О чем говорит статистика внешнеторгового оборота ДМДК за четверть века? Ювелирные изделия

Раздел: Рынки
22 января 2024 г.

Ми­ро­вой ры­нок юве­ли­р­ных из­де­лий по­след­нюю чет­верть ве­ка рос уме­рен­ны­ми те­м­па­ми, и за 27 лет вы­рос по объ­е­мам в дол­ла­рах с $15,7 млрд. в 1995 го­ду до $93,5 млрд. в 2021 го­ду. Это без ма­ло­го в 6 раз. Ем­кость ми­ро­во­го ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий су­ще­ствен­на для ми­ро­вой эко­но­ми­ки, т.к. со­став­ля­ет по­ряд­ка 0,44% от об­щей ми­ро­вой тор­го­в­ли.

В рос­сий­ской вне­ш­ней тор­го­в­ле юве­ли­р­ны­ми им­порт пре­об­ла­да­ет над экс­пор­том на­рас­та­ю­щим ито­гом по 27 го­дам в 2,6 ра­за. Рос­сий­ский экс­порт и им­порт юве­ли­р­ных из­де­лий от­ли­ча­ет вы­со­кая не­ста­биль­ность от го­да к го­ду. Как по го­до­вым объ­е­мам вне­ш­не­тор­го­вой де­я­тель­но­сти, так и по стра­нам-­на­прав­ле­ни­ям:

Вряд ли мо­ж­но ска­зать, что дан­ные та­мо­ж­ни спо­соб­ны от­ра­зить ре­аль­ную си­ту­а­цию с экс­пор­том и им­пор­том юве­ли­р­ных из­де­лий на столь дли­тель­ном пе­ри­о­де ана­ли­за.

ЭКСПОРТ

За 27 лет су­м­мар­ный офи­ци­аль­ный экс­порт юве­ли­р­ных из­де­лий из Рос­сии со­ста­вил $3,265 млрд., что со­ста­ви­ло все­го 1,23% от экс­пор­та всех ДМДК за этот пе­ри­од. Что не уди­ви­тель­но - в 2021 г. до­ля Рос­сии в ми­ро­вом экс­пор­те юве­ли­р­ных из­де­лий со­ста­ви­ла все­го-­на­в­се­го 0,15%.

Кро­шеч­ная до­ля экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий в струк­ту­ре об­ще­го экс­пор­та ДМДК из Рос­сии от­ча­сти объ­яс­ня­ет­ся тем, что Рос­сия – стра­на с огро­м­ны­ми за­па­са­ми по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, и, в част­но­сти, дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Од­на­ко в аб­со­лют­ной ве­ли­чи­не этот экс­порт бы­ло бы ло­ги­ч­но ви­деть на­м­но­го боль­шим – ведь юве­ли­р­ные из­де­лия – это про­дук­ция из ДМДК с ма­к­си­маль­ной до­ба­воч­ной сто­и­мо­стью. По­это­му се­го­дня­ш­няя до­ля экс­пор­та (в 2021 го­ду) в 0,15% от ми­ро­во­го обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий не вы­дер­жи­ва­ет ни­ка­кой кри­ти­ки – она не­до­пу­сти­мо ма­ла! И ес­ли от­бро­сить «о­со­бый» ха­ра­к­тер экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий в 2013 и 2014 го­дах, то ни­ко­г­да эта до­ля и не бы­ла зна­чи­тель­ной.

При­чи­на та­ко­го сла­бо­го экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий из Рос­сии дав­но и хо­ро­шо из­ве­ст­на и об­су­ж­да­лась бес­чис­лен­ное чис­ло раз – край­не вы­со­кая ад­ми­ни­стра­тив­ная и на­ло­го­вая на­груз­ка на пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щую про­мы­ш­лен­но­сть.

Па­ра слов про «о­со­бый» ха­ра­к­тер экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий в 2013 и 2014 го­дах. Есте­ствен­ной ры­ноч­ной си­ту­а­ци­ей всплеск экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий за эти го­ды объ­яс­нить труд­но. Как пи­сал «Форбс» (https://www.forbes.ru/biznes/439261-kak-brend-ukrasenij-sokolov-perezil-neskol-ko-krizisov-i-bankrotstvo), имен­но на тот пе­ри­од при­шлась ак­тив­ная ра­бо­та ФНС по вы­яв­ле­нию се­рых схем упла­ты на­ло­го­в.А в ра­м­ках этих се­рых схем был за­дей­ство­ван и экс­порт.

Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что в пре­зен­та­ции ис­поль­зо­ва­ны дан­ные The Observatory of Economic Complexity (OEC). Дан­ные ФТС Рос­сии по экс­пор­ту мо­гут не­м­но­го от­ли­чать­ся от этих дан­ных, но обы­ч­но ме­нее, чем на 5%. За­то дан­ные с это­го ре­сур­са удоб­но со­по­став­лять с дан­ны­ми объ­е­мов ВЭД в дру­гих стра­нах. На­при­мер, два пи­ко­вых и два по­сле­ду­ю­щих зна­че­ния экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий в 2013 – 2016 го­дах по дан­ным ФТС Рос­сии вы­г­ля­дят так:

Се­год­ня, в усло­ви­ях сан­к­ци­он­но­го дав­ле­ния, раз­ви­вать экс­порт юве­ли­р­ных из­де­лий из Рос­сии мо­ж­но в огра­ни­чен­ное чис­ло стран, но, как и ра­нь­ше – пре­ж­де все­го, в дру­же­ствен­ные стра­ны бы­в­ше­го СССР – Бе­ло­рус­сию, Ка­за­х­стан и др. Но для раз­ви­тия экс­пор­та не­об­хо­ди­мо обес­пе­че­ние кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сти рос­сий­ской юве­ли­р­ной про­дук­ции не толь­ко по ка­че­ству (что уже до­сти­г­ну­то), но и по це­не. А вот здесь у нас од­ни про­б­ле­мы.

На от­но­си­тель­но вы­со­кий уро­вень за­р­плат в от­рас­ли се­то­вать не при­хо­ди­т­ся, это дан­но­сть. Но вот вне­про­из­вод­ствен­ная ад­ми­ни­стра­тив­ная на­груз­ка на про­из­во­ди­те­лей в ви­де об­слу­жи­ва­ния ГИИС ДМДК, тре­бо­ва­ний Рос­фин­мо­ни­то­рин­га – это то, что но­сит чи­сто ис­кус­ствен­ный ха­ра­к­тер, до­пол­ни­тель­но сни­жа­ю­щий кон­ку­рен­то­с­по­соб­ность рос­сий­ских юве­ли­р­ных из­де­лий на вне­ш­них ры­н­ках. И ес­ли бы толь­ко это! Но про­б­лем ку­да боль­ше.

Это и ввоз­ные по­ш­ли­ны на все ви­ды ка­м­ней, ко­то­рых у нас нет во­в­се (кро­ме до­ста­точ­но кру­п­ных бри­л­ли­ан­тов и в не­боль­шой ча­сти – изу­мру­дов).

Это край­не сло­ж­ная и за­трат­ная по вре­ме­ни про­це­ду­ра офор­м­ле­ния экс­пор­та, свя­за­н­ная с уни­каль­ным рос­сий­ским «и­зоб­ре­те­ни­ем» - го­су­дар­ствен­ным кон­тро­лем, до­пол­ня­ю­щим та­мо­жен­ный кон­троль.

Это и от­сут­ствие на пра­к­ти­ке вза­и­м­но­го при­з­на­ния клейм, без ко­то­ро­го из­де­лия при­хо­ди­т­ся по­в­тор­но клей­мить на­ци­о­наль­ным клей­мом.

Это и огра­ни­чен­ное чис­ло та­мо­жен­ных по­стов, где мо­ж­но го­су­дар­ствен­ный кон­троль прой­ти.

Но са­мое уди­ви­тель­ное, что во­пре­ки есте­ствен­ным эко­но­ми­че­ским ин­те­ре­сам го­су­дар­ства по при­о­ри­тет­но­му раз­ви­тию экс­пор­та то­ва­ров с ма­к­си­маль­ной до­ба­воч­ной сто­и­мо­стью (ко­и­ми в сфе­ре ДМДК яв­ля­ют­ся юве­ли­р­ные из­де­лия), мы са­ми с не­по­нят­ны­ми це­ля­ми со­з­да­ем это­му экс­пор­ту до­пол­ни­тель­ные пре­по­ны в ви­де на­не­се­ния не­по­сред­ствен­но на из­де­лия ин­фор­ма­ци­он­ной мар­ки­ро­в­ки, рас­ска­зы­ва­ю­щей об из­де­лии все так по­дроб­но, буд­то хо­тим этим раз­ве­се­лить та­мо­жен­ных ин­с­пе­к­то­ров не­дру­же­ствен­ных стран, сле­дя­щих за сан­к­ци­он­ным ре­жи­мом.

Бо­лее то­го, не­дав­но вве­ден­ная экс­пор­т­ная по­ш­ли­на на ДМДК по­че­му-то за­тро­ну­ла и юве­ли­р­ные из­де­лия, хо­тя та­кая ме­ра в от­но­ше­ние то­ва­ров с вы­со­кой до­ба­воч­ной сто­и­мо­стью вы­г­ля­дит яв­но оши­боч­ной.

А впе­ре­ди экс­порт юве­ли­р­ных из­де­лий из Рос­сии ждут но­вые про­б­ле­мы – стра­ны ЕаЭС на­чи­на­ют вво­дить у се­бя свои соб­ствен­ные си­сте­мы мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий, и вы­со­ка ве­ро­ят­но­сть, что они бу­дет не­со­в­ме­сти­мы с ГИИС ДМДК. Зна­чит, при их вво­зе в стра­ны ЕаЭС по­тре­бу­ет­ся не толь­ко по­в­тор­ное клей­ме­ние, но и по­в­тор­ный ввод в на­ци­о­наль­ные си­сте­мы про­сле­жи­ва­е­мо­сти обо­ро­та!

ИМПОРТ

Су­м­мар­ный офи­ци­аль­ный им­порт юве­ли­р­ных из­де­лий в Рос­сию за 27 лет со­ста­вил - $8,453 млрд., или це­лых 58,7% объ­е­ма им­пор­та всех ДМДК. При этом в ми­ро­вом мас­шта­бе он все рав­но ма­лень­кий - в 2021 г. до­ля Рос­сии в ми­ро­вом им­пор­те юве­ли­р­ных из­де­лий бы­ла все­го 0,30%.

Хо­тя пик офи­ци­аль­но­го им­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий в Рос­сию при­шел­ся на 2008 год, ре­аль­ный объ­ем им­пор­та в бо­лее ран­ние пе­ри­о­ды, воз­мо­ж­но, был бли­же к пи­ко­вым зна­че­ни­ям – но осу­ще­ств­ля­л­ся в те го­ды по боль­шей ча­сти не­ле­галь­но, без упла­ты та­мо­жен­ных по­шлин. Осо­бен­но ве­ли­ко рас­хо­ж­де­ние с ре­аль­но­стью по им­пор­ту на­б­лю­да­ет­ся в дан­ных по 2000-й год.

И­м­порт лю­бых то­ва­ров, с од­ной сто­ро­ны, рас­ши­ря­ет ры­нок этих то­ва­ров, пре­до­став­ляя по­тре­би­те­лям вы­бор, а с дру­гой сто­ро­ны, при на­ли­чии у им­пор­т­ных то­ва­ров ощу­ти­мых пре­и­му­ществ (в на­шем слу­чае – в бо­лее низ­кой сто­и­мо­сти бла­го­да­ря мень­шим из­дер­ж­кам при их про­из­вод­стве за ру­бе­жом), им­порт со­з­да­ет про­б­ле­мы в ви­де не­рав­ной кон­ку­рен­ции для оте­че­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей.

Ес­ли им­порт осу­ще­ств­ля­ет­ся не­ле­галь­но, т.е. не об­кла­ды­ва­ясь ни­ка­кой ввоз­ной по­ш­ли­ной, или по­лу­ле­галь­но (с на­ру­ше­ни­ем опре­де­лен­ных усло­вий им­пор­та), то имен­но не­доб­ро­со­ве­ст­ная це­но­вая кон­ку­рен­ция ста­но­ви­т­ся са­мым опас­ным для оте­че­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей фа­к­то­ром. На на­шем ры­н­ке есть ри­с­ки и то­го, и дру­го­го.

В си­лу ма­лых раз­ме­ров юве­ли­р­ные из­де­лия не­ред­ко бес­по­шлин­но вво­зят­ся фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми как пред­ме­ты ли­ч­но­го поль­зо­ва­ния. Ра­нь­ше это пра­к­ти­ко­ва­лось мас­со­во, но те­перь в мень­ших мас­шта­бах.

Дру­гая про­б­ле­ма бес­кон­троль­но­го вво­за в РФ юве­ли­р­ных из­де­лий за­ру­бе­ж­но­го про­из­вод­ства – это по­ку­п­ки гра­ж­да­на­ми юве­ли­р­ных из­де­лий на за­ру­бе­ж­ных мар­кет­плей­сах. По­ка труд­но оце­нить мас­штаб та­ких ри­с­ков для рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей, т.к. здесь есть мно­го ню­ан­сов, о глав­ном из ко­то­рых и по­го­во­рим в сле­ду­ю­щей ча­сти.

За­то в пол­ный рост сто­ит про­б­ле­ма вво­за им­пор­т­ных юве­ли­р­ных из­де­лий в ра­м­ках тол­лин­га, при ко­то­ром юве­ли­р­ная про­дук­ция, из­го­то­в­лен­ная на тер­ри­то­рии тре­тьих стран (Тур­ции, Ки­тая и т.д.) вво­зи­т­ся в Рос­сию бес­по­шлин­но, как яко­бы из­го­то­в­лен­ная в стра­нах ЕаЭС в ра­м­ках пе­ре­ра­бо­т­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов вне та­мо­жен­ной тер­ри­то­рии по за­ка­зу рос­сий­ских ко­м­па­ний. О ро­сте тол­лин­га кос­вен­но сви­де­тель­ству­ет яко­бы рез­кий рост про­из­вод­ства в не­ко­то­рых стра­нах ЕаЭС (на­при­мер, в Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ке).

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->