо­ло­то­ва­лют­ных ре­зер­вах в на­сто­я­щий мо­мент не­це­ле­со­об­раз­но в си­лу то­го, что это со­з­даст до­пол­ни­тель­ный им­пульс к ро­сту де­не­ж­ной мас­сы.

За­то Цен­траль­ный банк Ки­тая в 2023 го­ду был са­мым ак­тив­ным на ры­н­ке зо­ло­та из ми­ро­вых цен­траль­ных бан­ков и пра­к­ти­че­ски до­г­нал Рос­сию по объ­е­мам зо­ло­та в ре­зер­вах.

— Ка­кие ми­ро­вые про­цес­сы в эко­но­ми­ке вли­я­ют на вос­тре­бо­ван­ность по­ку­п­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов?

— По­ли­ти­ка ФРС США, ко­то­рая вы­пол­ня­ет фун­к­ции Цен­траль­но­го бан­ка, на­пря­мую вли­я­ет на ко­ти­ро­в­ки зо­ло­та. Ко­г­да ФРС по­вы­ша­ет став­ку, рас­тет курс дол­ла­ра, уве­ли­чи­ва­ет­ся до­ход­ность де­по­зи­тов и го­соб­ли­га­ций США. Так как зо­ло­то не при­но­сит про­цен­т­но­го до­хо­да, то при по­вы­ше­нии про­цен­т­ных ста­вок це­ны на ме­талл на­чи­на­ют сни­жать­ся. При сни­же­нии став­ки ФРС дол­лар, на­о­бо­рот, обы­ч­но сла­бе­ет, а це­на на зо­ло­то, но­ми­ни­ро­ван­ная в дол­ла­рах, рас­тет.

Кро­ме то­го, на сто­и­мость зо­ло­та вли­я­ет и гео­по­ли­ти­че­ская об­ста­но­в­ка в ми­ре. Спрос на дра­го­цен­ные ме­тал­лы как на бо­лее за­щи­щен­ный ак­тив рас­тет, ес­ли сни­жа­ют­ся ос­но­в­ные ма­к­ро­эко­но­ми­че­ские по­ка­за­те­ли, есть риск па­де­ния сто­и­мо­сти ак­ций и об­ли­га­ций, при­сут­ству­ет не­о­пре­де­лен­ность на ры­н­ке.

Ин­ве­сти­ро­ва­ние в дра­го­цен­ные ме­тал­лы — это ме­ха­низм на­ко­п­ле­ния и сбе­ре­же­ния сред­ств. Ес­ли ин­ве­сти­ро­вать в зо­ло­то на срок от трех лет, мо­ж­но за­щи­тить день­ги от ин­ф­ля­ции и по­лу­чить до­ход вы­ше, чем с ис­поль­зо­ва­ни­ем иных ин­стру­мен­тов. В ка­че­стве при­ме­ра: 13 мар­та 2019 го­да грамм зо­ло­та сто­ил 2750 руб­лей, 13 мар­та 2021 го­да — 4050 руб­лей, 13 мар­та 2024 го­да це­на уже пре­вы­си­ла 6350 руб­лей за грамм.

— Ини­ци­а­ти­ву о вы­во­де се­реб­ра из-­под ГИИС ДМДК и ли­ше­ния его ста­ту­са дра­го­цен­но­го ме­тал­ла Мин­фин Рос­сии не под­дер­жи­ва­ет, так как се­реб­ро вхо­дит в Гос­фонд и зо­ло­то­ва­лют­ные ре­зер­вы Рос­сии. Бу­дет ли об­су­ж­дать­ся по­доб­ный во­прос в даль­ней­шем и чем мо­ж­но ар­гу­мен­ти­ро­вать по­зи­цию по се­реб­ру?

— В со­о­т­вет­ствии с аб­за­цем вто­рым ста­тьи 1 За­ко­на № 41‑ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» се­реб­ро от­но­си­т­ся к дра­го­цен­ным ме­тал­лам. Со­глас­но Пра­ви­лам ве­де­ния спе­ци­аль­но­го уче­та юри­ди­че­ских лиц и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, осу­ще­ств­ля­ю­щих опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, утвер­ж­ден­ным по­ста­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 1 ок­тяб­ря 2015 го­да № 1052, эти юри­ди­че­ские ли­ца, ес­ли они не под­па­да­ют под ис­клю­че­ния, под­ле­жат по­ста­но­в­ке на спе­ци­аль­ный учет.

Фе­де­раль­ным за­ко­ном № 41‑ФЗ уста­но­в­ле­но, что для по­лу­че­ния, об­ра­бо­т­ки, хра­не­ния и пре­до­став­ле­ния ин­фор­ма­ции о про­ис­хо­ж­де­нии и об об­ра­ще­нии дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них пред­на­з­на­че­на ГИИС ДМДК. В на­сто­я­щее вре­мя ГИИС ДМДК со­дер­жит ин­фор­ма­цию обо всех фа­к­тах обо­ро­та се­реб­ра и из­де­лий из не­го, а та­к­же об объ­е­мах сда­чи из­де­лий из се­реб­ра на опро­бо­ва­ние, ана­лиз и клей­ме­ние. Дан­ную ин­фор­ма­цию Фе­де­раль­ная про­би­р­ная па­ла­та ис­поль­зу­ет при пла­ни­ро­ва­нии и осу­ще­ств­ле­нии фе­де­раль­но­го го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра, вклю­чая вы­яв­ле­ние ин­ди­ка­то­ров ри­с­ка на­ру­ше­ния обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний, ис­поль­зу­е­мых для осу­ще­ств­ле­ния фе­де­раль­но­го го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра.

В слу­чае пре­до­став­ле­ния пра­ва субъ­ек­там осу­ще­ств­лять про­из­вод­ство из­де­лий из се­реб­ра без по­ста­но­в­ки на спе­ци­аль­ный учет и пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции в ГИИС ДМДК обо­рот та­ких из­де­лий ста­нет не­про­сле­жи­ва­е­мым. Это не поз­во­лит по­ку­па­те­лям юве­ли­р­ных из­де­лий про­ве­рить их про­ис­хо­ж­де­ние и под­лин­ность по­сред­ством ГИИС ДМДК. А учи­ты­вая, что в Рос­сии дей­ству­ет доб­ро­воль­ный по­ря­док опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства, это по­в­ле­чет за со­бой ри­с­ки на­ру­ше­ния прав по­тре­би­те­лей. Кро­ме то­го, пра­вом ЕАЭС из­де­лия из се­реб­ра при пе­ре­ме­ще­нии че­рез та­мо­жен­ную гра­ни­цу со­ю­за под­па­да­ют под та­мо­жен­ные про­це­ду­ры с со­б­лю­де­ни­ем за­пре­тов и огра­ни­че­ний, в том чис­ле мер не­та­ри­ф­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния.

Та­к­же сле­ду­ет учи­ты­вать, что се­реб­ро ис­то­ри­че­ски при­з­на­но дра­го­цен­ным ме­тал­лом во всем ми­ре и яв­ля­ет­ся би­р­же­вым то­ва­ром. Ос­но­в­ной ар­гу­мент, ко­то­рый зву­чит в поль­зу «вы­ве­де­ния» се­реб­ра из-­под дра­го­цен­но­го ме­тал­ла, — его низ­кая сто­и­мо­сть. Од­на­ко не при­ни­ма­ет­ся во вни­ма­ние тот факт, что пра­к­ти­че­ски все ми­ро­вые ме­сто­ро­ж­де­ния уже от­кры­ты и раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся.

При этом се­реб­ро об­ла­да­ет осо­бы­ми свой­ства­ми, на­при­мер вы­со­кой про­во­ди­мо­стью, что де­ла­ет его ва­ж­ней­шим ко­м­по­нен­том в элек­тро­ни­ке, в том чис­ле в во­ен­но-­про­мы­ш­лен­ном ко­м­плек­се. Ши­ро­кое при­ме­не­ние се­реб­ра фи­к­си­ру­ет­ся в ав­то­мо­биль­ной, ме­ди­ци­н­ской и пи­ще­вой от­рас­лях. В 2023 го­ду бы­ло за­фи­к­си­ро­ва­но ре­кор­д­ное по­треб­ле­ние се­реб­ра в ми­ро­вой про­мы­ш­лен­но­сти. Та­ким об­ра­зом, на те­ку­щий мо­мент вы­вод се­реб­ра из-­под го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля и ре­гу­ли­ро­ва­ния не пред­став­ля­ет­ся це­ле­со­об­раз­ным.

Источ­ник: жур­нал «Б­юд­жет»

[ minfin.gov.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->