С ювелирных изделий, которые продают за пределами ЕАЭС, исчезнет клеймо — наносить знак пробы и женского профиля в кокошнике (признак выпуска в РФ) будет не обязательно. Вместо этого украшения должны быть промаркированы специальным QR-кодом. Такие поправки поддержала правкомиссия по законопроектной деятельности. Сейчас российское клеймо в других странах воспринимают как дефект. Изменения нужны, чтобы у экспортеров не было препятствий при выходе на новые зарубежные рынки. Впрочем, бизнес опасается, что альтернативная маркировка приведет к дополнительным издержкам.
С сентября этого года российским экспортерам разрешат не наносить клеймо на ювелирные изделия, предназначенные на продажу вне Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Вместо этого им придется ставить двумерный штрихкод, следует из документа Минфина. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала изменения 18 марта. Источник в правительстве подтвердил «Известиям» эту информацию.
Сейчас потенциальные зарубежные покупатели воспринимают клеймо на ювелирных изделиях из России как дефект, говорится в материалах к проекту постановления. Там подчеркивается: цель изменений — повышение конкурентоспособности отечественных украшений из драгметаллов на мировом рынке. По оценке Минфина, нововведения позволят добиться такой задачи к 2026 году. «Известия» направили запрос в ведомство.
Такое поручение дал президент РФ Владимир Путин по итогам майской встречи с представителями бизнес-объединения «Деловая Россия», следует из пояснительной записки к документу.
Новая же инициатива предполагает нанесение штрихкода на экспортируемые изделия вместо клейма. Федеральная пробирная палата поддерживает изменения, сказали «Известиям» в пресс-службе госоргана.
Там добавили, что ювелирные украшения без клейма, предназначенные для экспорта, но которые по каким-то причинам не покинули территорию РФ, не смогут просто так вернуться на отечественный рынок. Клеймо будут проставлять в зоне таможни. Это нужно для минимизации рисков роста контрафакта внутри РФ, подчеркнули в палате.
В России обязательное клеймение ювелирных изделий предусмотрено для гарантии интересов предпринимателя и потребителя, отметил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. Покупатель должен быть уверен, что изделие надлежащего качества, и в нем ровно столько драгметалла, сколько должно быть, добавил он.
По словам эксперта, инициатива Минфина позволит повысить экспортный потенциал отечественных производителей. При этом нанесение QR-кода гарантирует точный учет каждого изделия, пояснил Груздев.
В «Деловой России» считают, что замена пробирного клейма QR-кодом не приведет к значительному эффекту, потому что эта маркировка также может выглядеть как изъян для зарубежных покупателей.
— Иностранные импортеры не будут рады сами удалять штрихкод с изделия — это требует затрат и времени, и может повредить товар. Кроме того, маркировка привязана к российской ГИИС ДМДК, которая для зарубежных покупателей и регуляторов недоступна, — отметили в бизнес-объединении.
Реализация решения повлечет дополнительные расходы экспортеров, уверены в «Деловой России». Там объяснили: для маркировки придется создавать больше рабочих мест, покупать специальное оборудование и программное обеспечение.
Кроме того, нужно будет доставлять изделия в Федеральную пробирную палату для нанесения штрихкодов и ждать выполнения процедуры, что отложит сроки поставок и получения выручки. А если код не будет читаться, украшение нужно будет заполировать и пройти процедуру заново, рассказали представители бизнеса.
— Инициатива обсуждается на протяжении последних пяти лет. Экспортеры давно жалуются на избыточный контроль со стороны государства при продаже ювелирной продукции за границу, — поделилась доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова.
Более того, бизнес платит пошлины за опробование и клеймение изделий и несет расходы на специализированную транспортировку, добавила эксперт. А нанесение штрихкода будет способствовать росту объемов продаж ювелирных изделий за рубежом, что приведет к увеличению прибыли участников рынка, уверена она.
С 2022 года официальные данные по экспорту украшений из драгметаллов не публикуются, напомнил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По последней информации, в 2021-м он вырос до $144 млн. Возможно, сейчас он уже превысил $170–200 млн, так как мировые цены на золото с того времени прибавили примерно 15%, оценил эксперт.
По словам Владимира Чернова, нововведения вряд ли значительно отразятся на стоимости ювелирных изделий, поскольку поправки не предполагают серьезного роста издержек производителей.