Золотых дел маркер: власти одобрили отмену клеймения ювелирки при экспорте

Раздел: Рынки
22 марта 2024 г.

С юве­ли­р­ных из­де­лий, ко­то­рые про­да­ют за пре­де­ла­ми ЕАЭС, ис­чез­нет клей­мо — на­но­сить знак про­бы и жен­ско­го про­фи­ля в ко­ко­ш­ни­ке (при­знак вы­пус­ка в РФ) бу­дет не обя­за­тель­но. Вме­сто это­го укра­ше­ния дол­ж­ны быть про­мар­ки­ро­ва­ны спе­ци­аль­ным QR-ко­дом. Та­кие по­прав­ки под­дер­жа­ла прав­ко­мис­сия по за­ко­но­про­ек­т­ной де­я­тель­но­сти. Сей­час рос­сий­ское клей­мо в дру­гих стра­нах вос­при­ни­ма­ют как де­фект. Из­ме­не­ния ну­ж­ны, что­бы у экс­пор­те­ров не бы­ло пре­пят­ствий при вы­хо­де на но­вые за­ру­бе­ж­ные ры­н­ки. Впро­чем, биз­нес опа­са­ет­ся, что аль­тер­на­тив­ная мар­ки­ро­в­ка при­ве­дет к до­пол­ни­тель­ным из­дер­ж­кам.

По­че­му вла­сти хо­тят от­ме­нить обя­за­тель­ное клей­ме­ние юве­ли­р­ки

С сен­тяб­ря это­го го­да рос­сий­ским экс­пор­те­рам раз­ре­шат не на­но­сить клей­мо на юве­ли­р­ные из­де­лия, пред­на­з­на­чен­ные на про­да­жу вне Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за (ЕАЭС). Вме­сто это­го им при­дет­ся ста­вить дву­мер­ный штрих­код, сле­ду­ет из до­ку­мен­та Мин­фи­на. Пра­ви­тель­ствен­ная ко­мис­сия по за­ко­но­про­ек­т­ной де­я­тель­но­сти под­дер­жа­ла из­ме­не­ния 18 мар­та. Источ­ник в пра­ви­тель­стве под­твер­дил «Из­ве­сти­ям» эту ин­фор­ма­цию.

Сей­час по­тен­ци­аль­ные за­ру­бе­ж­ные по­ку­па­те­ли вос­при­ни­ма­ют клей­мо на юве­ли­р­ных из­де­ли­ях из Рос­сии как де­фект, го­во­ри­т­ся в ма­те­ри­а­лах к про­ек­ту по­ста­но­в­ле­ния. Там под­чер­ки­ва­ет­ся: цель из­ме­не­ний — по­вы­ше­ние кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сти оте­че­ствен­ных укра­ше­ний из дра­г­ме­тал­лов на ми­ро­вом ры­н­ке. По оцен­ке Мин­фи­на, но­во­вве­де­ния поз­во­лят до­бить­ся та­кой за­да­чи к 2026 го­ду. «Из­ве­стия» на­пра­ви­ли за­прос в ве­до­м­ство.

Та­кое по­ру­че­ние дал пре­зи­дент РФ Вла­ди­мир Пу­тин по ито­гам май­ской встре­чи с пред­ста­ви­те­ля­ми биз­нес-­объ­е­ди­не­ния «Де­ло­вая Рос­сия», сле­ду­ет из по­яс­ни­тель­ной за­пис­ки к до­ку­мен­ту.

Но­вая же ини­ци­а­ти­ва пред­по­ла­га­ет на­не­се­ние штрих­ко­да на экс­пор­ти­ру­е­мые из­де­лия вме­сто клей­ма. Фе­де­раль­ная про­би­р­ная па­ла­та под­дер­жи­ва­ет из­ме­не­ния, ска­за­ли «Из­ве­сти­ям» в пресс-слу­ж­бе го­сор­га­на.

Там до­ба­ви­ли, что юве­ли­р­ные укра­ше­ния без клей­ма, пред­на­з­на­чен­ные для экс­пор­та, но ко­то­рые по ка­ким-то при­чи­нам не по­ки­ну­ли тер­ри­то­рию РФ, не смо­гут про­сто так вер­нуть­ся на оте­че­ствен­ный ры­нок. Клей­мо бу­дут про­став­лять в зо­не та­мо­ж­ни. Это ну­ж­но для ми­ни­ми­за­ции ри­с­ков ро­ста кон­тра­фа­к­та внут­ри РФ, под­чер­к­ну­ли в па­ла­те.

Как за­ме­на клей­ма штрих­ко­дом по­в­ли­я­ет на про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ки

В Рос­сии обя­за­тель­ное клей­ме­ние юве­ли­р­ных из­де­лий пре­ду­смо­т­ре­но для га­ран­тии ин­те­ре­сов пред­при­ни­ма­те­ля и по­тре­би­те­ля, от­ме­тил пред­се­да­тель прав­ле­ния Ас­со­ци­а­ции юри­стов Рос­сии Вла­ди­мир Груз­дев. По­ку­па­тель дол­жен быть уве­рен, что из­де­лие на­д­ле­жа­ще­го ка­че­ства, и в нем ро­в­но столь­ко дра­г­ме­тал­ла, сколь­ко дол­ж­но быть, до­ба­вил он.

По сло­вам экс­пе­р­та, ини­ци­а­ти­ва Мин­фи­на поз­во­лит по­вы­сить экс­пор­т­ный по­тен­ци­ал оте­че­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей. При этом на­не­се­ние QR-ко­да га­ран­ти­ру­ет точ­ный учет ка­ж­до­го из­де­лия, по­яс­нил Груз­дев.

В «Де­ло­вой Рос­сии» счи­та­ют, что за­ме­на про­би­р­но­го клей­ма QR-ко­дом не при­ве­дет к зна­чи­тель­но­му эф­фек­ту, по­то­му что эта мар­ки­ро­в­ка та­к­же мо­жет вы­г­ля­деть как изъ­ян для за­ру­бе­ж­ных по­ку­па­те­лей.

— Ино­стран­ные им­пор­те­ры не бу­дут ра­ды са­ми уда­лять штрих­код с из­де­лия — это тре­бу­ет за­трат и вре­ме­ни, и мо­жет по­вре­дить то­вар. Кро­ме то­го, мар­ки­ро­в­ка при­вя­за­на к рос­сий­ской ГИИС ДМДК, ко­то­рая для за­ру­бе­ж­ных по­ку­па­те­лей и ре­гу­ля­то­ров не­до­сту­п­на, — от­ме­ти­ли в биз­нес-­объ­е­ди­не­нии.

Ре­а­ли­за­ция ре­ше­ния по­в­ле­чет до­пол­ни­тель­ные рас­хо­ды экс­пор­те­ров, уве­ре­ны в «Де­ло­вой Рос­сии». Там объ­яс­ни­ли: для мар­ки­ро­в­ки при­дет­ся со­з­да­вать боль­ше ра­бо­чих ме­ст, по­ку­пать спе­ци­аль­ное обо­ру­до­ва­ние и про­гра­м­м­ное обес­пе­че­ние.

Кро­ме то­го, ну­ж­но бу­дет до­став­лять из­де­лия в Фе­де­раль­ную про­би­р­ную па­ла­ту для на­не­се­ния штрих­ко­дов и ждать вы­пол­не­ния про­це­ду­ры, что от­ло­жит сро­ки по­ста­вок и по­лу­че­ния вы­руч­ки. А ес­ли код не бу­дет чи­тать­ся, укра­ше­ние ну­ж­но бу­дет за­по­ли­ро­вать и прой­ти про­це­ду­ру за­но­во, рас­ска­за­ли пред­ста­ви­те­ли биз­не­са.

— Ини­ци­а­ти­ва об­су­ж­да­ет­ся на про­тя­же­нии по­след­них пя­ти лет. Экс­пор­те­ры дав­но жа­лу­ют­ся на из­бы­точ­ный кон­троль со сто­ро­ны го­су­дар­ства при про­да­же юве­ли­р­ной про­дук­ции за гра­ни­цу, — по­де­ли­лась до­цент ка­фед­ры эко­но­ми­че­ской тео­рии РЭУ им. Г.В. Пле­ха­но­ва Ека­те­ри­на Но­ви­ко­ва.

Бо­лее то­го, биз­нес пла­тит по­ш­ли­ны за опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние из­де­лий и не­сет рас­хо­ды на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ную тран­с­пор­ти­ро­в­ку, до­ба­ви­ла экс­перт. А на­не­се­ние штрих­ко­да бу­дет спо­соб­ство­вать ро­сту объ­е­мов про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий за ру­бе­жом, что при­ве­дет к уве­ли­че­нию при­бы­ли участ­ни­ков ры­н­ка, уве­ре­на она.

С 2022 го­да офи­ци­аль­ные дан­ные по экс­пор­ту укра­ше­ний из дра­г­ме­тал­лов не пуб­ли­ку­ют­ся, на­по­м­нил ана­ли­тик Freedom Finance Global Вла­ди­мир Чер­нов. По по­след­ней ин­фор­ма­ции, в 2021-м он вы­рос до $144 млн. Воз­мо­ж­но, сей­час он уже пре­вы­сил $170–200 млн, так как ми­ро­вые це­ны на зо­ло­то с то­го вре­ме­ни при­ба­ви­ли при­мер­но 15%, оце­нил экс­перт.

По сло­вам Вла­ди­ми­ра Чер­но­ва, но­во­вве­де­ния вряд ли зна­чи­тель­но от­ра­зят­ся на сто­и­мо­сти юве­ли­р­ных из­де­лий, по­сколь­ку по­прав­ки не пред­по­ла­га­ют се­рьез­но­го ро­ста из­дер­жек про­из­во­ди­те­лей.


[ deloros.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->