Гильдия ювелиров России выступила с предложением оценить необходимость дублирующей маркировки ювелирных изделий

Раздел: Гильдия Ювелиров России
12 апреля 2024 г.

Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» об­ра­ща­ет вни­ма­ние Мин­фи­на Рос­сии на от­сут­ствие вы­пол­не­ния на­уч­но-­тех­ни­че­ской про­ра­бо­т­ки во­про­са це­ле­со­об­раз­но­сти и не­об­хо­ди­мо­сти дуб­ли­ру­ю­ще­го на­не­се­ния дву­мер­но­го штри­хо­во­го ко­да не­по­сред­ствен­но на юве­ли­р­ные из­де­лия.

Дан­ное тех­но­ло­ги­че­ское ре­ше­ние, уста­но­в­лен­ное По­ста­но­в­ле­ни­ем №270 от 26 фев­ра­ля 2021 г., ­не вы­г­ля­дит обос­но­ван­ны­м­по це­ло­му ря­ду при­чин (см. При­ло­же­ние), и, по мне­нию Ас­со­ци­а­ции, спо­соб­ству­ет не раз­ви­тию, а за­мед­ле­нию юве­ли­р­ной от­рас­ли, и, как след­ствие, со­кра­ще­нию от от­рас­ли по­сту­п­ле­ний до­хо­дов в бюд­жет.

По мне­нию Ас­со­ци­а­ции, ­не­об­хо­ди­мо вы­пол­не­ние на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты, ко­то­рая поз­во­ли­ла бы по ре­зуль­та­там ­при­нять кор­рек­ти­ру­ю­щее управ­лен­че­ское ре­ше­ни­е.

ПРИЛОЖЕНИЕ

О­бос­но­ва­ние не­об­хо­ди­мо­сти про­ве­де­ния на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты (НИР) по оцен­ке ри­с­ков при­з­на­ния мар­ки­ро­в­кой юве­ли­р­ных из­де­лий на­не­се­ния дву­мер­но­го штри­хо­во­го ко­да толь­ко на не­раз­ры­в­но свя­за­н­ный с из­де­ли­ем но­си­тель (би­р­ку), без дуб­ли­ро­ва­ния это­го ко­да не­по­сред­ствен­но на са­мом из­де­ли­и

При оцен­ке не­об­хо­ди­мо­сти про­ве­де­ния НИР по вы­яв­ле­нию це­ле­со­об­раз­но­сти двой­но­го на­не­се­ния од­них и тех же дву­мер­ных штри­хо­вых ко­дов в про­цес­се мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий (на не­раз­ры­в­но свя­за­н­ную с из­де­ли­ем би­р­ку и, дуб­ли­ру­ю­щее на­не­се­ние, не­по­сред­ствен­но на са­мо юве­ли­р­ное из­де­лие), мы ис­хо­дим из сле­ду­ю­щих пред­по­сы­лок.

1. Ци­ф­ро­ви­за­ция тех­но­ло­гий кон­тро­ля – ва­ж­ная тен­ден­ция, при­зван­ная со­дей­ство­вать по­вы­ше­нию про­из­во­ди­тель­но­сти и кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сти от­рас­ли, вво­дя­щей ци­ф­ро­ви­за­цию. Эта тех­но­ло­гия дол­ж­на за­ме­нять уста­рев­шие тех­но­ло­гии, ра­нее ис­поль­зо­вав­ши­е­ся в сфе­ре кон­тро­ля. Са­мо по се­бе сна­б­же­ние то­ва­ров дву­мер­ным штри­хо­вым ко­дом по­нят­но и не вы­зы­ва­ет ни­ка­ко­го от­тор­же­ния у биз­не­са. Во­прос вы­зы­ва­ет смысл дуб­ли­ро­ва­ния на по­верх­но­сти из­де­лий дву­мер­ных штри­хо­вых ко­дов, ко­то­рые та­к­же пе­ча­та­ют­ся на не­раз­ры­в­но скре­п­лен­ной с из­де­ли­я­ми би­р­ке (яр­лы­ке).

Од­на­ко си­сте­ма ГИИС ДМДК бы­ла за­пу­ще­на не в за­ме­ну пре­ж­них тех­но­ло­гий, а в до­пол­не­ние к ни­м. На­не­се­ние на юве­ли­р­ные из­де­лия от­тис­ка имен­ни­ка и го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го клей­ма в про­би­р­ной па­ла­те как бы­ло, так и оста­лось с внед­ре­ни­ем ГИИС ДМДК, но те­перь к этим со­хра­ня­ю­щи­м­ся от­тис­кам на­не­се­ния на юве­ли­р­ные из­де­лия тре­тье­го эле­мен­та – дву­мер­но­го штри­хо­во­го ко­да (Да­та Мат­рикс ко­да). Та­ким об­ра­зом, ци­ф­ро­ви­за­ция кон­тро­ля в юве­ли­р­ной от­рас­ли не сни­зи­ла, а, на­про­тив, ­по­вы­си­ла ад­ми­ни­стра­тив­ную на­груз­ку на биз­нес, сни­зив, тем са­мым, кон­ку­рен­то­с­по­соб­ность рос­сий­ской про­дук­ции.

При этом тре­бо­ва­ние на­не­се­ния не­по­сред­ствен­но на из­де­лие еще од­но­го зна­ка (дву­мер­но­го штри­хо­во­го Да­та Мат­рикс ко­да) пе­ре­гру­жа­ет из­де­лие эле­мен­та­ми, ни­как не от­но­ся­щи­ми­ся к ди­зай­ну и твор­че­ской за­ду­м­ке юве­ли­ра.

2. Ре­ше­ние о на­не­се­нии не­по­сред­ствен­но на юве­ли­р­ные из­де­лия дву­мер­но­го штри­хо­во­го ко­да ни­как ­не мо­жет слу­жить ин­те­ре­сам за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей, т.к. роз­ни­ч­ные по­ку­па­те­ли ни­как не мо­гут са­мо­сто­я­тель­но счи­тать этот ми­к­ро­штри­хо­вой код с из­де­ли­я.

3.С­чи­ты­вать на­не­сен­ный дву­мер­ный штри­хо­вой код с са­мих из­де­лий пла­ни­ру­ет­ся лишь один раз, у их про­из­во­ди­те­ля, в мо­мент по­сту­п­ле­ния из­де­лий из Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты с опро­бо­ва­ния, клей­ме­ния и на­не­се­ния это­го ко­да. Да и то лишь для по­треб­но­сти, обу­с­ло­в­лен­ной дан­ной тех­но­ло­ги­ей – для то­го, что­бы в пар­тии оди­на­ко­вых из­де­лий пра­виль­но со­о­т­не­сти при­кре­п­ля­е­мую к из­де­лию би­р­ку ко­ду, на­не­сен­но­му в Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­те на са­мо из­де­лие.

Тех­но­ло­ги­че­ски на­не­се­ние дву­мер­но­го штри­хо­во­го ми­к­ро­ко­да не­по­сред­ствен­но на юве­ли­р­ное из­де­лие осу­ще­ств­ля­ет­ся в от­де­ле­ни­ях Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты в раз­рыв про­из­вод­ствен­ной це­поч­ки. Т.е. при по­сту­п­ле­нии про­мар­ки­ро­ван­ных юве­ли­р­ных из­де­лий из Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты, про­из­во­ди­те­лю не­об­хо­ди­мо счи­тать дан­ную мар­ки­ро­в­ку для со­о­т­не­се­ния из­де­лия с би­р­кой, на ко­то­рой на­пе­ча­тан ана­ло­ги­ч­ный дву­мер­ный штри­хо­вой код с тем же ин­ди­ви­ду­аль­ным но­ме­ром из­де­лия (УИН). Для че­го тре­бу­ет­ся:

- вы­де­ле­ние ра­бо­че­го ме­ста;

- ос­на­ще­ние ра­бо­че­го ме­ста счи­ты­ва­те­ля­ми ми­к­ро­ко­дов и ко­м­пью­тер­ным обо­ру­до­ва­ни­ем.

Пе­ре­чис­лен­ное не­сет про­из­во­ди­те­лю ­до­пол­ни­тель­ные фи­нан­со­вые и ад­ми­ни­стра­тив­ные (вре­мен­ные) из­дер­ж­ки, осо­бен­но осло­ж­ня­ю­щи­е­ся ча­сты­ми слу­ча­я­ми не­чи­та­е­мо­сти ми­к­ро­ко­до­в, на­не­сен­ных на по­верх­ность из­де­лий.

В ито­ге, из-­за ис­кус­ствен­но со­з­дан­ных за­трат про­из­во­ди­те­ля, рас­тет се­бе­сто­и­мость про­из­во­ди­мых из­де­лий и с­ни­жа­ет­ся их кон­ку­рен­то­с­по­соб­ность по це­не да­же на внут­рен­нем ры­н­ке, по срав­не­нию с им­пор­ти­ру­е­мы­ми юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми.

4. Фи­ни­ш­ная об­ра­бо­т­ка юве­ли­р­ных из­де­лий осу­ще­ств­ля­ет­ся уже по­с­ле на­не­се­ния на них дву­мер­ных штри­хо­вых ко­дов.Не­чи­та­е­мость на­не­сен­ных в Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­те дву­мер­ных штри­хо­вых ми­к­ро­ко­дов в ря­де слу­ча­ев (о­со­бен­но для ма­ло­га­ба­ри­т­ных из­де­лий) ино­г­да но­сит мас­со­вый ха­ра­к­тер.

В этом слу­чае из­де­лие на­прав­ля­ет­ся в Фе­де­раль­ную про­би­р­ную па­ла­ту на по­в­тор­ную мар­ки­ро­в­ку, при ко­то­рой пре­ж­няя мар­кер­ная мет­ка за­ш­ли­фо­вы­ва­ет­ся и на­но­си­т­ся но­вая. При этом ­под­вер­га­ет­ся ри­с­ку це­ло­ст­ность юве­ли­р­но­го из­де­лия с уже за­кре­п­лен­ны­ми до­ро­ги­ми встав­ка­ми из дра­го­цен­ных ка­м­ней­.

5.Ре­ше­ние о дуб­ли­ро­ва­нии в хо­де мар­ки­ро­в­ки то­ва­ра о на­не­се­нии мар­кер­ных зна­ков как на но­си­тель, свя­за­н­ный с то­ва­ром, так и на сам то­вар, не яв­ля­ет­ся един­ствен­но воз­мо­ж­ным.

На­при­мер, в си­сте­ме мар­ки­ро­в­ки Мин­про­м­тор­га «Че­ст­ный знак» (о­пе­ра­тор ЦРПТ) в за­ви­си­мо­сти от ти­па то­ва­ра мар­ки­ро­в­ка на­но­си­т­ся ли­бо не­по­сред­ствен­но на сам то­вар, ли­бо на но­си­тель, с ним свя­за­н­ный. И вне за­ви­си­мо­сти от то­го, ку­да имен­но на­не­сен знак мар­ки­ро­в­ки, то­вар при­з­на­ет­ся мар­ки­ро­ван­ным. Дан­ная нор­ма за­кре­п­ле­на за­ко­но­да­тель­но в Фе­де­раль­ном за­ко­не №381-ФЗ. Бо­лее то­го, утвер­ж­ден спи­сок то­ва­ров, под­ле­жа­щих мар­ки­ро­в­ке.

Од­на­ко в ра­м­ках кон­тро­ля за обо­ро­том юве­ли­р­ных из­де­лий в ГИИС ДМДК ­без ка­ко­го-­ли­бо обос­но­ва­ни­я бы­ло уста­но­в­ле­но, что мар­ки­ро­в­кой при­з­на­ет­ся на­не­се­ние дву­мер­ных штри­хо­вых ко­дов ис­клю­чи­тель­но не­по­сред­ствен­но на са­мо юве­ли­р­ное из­де­лие.

В то же вре­мя, лю­бая ци­ф­ро­ви­за­ция про­цес­сов дол­ж­на пре­сле­до­вать по­нят­ные це­ли, на­при­мер:

- по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да в дан­ной сфе­ре,

- по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти кон­тро­ля за обо­ро­том,

- за­щи­та прав по­тре­би­те­лей­;

- сбор ста­ти­сти­че­ской ин­фор­ма­ции об обо­ро­те то­ва­ра.

В­се эти за­да­чи, вклю­чая за­да­чи осу­ще­ств­ле­ния про­сле­жи­ва­е­мо­сти и кон­тро­ля за обо­ро­том, по на­ше­му глу­бо­ко­му убе­ж­де­нию, в ра­м­ках ГИИС ДМДК мо­гут быть успе­ш­но ре­ше­ны пу­тем ор­га­ни­за­ции про­сле­жи­ва­е­мо­сти без ис­поль­зо­ва­ния дуб­ли­ро­ва­ния мар­ки­ро­в­ки на но­си­те­ле, не­раз­ры­в­но свя­за­н­ном с то­ва­ром, и не­по­сред­ствен­но на са­мом то­ва­ре.Но ни­ка­ко­го на­уч­но-­тех­ни­че­ско­го обос­но­ва­ния не­об­хо­ди­мо­сти дуб­ли­ро­ва­ния на­не­се­ния дву­мер­ных штри­хо­вых ко­дов как на но­си­те­лях, не­раз­ры­в­но свя­за­н­ных с то­ва­ром (би­р­ке юве­ли­р­но­го из­де­лия), так и не­по­сред­ствен­но на са­мих из­де­ли­ях, пре­до­став­ле­но не бы­ло.

6. Дуб­ли­ро­ва­ние на­не­се­ния дву­мер­но­го штри­хо­во­го ко­да и на би­р­ку, и на са­мо из­де­лие вво­ди­лось, со слов пред­ста­ви­те­лей Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты, для то­го, что­бы пре­до­т­вра­тить ри­с­ки «пе­ре­ве­ши­ва­ния» би­рок у из­де­лий.

Но та­кое «пе­ре­ве­ши­ва­ние» в при­н­ци­пе бес­смыс­лен­но для участ­ни­ков ры­н­ка, т.к.кон­троль в си­сте­ме ГИИС ДМДК осу­ще­ств­ля­ет­ся на уро­в­не обоб­щен­ных баз дан­ных обо­ро­то­в по всем пред­при­я­ти­ям от­рас­ли, и для ка­ж­до­го пред­при­я­тия су­м­мар­ное ко­ли­че­ство вы­шед­ше­го в ви­де из­де­лий дра­го­цен­но­го ме­тал­ла дол­ж­но со­о­т­вет­ство­вать су­м­мар­но­му ко­ли­че­ству ме­тал­ла во­шед­ше­го. Т.е.«­пе­ре­ве­ши­ва­ние» би­рок не мо­жет иметь эко­но­ми­че­ско­го смыс­ла ни на про­из­вод­стве, ни в тор­го­в­ле.

Юве­ли­р­ное со­об­ще­ство не­од­но­крат­но ука­зы­ва­ло, что в усло­ви­ях пла­ни­ру­е­мо­го вве­де­ния раз­ре­ши­тель­но­го ме­то­да про­би­тия кас­со­во­го че­ка (по­с­ле под­твер­ж­де­ния в Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­те ле­галь­но­сти роз­ни­ч­ной про­да­жи дан­но­го из­де­лия по счи­ты­ва­нию дву­мер­но­го штри­хо­во­го ко­да с би­р­ки из­де­лия) ­не оста­нет­ся ни­ка­ких ри­с­ков ис­поль­зо­ва­ния для кон­тро­ля за про­сле­жи­ва­е­мо­стью обо­ро­та ис­клю­чи­тель­но на­не­сен­но­го на би­р­ки дву­мер­но­го штри­хо­во­го ко­да. При этом пе­ре­ход с уве­до­ми­тель­но­го на раз­ре­ши­тель­ный ме­то­ды про­би­тия фис­каль­но­го че­ка в роз­ни­ч­ной тор­го­в­ле юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми – во­прос уже по­чти ре­шен­ный.

7. Вве­дя при­з­на­ние «мар­ки­ро­в­кой» на­не­се­ние дву­мер­но­го штри­хо­во­го ко­да ис­клю­чи­тель­но на са­мо юве­ли­р­ное из­де­лие, По­ста­но­в­ле­ние №270 от 26 фев­ра­ля 2021 г. в ча­сти ис­поль­зо­ва­ния тер­ми­на «мар­ки­ро­в­ка» де-­ю­ре всту­пи­ло в про­ти­во­ре­чие с Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 28 де­ка­б­ря 2009 г. N 381-ФЗ "Об ос­но­вах го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­го­вой де­я­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и", в ко­то­ром из­ло­жен иной смысл тер­ми­на (воз­мо­ж­ность на­не­се­ния мар­ки­ро­в­ки как не­по­сред­ствен­но на сам то­вар, так и на но­си­тель, с ним свя­за­н­ный).

8. От­каз от на­не­се­ния дуб­ли­ру­ю­ще­го дву­мер­но­го штри­хо­во­го ко­да не­по­сред­ствен­но на юве­ли­р­ные из­де­лия ­поз­во­лит Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­те сэко­но­мить су­ще­ствен­ные бюд­жет­ные сред­ствакак на за­ку­п­ку не­об­хо­ди­мо­го обо­ру­до­ва­ния для на­не­се­ния дву­мер­ных штри­хо­вых ко­дов, так и на опла­ту тру­да со­труд­ни­ков, от­в­ле­ка­е­мых на про­ста­но­в­ку мар­ки­ро­в­ки.

Та­к­же, вы­сво­бо­ж­де­ние со­труд­ни­ков поз­во­лит бо­лее эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать их для про­ве­де­ния ме­ро­при­я­тий по со­б­лю­де­нию пра­вил обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий на ры­н­ке.

9.В слу­чае на­прав­ле­ния юве­ли­р­ных из­де­лий, со­дер­жа­щих на сво­ей по­верх­но­сти дву­мер­ный штри­хо­вой код, на экс­порт, воз­ни­ка­ет риск не­у­мы­ш­лен­но­го ока­за­ния по­мо­щи не­дру­же­ствен­ным юри­с­ди­к­ци­ям в со­б­лю­де­нии сан­к­ци­он­но­го ре­жи­ма в от­но­ше­ние Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и, т.к. на­ли­чие на из­де­ли­ях дву­мер­но­го штри­хо­во­го ко­да с УИН из­де­лия поз­во­ля­ет по­лу­чить о дан­ном из­де­лии ис­чер­пы­ва­ю­щую до­ка­за­тель­ную ин­фор­ма­цию как о его про­ис­хо­ж­де­нии, так и по­сле­ду­ю­щем обо­ро­те.

10.В слу­чае на­прав­ле­ния юве­ли­р­ных из­де­лий, со­дер­жа­щих на сво­ей по­верх­но­сти дву­мер­ный штри­хо­вой код, на экс­пор­т, на­ли­чие на из­де­лии дву­мер­но­го штри­хо­во­го ко­да тем бо­лее бес­смыс­лен­но, что Фе­де­раль­ная про­би­р­ная па­ла­та не име­ет воз­мо­ж­но­сти дей­ство­вать за пре­де­ла­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (о­су­ще­ств­лять про­вер­ку юве­ли­р­ных из­де­лий).

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->