Для ломбардов он принес мало хорошего: количество ломбардов сокращается; кредитный портфель не растет; количество проверок органов власти увеличивается; конкуренция с лицами, использующими незаконные преимущества (псевдо-ломбарды, хранители и т.п.), растет.
Банк России, несмотря на неоднократные обращения Ассоциации развития ломбардов, не ввел мораторий на применение ПСК. Посчитав, что отсутствует необходимость в таких мерах. И это несмотря на то, что значительная часть кредиторов такое послабление получила (например, банки рапортуют о невиданной прибыли за 2023 г.), а ключевая ставка, устанавливаемая Банком России, выросла в два раза. Что говорит о двукратном росте стоимости привлечения денежных ресурсов. При этом число открытых ломбардов (думается, что в большинстве случаев это попытка перезапуска бизнеса) составила 30% от числа исключенных из реестр.
Таким образом, сбылись наши прогнозы еще от 2014 г., что число ломбардов сократится до 1500-2000 ломбардов при отсутствии дифференцированного регулирования.
Надеемся, что новый 2024 г. будет для ломбардов более успешным. Регулятор не только будет слышать и учитывать обращения со стороны ломбардов, ассоциаций, их представляющих, но и предпринимать меры для сохранения такого рынка.